BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ,
ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,
KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ
И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток
Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура,
то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна,
ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная,
Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия,
из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия,
соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания,
находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня,
Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая
Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит,
Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая
и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия,
Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия,
Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия,
славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия,
Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира,
часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном;
до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские,
а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая
течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и
всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера,
ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят
близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов
Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской.
Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане,
волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают
на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать
никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда
умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было это в
дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба
и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его.
И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и
народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по
всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся
остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя,
и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные
страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны.
От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так
называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.
От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест,
на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава,
а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и
хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них,
и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами,
а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные —
поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие
— древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною
и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке,
впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне,
которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили
город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле,
и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и
грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки
и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти
можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает
в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому
морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду,
а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр
же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет,
и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из
Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел
Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени
Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским,
— по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня
устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и
оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под
горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли
горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет
Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест,
и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел
вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих
там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился
в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и
рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани
деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом
кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя
добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только
так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат,
и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись;
Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до
той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими
родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата:
один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел
Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется
Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей.
И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг
города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены,
и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева
перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если
бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде
своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился
от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и
облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом,
да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище
то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его
Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было
свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на
реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях
Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно
там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь,
а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке —
там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы,
говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто
говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи,
северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие
называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь,
мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова,
ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных
странах.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов,
то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами
на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры
эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем.
В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было
его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также
славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не
позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех
или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры
велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни
одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», — их
же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли
черные угры мимо Киева, но было это после — уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода
и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и
также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были
ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на
Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него
получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне,
северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне,
а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели
они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли
их «Великая Скифь».
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые
— свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед
снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями
великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой,
но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А
древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все
нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи
и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое
и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались
игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские
песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три
жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую
колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости,
вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают
и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники,
не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании: «Каждый народ имеет либо письменный закон,
либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов.
Из них же первые — сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи
своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать
или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых
иначе рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия
не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея
великий страх Божьей веры. Иначе — у соседних с ними индийцев. Эти — убийцы,
сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны
— там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон
и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если
будут далеко от своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают,
но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь;
есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены
эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною
женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон
отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют
мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням,
выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время
как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве,
— снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится
мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают».
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают
и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту — хомяков и сусликов,
и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же,
христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют
единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа
облеклись.
По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали
притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими
на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись,
дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и
сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они
же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что
дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта,
княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у
этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных
земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему
повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея
и сказали старейшины фараона: «Этому суждено унизить землю Египетскую». Так
и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так
же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть:
владеют русские князья хазарами и по нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться
Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на
Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры
начнем и числа положим. «От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама
1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до
Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения
Иерусалима 448 лет» а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до
рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет,
от Константина же до Михаила сего 542 года». А от первого года царствования
Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого
года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева
31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от
первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк
8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от
смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти
Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже
начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем.
Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили крестить их и
обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил
мир с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери,
и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной
монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой
владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица,
и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который
бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги
назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще
иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть
нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь,
и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере,
а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два
же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и
стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.
Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене,
в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома,
и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники
его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по
Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили:
«Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые
построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань
хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов
и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).
В год 6372 (864).
В год 6373 (865).
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й
год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел
уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на
Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан
убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город
и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне,
и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море
ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась
буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских,
и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть
этой беды и вернуться домой.
В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В год 6378 (870).
В год 6379 (871).
В год 6380 (872).
В год 6381 (873).
В год 6382 (874).
В год 6383 (875).
В год 6384 (876).
В год 6385 (877).
В год 6386 (878).
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему,
отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов,
чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял
власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял
Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег,
что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил
позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав
своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем
в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же
Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду
и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал
Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли
Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор;
на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью
святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать
городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.
Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери,
и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения
мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань
с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них
легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам
(им платить) незачем».
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?».
Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите
мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами,
и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.
В год 6394 (886).
В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и
брат его Александр, и царствовали 26 лет.
В год 6396 (888).
В год 6397 (889).
В год 6398 (890).
В год 6399 (891).
В год 6400 (892).
В год 6401 (893).
В год 6402 (894).
В год 6403 (895).
В год 6404 (896).
В год 6405 (897).
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской,
пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя
с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами,
и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде
славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов,
унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор
прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю
Фракийскую и Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами.
Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми,
и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них
ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
грамота и у русских, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали
к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который
бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого
языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем
мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли
нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал
всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы:
«В Селуни есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык;
два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко
Льву в Селунь, со словами: «Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия
и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю,
и сказал он им: «Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя,
который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят». И уговорил
их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу.
Когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели
Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем
на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие книги. Некие же стали
хулить славянские книги, говоря, что «ни одному народу не следует иметь свою
азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно надписи Пилата, который на
кресте Господнем написал (только на этих языках)». Услышав об этом, папа римский
осудил тех, кто хулит славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания:
«Пусть восхвалят Бога все народы», и другое: «Пусть все народы восхвалят величие
Божие, поскольку дух святой дал им говорить». Если же кто бранит славянскую
грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы,
их следует узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте
божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам наставник
ваш Мефодий». Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ,
а Мефодий остался в Моравии. Затем князь Коцел поставил Мефодия епископом в
Паннонии на столе святого апостола Андроника, одного из семидесяти, ученика
святого апостола Павла. Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев,
и перевел все книги полностью с греческого языка на славянский за шесть месяцев,
начав в марте, а закончив в 26 день октября месяца. Закончив же, воздал достойную
хвалу и славу Богу, давшему такую благодать епископу Мефодию, преемнику Андроника;
ибо учитель славянскому народу — апостол Андроник. К моравам же ходил и апостол
Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел
и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян — апостол Павел, из
тех же славян — и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил
славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника.
А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде
были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами
прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий — славянский.
В год 6407 (899).
В год 6408 (900).
В год 6409 (901).
В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили
всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры двинулись
против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в Доростол.
В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели
ему жену из Пскова, именем Ольгу.
В год 6412 (904).
В год 6413 (905).
В год 6414 (906).
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою
множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей,
и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных
как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел
Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду:
греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать,
и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество
палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других
замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого
зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И
когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки
же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим
тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино,
но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали:
«Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать
дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по
40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой
земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими
царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда,
Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь,
дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен
на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева,
затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча
и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные
Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько
хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино,
мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же
русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты,
паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если
русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит
русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах
и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта,
и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся
им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля,
и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении
царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая
никаких сборов».
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань
и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать
по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом,
богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок,
а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы,
и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные,
и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам
паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды,
и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками
и непросвещенными.
В год 6417 (909).
В год 6418 (910). |