|
Каталог
Российских Веб-Серверов |
«Наш
сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов» |
|
Православные Христианские
ресурсы |
|
|
|
|
|
|
НЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ НАУЧНЫМИ ДАННЫМИ
|
|
... нам не выдержать новой смуты, если мы схватимся в междоусобице. Это будет уже последняя кровь. Пока еще есть надежда, пусть и небольшая, на спасение народа, воскресение Руси. Но если начнем свалку, — ничего не останется: ни народа, ни государства нашего Великого.
|
|
Дай бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес; он что-то, кажется, исчез.
|
|
... Одна
неслыханная в истории ложь потянула за собой великое
множество мелкой лжи, клеветы и нелепых обвинений,
которые повлияли на общественное сознание из-за своего
многообразия и неустанного повторения. Сколь долго
будет дальше жить эта ложь и отвратительная манипуляция
людьми? ...
|
|
...мы продолжаем оставаться на позиции поиска исторической истины, сохраняем нашу моральную и интеллектуальную чистоту перед лавиной информации, обрушивающейся на нас...
|
|
|
"...Россия – это не большой северный медведь, возникший на мировой арене неизвестно откуда, как нас пытается представить Запад. Россия – это страна древнейшей культуры, которая смогла пережить и тысячелетия жизни среди вулканов Америки, и период освоения северной Азии, и завоевание Европы, и борьбу с неандертальцами, и Вюрмское оледенение, и потоп мезолита, и неолитическую революцию, и нашествие азиатских степняков, и переход к государственности, и реформу Никона, и гражданскую войну, и потери в борьбе с фашизмом, и проигранную третью мировую войну, закончившуюся распадом СССР и вхождением части бывших соседей и даже союзных республик в НАТО. Несмотря ни на что, Россия – самая крупная страна мира, самая богатая не только полезными ископаемыми, но историей и культурой. Мы пережили замалчивание и фальсификацию нашей истории, как пережили и все другие выпавшие на нас испытания, с достоинством и честью. Но время пришло – и мы вспомним свою историю, как и историю европейцев, наших преемников..."
|
|
1398
Ферапонтов Монастырь
е самый старинный момент истории, но значительный!
|
|
-
Настенная
роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря
показывает совсем необычный, то есть, не традиционный,
но глубочайший богословский и исторический смысл. На
фресках видится совсем другое живописное Священное
Писание, - забытого, истинного православия. В то время,
когда в Европе строили государства и культуру, в так
называемую эпоху "Возрождения",
на Руси уже существовало искусство высочайшего уровня!
-
Необычен рассказ о Рождестве:
На небе восходит ясная звезда, какая раньше никогда
не всходила. По ней, почитав звездную книгу, три царя,
(обратите внимание - все славянские)
они же три больших боярина ("трима царе баш биляре")
догадались о рождении Бога Коляды. Они сели на коней
и отправились искать Царя. С помощью "звездной Юды
самовилы" Волхвы находят место рождения, где Золотая
Матерь (царица) сидит (на царском троне)
с новорожденным Колядой. Они открывают сундуки и дарят
Младенцу подарки.
-
В московских монастырях
и соборах Романовы уничтожили все фрески! Только
чудом уцелевшая работа Дионисия и его артели, в удаленном
от центра северном краю, осталась нам в наследство.
Общая информация.
Ферапонтов монастырь расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова,
в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух
озер - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска,
шумно прыгающая по камням и не замерзающая даже в довольно серьезные морозы.
Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном
от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью,
однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет
величием как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь. Впрочем,
это не означает, что Ферапонтов монастырь не производит впечатления. Вид
на него с противоположного берега Паски зимней морозной ночью под аккомпанемент
реки надолго останется в памяти. Особенно если это будет Ваша первая с
ним встреча.
Краткие страницы истории.
Эта история началась в 1397 году, когда из Москвы в Белозерье вышло двое
монахов - Кирилл и Ферапонт. В том же году они добрались до Сиверского
озера где и основали нынешний Кирилло-Белозерский монастырь, чью историю
в подробностях можно прочитать здесь. В 1398 году Ферапонт покинул Кирилла
с целью основать свой собственный монастырь. Было ли это сделано с целью
решить "квартирный вопрос" или просто из соображений богоугодности
- неизвестно. Короче, в 20 верстах от Кириллова монастыря появляется еще
один - Ферапонтов.
Преподобный Ферапонт имел дворянское происхождение и родился в подмосковном
Волоколамске. В юности был пострижен в монахи московского Симонова монастыря,
откуда вместе с Кириллом и уходит на север, как уже упоминалось, в 1397
году. В 1408 году по просьбе белозерского и можайского князя Андрея Дмитриевича
Ферапонт оставляет монастырь своему ученику Мартиниану, а сам переселяется
в Можайск. Здесь Ферапонт основывает еще один монастырь, названный впоследствии
Лужецким и умирает в возрасте без малого 90 лет.
Преподобный Мартиниан, напротив, имел крестьянское происхождение и родом
был из под Вологды. Был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. В 1427
году Мартиниан уходит из Ферапонтова монастыря и основывает свой собственный,
что становится уже хорошей традицией, на небольшом островке посреди озера
Воже близ современной границы Вологодской и Архангельской областей. Монастырь
так и называется - Спасский Вожеезерский. Вскоре Мартиниана зовут обратно
и он возвращается в Ферапонтов монастырь на пост настоятеля. В 1447 году
он оказывает поддержку сосланному на Белоозеро Василию II Темному и когда
тот занимает вновь княжеский пост в Москве, то приглашает Мартиниана переехать
к нему поближе - управлять Троице-Сергиевым монастырем. Мартиниан соглашается,
но в 1455 году опять возвращается в родной Ферапонтов, где и проводит остаток
жизни.
Каменное строительство в монастыре начинается в конце 15 века. В 1490 году
сооружается древнейшее здание монастыря - собор Рождества Богоматери, который
является вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом
на Русском Севере. В 1502 году за 34 (!) дня весь собор расписывается известнейшим
художником тех времен - Дионисием и его сыновьями и именно эти фрески и
являются основной ценностью Ферапонтова монастыря. К сожалению, сведения
о Дионисии в летописях очень скудны. Вероятная дата его рождения - 1440
год. Также есть записи о его работе в московском Успенском соборе в 1481
году и о том, что он расписывал храмы в Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском
монастырях.
В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе со своей женой Еленой
Глинской во время своей известной поездки по северным монастырям, когда
государева чета молилась о даровании наследника. Долгожданный сын, будущий
Иван Грозный, впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году.
Иван был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь. Судя по описи
вкладов, им было внесено более 3 тысяч рублей, а также множество самой
разнообразной утвари.
На протяжении XVI - XVII веков в монастыре велось активное строительство,
но он так и не стал крепостью, как Кирилло-Белозерский, даже ограда его
до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких
бы то ни было укреплений монастырь был разорен польскими отрядами в 1614
году. Монахи, правда, успели спрятать наиболее ценные вещи.
С 1666 по 1676 год в Ферапонтовом монастыре проживает патриарх Никон, сосланный
сюда сразу же после низложения церковным собором. Никон не переставал надеяться
на скорое возвращение и требовал от окружающих патриарших почестей и привилегий,
чем всех изрядно достал. Отказывать же Никону в его капризах монастырские
власти побаивались, не будучи уверенными в том, что бывший патриарх не
вернется более на свой пост. Но после смерти царя Алексея Михайловича в
1676 году положение Никона резко меняется в худшую сторону - его переводят
в Кирилло-Белозерский монастырь на тюремное положение. Лишь в 1681 году
Никону разрешают вернуться в созданный им Ново-Иерусалимский монастырь
под Москвой, но в дороге он заболевает и умирает.
С конца XVII века Ферапонтов монастырь приходит в упадок,
а в 1798 его упраздняют, церкви же делают приходскими. В XVIII - XIX веках
часть древних зданий уничтожается, большинство прочих варварски переделывается.
В 1857 году обветшавшую деревянную монастырскую ограду заменяют каменной,
которая частично сохранилась до настоящего времени. В 1904 году, в связи
с пятисотлетием со дня основания, монастырь открывают вновь, но уже как
женский. В 1908-1915 годах в нем впервые проводят профессиональные восстановительные
работы. Вскоре к власти приходят большевики и монастырь закрывается опять,
на этот раз, видимо, навсегда. Теперь здесь музей - Музей фресок Дионисия.
В сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым храмом
Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные постройки
остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь фрески Дионисия,
являющиеся достоянием мировой культуры. В этой связи хочется привести слова
нынешнего патриарха Алексия II, посетившего монастырь в 1992 году и, очевидно,
разделяющего эту точку зрения:
"Божие благословение на труды работников музея - хранителей Ферапонтова
монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры
русской иконописи".
День сегодняшний.
Основной путь сообщения Ферапонтово с внешним миром пролегает через Вологду,
которая связана прямым железнодорожным сообщением с Москвой, Петербургом,
Мурманском, Архангельском и Сибирью. Через окраину Ферапонтово (около 2
км от монастыря) проходят автобусы, следующие из Вологды на Липин Бор и
Вытегру (2-3 отправления в день). Время их отхода из Вологды остается год
от года вполне разумным, но, к сожалению, эти автобусы часто переполнены.
С этим можно бороться двояко:
посетить сначала Кириллов, и добираться в Ферапонтово уже из него (см.
соответствующий раздел)
доехать на Кирилловском автобусе (5 отправлений в день, как правило полупустые)
до поворота на Кириллов и пройти оставшиеся 5 км пешком по шоссе или по
идущей по соседству лесной дороге. Поймать машину в этих местах также не
составляет труда.
Автовокзал в Вологде расположен сбоку от железнодорожного.
Местная жизнь.
Местные жители в Ферапонтово, как и почти в любом другом месте на Севере,
очень доброжелательны. В данном же случае, здесь еще примешиваются и меркантильные
соображения - туристы, сколь редкими бы они ни были, являются важнейшим
источником благосостояния села. В каждом втором-третьем доме, можно устроиться
на ночлег за символическую плату в полдоллара, редко больше. При этом,
прямо напротив монастыря, в ключевой видовой точке, расположена вполне
уютная гостиница с ценами на жилье от полутора долларов (эта величина фактически
является константой для Вологодской области). Забавно, что зачастую сама
администраторша гостиницы предлагает обратиться к бабе Дусе / дяде Васе,
заботясь о кошельке странников. Экономия налицо, а что касается комфорта,
то тут все не так однозначно. Впрочем, если в качестве бонуса предлагается
банька... Гуляя по селу, не следует забывать, что это не город и что здесь
в обилии водятся собаки, на характере которых суровая северная жизнь не
всегда сказывается положительно. Соблюдайте дистанцию и будьте предельно
вежливы. Кроме прочего, в селе есть столовая (которую никто и никогда не
видел открытой) и несколько магазинов с довольно скудным выбором товаров
и нерегламентированным режимом работы.
Достопримечательности.
Основной достопримечательностью являются, безусловно, росписи собора Рождества
Богородицы. Собор бывает открыт в так называемые "часы проветривания",
которые случаются нечасто, а именно при подходящей температуре и влажности
воздуха с мая по сентябрь. Именно по этой причине в Ферапонтово необходимо
побывать и летом, хотя по всем прочим показателям оптимальное время для
посещения Ферапонтова, как и Кириллова, это зима. Росписи собора Рождества
уникальны по многим причинам. Одна из самых главных состоит в том, что
по всей России не сохранилось ни одного более раннего памятника, в котором
уцелели бы, как в Ферапонтове, практически без изменений все фрески. Последние
из существовавших погибли во время бомбежек Новгорода во 2-ую Мировую войну.
Фрески Дионисия уникальны также своим цветовым решением. Интернет, безусловно,
предоставляет возможность продемонстрировать палитру цветов Ферапонтовских
росписей, но это никак не способно заменить натуру. Неожиданно гармоничным
является сочетание художественных элементов характерных для русской культуры
с древнегреческими. Подчеркнуто непропорциональные, с русскими лицами,
фигуры исполнены изысканной античной грации. Остается лишь пожалеть, что
температурный режим не позволяет зимним посетителям Ферапонтова почувствовать
контраст и, в то же время, странный симбиоз холодного Русского Севера и
знойного Античного Юга.
В 2.5 км к югу от монастыря расположен почти полностью разрушенный Ильинский
погост у Цыпиной горы. Сама гора - это поросший лесом холм, один из самых
высоких в округе. От погоста сохранилась лишь деревянная церковь Ильи Пророка
(1755 год), но и та находится в плачевном состоянии. Храм легко не заметить,
поскольку он скрыт за деревьями. Ориентиром является небольшое Ильинское
озеро, на берегу которого и располагался погост.
Достопримечательность несколько иного рода расположена в той части Ферапонтово,
что к северу от монастыря. Это - строящаяся деревянная церковь. Издали
она смотрится очень неплохо, при более же пристальном осмотре становится
понятным, что возводится она по технологии сходной с той, по которой строятся
коммерческие ларьки. Простоит ли она до того момента, как Вы, наш уважаемый
читатель, посетите эти места - неизвестно. |
|
|
"Всё познается сравнением, - писал А.М. Горький. - Для того, чтобы правильно оценить настоящее, необходимо знать прошлое." |
|
|
|