Повесть о стоянии на Угре
Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат
идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами
и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром - ибо король
и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство.
Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего
великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича
Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах,
а других - по берегу.
Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит
у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя
реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные
проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий
сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами,
и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам
князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и
Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и
защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать
это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью
великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем,
и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом,
и со своими боярами - ибо все они тогда пребывали в осаде в
Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял
за православное христианство против басурман.
Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение,
пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом
людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в
Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и
архиепископ Вассиан, и троицкий игумен Паисий просили великого
князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и
повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав
пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться
к великому князю поскорее на помощь.
Царь же со всеми татарами пошел по Литовской
земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска,
ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел
к нему и сил своих не послал - были у него свои междоусобия,
воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую
землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми
силами, хотя перейти реку.
И пришли татары, начали стрелять, а наши - в
них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие -
на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши
поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между
нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много
дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет
река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать.
И был страх с обеих сторон - одни других боялись. И пришли
тогда братья к великому князю в Кременец - князь Андрей и князь
Борис. Князь же великий принял их с любовью.
Когда же река стала, тогда князь великий повелел
своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и
всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь
наступления татар - чтобы, соединившись, вступить в битву с
противником. В городе же Москве в это время все пребывали в
страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого
не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и
воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу
Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то
и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши
отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им
берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.
А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли
в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми
воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем
с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей -сребролюбцев
богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских,
которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам
дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил
Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от
других бежали, и никто никого не преследовал.
Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский
царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только царевич хотел
захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал
братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали.
И так избавил бог и пречистая Русскую землю от нехристей. Был
же тогда холод и великие морозы. Царь побежал II ноября.
В 6989 ( 1481 )
году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу
богу и пречистой Богородице, говоря: "Не ангел, не человек
спас нас, но сам господь спас нас по молитвам пречистой и всех
святых. Аминь".
Тогда же князь великий и братью свою пожаловал,
включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю
Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив
этот договор крестным целованием, они разошлись.
В ту же зиму вернулась великая княгиня София
из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто
за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало
хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских.
Воздав же им, господи, по их делам и по коварству их поступков,
по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили
они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые
церкви, где просвяти лись и начали жизнь в купели святого крещения,
и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба.
Но премилостивый бог не презрел тех, кто был создан его рукой,
не презрел слез христианских, помиловал их по своему милосердию
и молитвам пречистой матери и всех святых. Аминь.
Это мы писали не для того, чтобы их укорять,
но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: "Мы своим
оружием избавили Русскую землю", но воздадут славу богу и пречистой
его матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие,
и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного
христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни
от бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными
венцами бога-вседержителя и обрести царство небесное. Да получим
и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. Аминь.
О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь,
чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не
пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления
домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами
и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли
от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд,
и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и
другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли,
отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по
чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача
и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие
мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами,
и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и
души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и
не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей-богу,
видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от
турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у бога
просящих, как избавления от такой беды. И пощади, господи,
нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых.
Аминь.
Памятники литературы Древней Руси. Вторая
половина XV века / Пер. Я.С. Лурье. М.. 1982. С. 514-521. |