ДОМАШНИЕ СТРАНИЦЫ СЕМЬИ ПЕРФИЛОВЫХ
Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
Главная страница
Стоглав
В конец страницы
 

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, 1551 г.

 

<…> О монастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее: устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты 1 у них же о торговлях без пошлино. А чернецы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <…>

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время <…> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <…> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <…> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.<…>

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <…>

<…> В царствующем граде Москве и по всем градом <…>избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <…> и грамоте бы и чести и пети и писати горазды. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия…и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <…>

[...]

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

О святыхъ Иконахъ и о исправленiи книжномъ

Да протопопомъ, и старшимъ священникомъ избраннымъ, со вс b ми священники, въ коемъждо град b , во вс b хъ святыхъ Церквахъ, дозирати святыхъ Иконъ, и священныхъ сосудовъ, и всякаго Церковнаго чину служебнаго, и на престол b хъ святыхъ дозирати, антиминсовъ, и священныхъ книгъ святаго Евангелiя и Апостола, и протчихъ святыхъ книгъ, ихъ же соборная Церковь прiемлетъ. И которыя будутъ святыя Иконы состар b лися, имъ т b хъ вел b ти иконникомъ починивати, а которыя будутъ мало олихвины, и они бы т b иконы вел b ли олихвиты, а которыя святыя будутъ книги, Евангелiи и Апостолы и Псалтыри, и прочiя книги въ коейждо Церкви, суть обрящете неправленiи, описливы, и вы т b вс b святыя книги съ добрыхъ переводовъ исправили бы соборн b , занеже священная правила о томъ запрещаютъ, и не не повел b ваютъ не праведныхъ 1) книгъ въ Церковь вносити, и ничто же по нихъ п b ти.

Глава 28. О книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А который писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <…> неисправленну книгу купит <…>, потому же возбраняли <…>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <…>

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающие рукою по лицу своему, творят крестьящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своём, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата и от бога мзду приемлет за то, <…>, аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <…>

Глава 41.

<…> Писати живописцем иконы с древних переводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв и прочие пресловущии 2 живописцы и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <…> В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут 3 , а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <…> О том <…> запрещати великим запрещением. <…>
Да по дальним странам ходят скоморохи …ватагами многими, по шестидесяти и до семидесяти человек, и по сто <…> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <…>
Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. <…>
<…>Злые ериси кто знает их и держится : рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские <…>, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. <…>
В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках 4 и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони 5 бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <…>.
<…> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещении сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <…>

ГЛАВА СОРОКЪ ПЕРВАЯ

О тридесяти и дву царскихъ вопросехъ, и соборныя отв b ты по главамъ

ВОПРОСЪ I

О свят b й Троиц b пишутъ, перекрести ову средняго, а иныя у вс b хъ Трехъ, а которыхъ письмахъ и то греческихъ подписываютъ святая Троица, а перекрестiя не пишутъ ни единаго, а нын b подписываютъ у средняго Iсуса Христа святая Троица; и о томъ разсудити отъ Божественныхъ правилъ, како нын b то писати.

И о томъ отв b тъ.
Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческiя живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, и протчiя 2) живописцы, и подписывати святая Троица, а отъ своего замышленiя ничтоже претворяти.

[...]

ВОПРОСЪ VII

На иконахъ пишутъ, прiидите людiе трисоставному Божеству поклонимся, и въ споднемъ ряду пишутъ цари и князи и Святители и народы, которыя живи суще, и о томъ разсудити отъ Святыхъ Отецъ писанiй; такожъ пишутъ и пресвятыя Богородицы образъ въ вид b нiи 3) , иже есть на Тихвин b , и цари, и князи и народы предстоять молящеся, которыя живы суть, и о томъ разсудити, достоитъ ли писати живыхъ и мертвыхъ молящихся.

И о томъ отв b тъ.
У древнихъ Святыхъ Отецъ преданiяхъ, отъ пресловущихъ живописцевъ греческихъ и русскихъ свид b тельствуютъ, и на святыхъ иконахъ воображены и написаны, якоже на Воздвиженiе честнаго и животворящаго Креста Господня, не токмо цари и Святители, и протчiя народи многая множество всякихъ чиновъ. Также и на Покровъ Пресвятыя Богородицы, егда вид b Святый Андрей Богородицу молящуся со вс b ми Богу за весь мiръ; безчисленное множество народа писано также на происхожденiе честнаго и животворящаго Креста, не токмо цари и князи, множество безчисленное народа писана суть на страшномъ Суд b , на иконахъ воображаютъ и пишутъ не токмо Святыхъ, но и нев b рныхъ многiя различная лица отъ вс b хъ языкъ.

[...]

ГЛАВА СОРОКЪ ТРЕТЬЯ

Соборной отв b тъ о живописцехъ и о честныхъ иконахъ

Да въ царствующемъ град b Москв b , и по вс b мъ градомъ, по Царскому совету - Митрополитомъ, Архiепископомъ: беречи о многоразличныхъ Церковныхъ чин b хъ; пачеже о святыхъ Иконахъ, и о живописцахъ, и о протчихъ Церковныхъ чинехъ по священнымъ правиломъ, какъ подобаетъ живописцемъ быти, тщанiе им b ти о начертанiи плотскаго воображенiя Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и Небесныхъ Силъ безплотныхъ, и вс b хъ Святыхъ иже отъ в b ка угодившихъ. Подобаетъ быти живописцу смирену и кротку, благогов b йну, непразднословцу, ни см b хотворцу, ни сварливу, независтливу, ни пiяниц b , ни бражнику * , неубiйц b ; но паче хранити чистоту душевную и т b лесную, со всякимъ спасенiемъ, немогущиже до конца тако пребывати, по закону женитися и бракомъ сочетатися, и приходити ко отцемъ духовнымъ, и въ воздержанiи со смиреномудрiемъ, кром b всякаго зазора ** и безъчинства, съ великимъ тщанiемъ писати Образъ Господа нашего Iсуса Христа, и Пречистыя Его Богоматере, и святыхъ Пророкъ, и Апостолъ, и Священномученникъ, и святыхъ Мученикъ, и Преподобныхъ женъ, и Святителей и Преподобныхъ женъ, и Святителей и Преподобныхъ Отецъ, въ образъ по подобiю и по существу, смотря на образъ древнихъ живописцовъ, и знаменовати съ добрыхъ образцовъ, и аще которые нын b шнiя мастеры живописцы тако об b щавшеся, учнутъ жити и вся сiя запов b ди хранити 4) и тщанiе о д b л b Божiи им b ти, и Царю такихъ живописцевъ, жаловати, и Святителемъ ихъ беречи, и почитати паче простыхъ челов b къ.

Такоже т b мъ живописцемъ прiимати учениковъ, ихъ разсмотряти во всемъ, и учити о всякомъ благочестiи, и приводить ко отцемъ духовнымъ, отцы же ихъ наказуютъ по преданному имъ уставу отъ Святителей, како жити подобаетъ Христiяномъ, кром b всякаго зазора и безчинства, и тако отъ своихъ мастеровъ со вниманiемъ да учатся, и аще которому открыетъ Богъ таковое рукод b лiе, и приводитъ того мастеръ ко Святителю, Святитель же разсмотр b в аще будетъ написанное отъ ученика по образу и по подобiю, и ув b сть изв b стно о житiи его, еже въ чистот b и во всякомъ благочестiи по запов b демъ живетъ, кром b всякаго безчинства, абiе 5) Святитель благословитъ его благочинiе, и впредь того онаго д b ла держатися со усердiемъ всяцемъ, и прiемлетъ отъ него благословленiе, и да будетъ ученикъ той чистъ якоже и учитель его, паче 6) простыхъ челов b къ. По сихъ же Святитель наказуетъ мастера, еже ему не по работ b 7) , ни по брат b , ни по сын b , ни по ближнихъ, аще кому не даетъ Богъ таковаго рукод b лiя, учнетъ писати худо, или не по правильному запрещенiю 8) жити, а онъ скажетъ его гораздо, и во всемъ, жити достойна суща, и показуетъ писанiя инаго, а не того, Святитель же обыскавъ, полагаетъ таковаго мастера подъ запрещенiемъ правильнымъ, яко да и протчiи прiимутъ, не дерзаютъ таковую творити. А ученику оному иконнаго д b ла отнюдь не касатися, и аще которому ученику открыетъ Богъ ученiе иконнаго письма, и жити учнетъ по преданному 9) зав b щанiю, а мастеръ учнетъ не похваляти 10) его по зависти, дабы не прiялъ чести, якоже онъ прiялъ, Святитель же обыскавъ полагаетъ таковаго мастера подъ запрещенiемъ правильнымъ, ученикъ же прiемлетъ большую 11) честь. Аще кто отъ т b хъ живописцевъ учнетъ талантъ скрывати еже ему далъ Богъ, и ученикомъ по существу того не отдаетъ, таковый осужденъ будетъ отъ Бога, съ сокрывшими талантъ, въ муку в b чную, аще кто будетъ отъ сам b хъ т b хъ мастеровъ живописцевъ или отъ ихъ учениковъ, учнетъ жити же не по правильному зав b щанiю въ пiянств b , и Святителемъ таковыхъ въ запрещенiе полагати, и отъ д b ла иконнаго отнюдь отлучити, боящеся словеси реченнаго: проклятъ творяй д b ло Божiе съ небреженiемъ . Аще который по се время писали иконы не учася самовластно, сиречь самовластвомъ, и самовольною 12) и не по образу, и т b иконы пром b няли душевно простымъ людемъ поселяномъ нев b ждам; ино т b мъ запрещенiе положити, чтобъ учились у добрыхъ мастеровъ, и которому Богъ дастъ, учнетъ писати по образу и по подобiю, и тотъ бы писалъ. А которому не дастъ Богъ имъ въ конецъ, отъ таковаго д b ла, таковiи Царскою грозою накажутся, и да судятся, и аще они учнутъ глаголати, мы т b мъ живемъ и питаемся,и таковому ихъ реченiю не внимати, понеже не знающе таковая в b щаютъ, и гр b ха въ томъ себ b не ставятъ, не вс b мъ челов b комъ иконописцемъ быти, много бо различна рукод b йствiя подарованна быша отъ Бога, ими те препитатися, и живымъ быти, и кром b иконнаго письма. А Божiя образа въ порокъ и въ поношенiя не давати.

Такожъ Архiепископомъ и Епископомъ по всемъ градомъ и весемъ, и по монастыремъ своихъ пред b л b хъ испытовати мастеровъ иконныхъ, ихъ писемъ самимъ смотр b ти иконныхъ, ихъ писемъ самимъ смотр b ти иконныхъ, а избравши кождо ихъ во всемъ пред b л b живописцовъ нарочитыхъ мастеровъ, да имъ приказати надо вс b ми иконописцы смотр b ти, чтобы въ нихъ худыхъ и безчинныхъ не было, а сами Архiепископы и Епископы да смотрятъ надъ т b ми живописцы, которымъ приказано, и берегутъ таковаго д b ла накр b пко, а живописцевъ он b хъ берегутъ паче простыхъ челов b къ, а вельможамъ и простымъ челов b комъ т b хъ живописцевъ во всемъ почитать, и честны им b ти за почестное воображенiе. Да и о томъ Святителемъ великое попеченiе и береженiе им b ти, комуждо во своей области, чтобы гораздые иконники и ихъ ученики писали съ древнихъ Образцовъ, а самомышленiемъ бы, и своими догадками Божества не описывали. Христосъ бо Богъ нашъ описанъ плотiю, а Божествомъ не описанъ якоже рече Iоаннъ Дамаскинъ; не описуйте Божества, не лжитесл b пiи просто не видимо, и незрительно есть, плотiю же образъ вообразуя, и поклоняемся, и в b руемъ, и славимъ рождьшую Д b ву. А ихъ же 13) отъ хитрыхъ и гораздыхъ мастеровъ 14) живописцы которыя скрываютъ талантъ 15) того ради живописцы, учите учениковъ безъ всякаго коварства, да не осуждени будете, въ муку в b чную.

[...]

 

Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму…и тех всех пленных окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян пленных приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повети, ино их не давати, а за то крепко стояти; да их окупати из царевы казны. <…>

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <…> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы 6 и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <…> Имена их написати в синодик 7 и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа 8 и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти 9 . <…>

Глава 92. О игрищах еллинского 10 бесования.

Еще же мнози от неразумения простая чадь 11 православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и …в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы 12 творят всякими игры <…> и песньми сотанинскими <…> и многими виды скаредными 13 .<…>

Глава 98.

<…> Приговорил еси государь преже всего с нами, с своими богомольцы <…> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властители тех слобожан хотят судити, и в том <…> слобожаном нашим запустети. А прежде того твои <…> твои наместники и властители наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властителем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине…, а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти…А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как прежде сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.

Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
На предыдущую страницу
На верх страницы
Добавить в избранное Добавить в избранное
Последнее изменение:
Сайт управляется системой uCoz