Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, " Вседержитель,
иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну
бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ
душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на
землю груды - и въ томъ ражаются дети... ", упомянут,
например в поучениях против язычества "О вдохновении
святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка",
рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно,
как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут
в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также
как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд
сообщал: "Среди многообразных божеств, которым они
посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне)
признают и единого бога, господствующего над ними в
небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь
о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют
возложенные на них обязанности, и что они от крови
его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе
он стоит к этому богу богов". Богом богов у западных
славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из
главных ипостасей Рода. "Суда божия не минути" - Суд
или суд - одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют
рожаницы (в "Вопросах Кирика", памятнике словесности
XII века: "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры
и мед..."), как-то связаные с судьбой, вероятно, если
Рода именуют Судом, то рожаниц - судиницами. Иногда
упомянута только одна Рожаница: "Извыкоша елени класти
требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации
же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти
начаша требы класть Роду и Рожаницам,... а се егуптяне
требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ
и раститель класом".("Сл. Св.Григория о том, како первое
погани суще языци кланялися идолом и требы им клали").
В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом
(Артемидом): "Артеми, юже нарицають Родъ" ("Мученiе
св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV
века." Моск. дух. Акад.N584). Любопытно, что в качестве
синонима к "родъ" Срезневский проводит слово "геена,
огонь неугасимый". Род в ППЯ по Срезневскому противопоставляется
христианскому Богу, т.е приравнивается к его противникам,
Сатане, равным ему по "назначению": "То, иже служат
Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром
суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам" (Сбор.
Троиц, 16 век). Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю,
хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы
- девы жизни и судьбы которым "с робятъ первыя волосы
стригутъ и бабы каши варяъ на собрание рожаницамъ"("Цветник"),
и люди еще в 13 веке "готовающеи ражаницам трапезоу
и исполняюще демонови чьрпания" ("Паремейник", 1271
г.) "А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не
рожаницам" (Изборник 13 века - "Книга нарицаемыя изборникъ
и о многъ оць тълкованы") "Ставление трапезы рожаницам
i прочая вся служенья дьавола" (Пиисiевскiй
сборникъ конца XIV в.)
Белобог или Свентовид(Svantevit) - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно "Mater
Verborum", и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит, Святовит,
Световик, Светич - бог Белого света, бог богов, верховный бог, бог-всадник, сражающийся
с ночью. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона
Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при Арконе, упомянут
в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у
славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница - с Артемидой.
Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского
кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе
Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г. Саксон пишет: "Город
Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною
защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди
города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной
работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию
бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно
сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.
Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В
самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя
головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту,
но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая
- налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник
сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных
металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания
о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась
до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно
были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было
различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом.
В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями.
Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого,
помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот
бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.
Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из
гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки,
в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица...
Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."
Чернобог или Велес - навий ("злой") бог согласно "Славянской хронике" Гельмольда,
обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", имеет воинские функции.
В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин
в "Миснейской летописи" говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое
божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому
просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни
не причинил он им вреда". Гельмолд в своей "Славянской Хронике" описывает, что
когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей
чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый
понимает в меру своего воспитания: "Удивительное суеверие славян, ибо они на
своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не
скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают
от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога
даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом". Аль-Масуди дает описание
святилища Черного бога (10 века) на черной горе: "... в нем (здании на черной
горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного
в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из
могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой
- пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев
и занджцев (т.е. абиссинцев)". По мифу, приведённому Срезневским Сатана или Черт
(читай Чернобог) поганит душу человека и "портит" мир, созданный богом. В своей
трехтомной работе, замечательной по собранному фактологическому материалу, но
абсолютно недостоверной по логике и выводам А.Афанасьев приводит мифы о сотворении
Мира Богом и Сатаной, за этими непримиримыми противниками угадываются языческие
Белый и Черный боги. Вот один из малоросских вариантов этого древнейшего мифа,
благополучно дожившего до середины девятнадцатого века и преломившегося через
православное: "В начале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта,
велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть
ему. - Ладно, думает Сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в
руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни
слова... Господь куда ни бросит землю - она вдруг является такая ровная-ровная,
что на одном конце станешь - то на другом все видно, что делается на земле. Сатана
смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт
закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану,
и он где приляжет - там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет - там вырастет
гора, где привскачет - там высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле,
он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор".[А.Афанасьев. Поэтические
воззрения славян на природу (в трех томах), т.2, - М.: Индрик, 1994, стр 458-462]
В других вариантах именно Черт-Чернобог достает землю Богу-Белобогу, затем Бог
из первогорсти создает всю остальную Землю, а его напарник "портит" творение,
добавляя асимметрии. Еще один вариант мифа из Заонежья таков: "По старосветному
Окиян-морю плавало два гоголя, первый - бел-гоголь, другой - черен гоголь. И
теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По божию велению,
по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть земли.
Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал
непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор. И ударил Господь молотком и создал
свое воинство, и пошла между ними великая война...". К двум птицам-гоголям мы
вернемся, сейчас отметим, что по апокрифам типа "Свиток" (XV в): "...взял Господь
камень, преломил надвое, и из одной половины от ударов божьего жезла вылетели
духи чистые, из другой же половины набил Сатана бесчисленную силу бесовскую";
по другой версии Черт "омыл свое лицо и руки водою, брызнул ею назад от себя
- и состворил столько чертей, что ангелам не доставало уж места на небесах." Велес,
Волос, Власе, Власий - "скотий бог", т.е. бог богатства (через скот) и дикой
природы (русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками), бог лесов,
бог искусств (Mater Verborum, "Слово о Полку Игореве" - Боян, Велесов внук, "Веда
славян" в изд. Верковича, IV, 5. 5-13), а также в средневековых поучениях против
язычества, например, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам". В ППЯ его поминают,
как "лютого зверя", Сатану, у прибалтов vels - синоним слова "черт". Одно из
его имен, также, Мокос - муж Макоши (нам известно по меньшей мере четыре поминания
Мокоша-Мокоса в мужском роде), посмертный судья, бог магии, бог Нави. Именно
он носит имя Чернобога у славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Одна из сторон
Рода (который также соотносился с Сатаной в ППЯ). Велес отождествлен Б.А.Рыбаковым
с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира. Его день - среда,
камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, орех или
ясень. Его, Велесовы, дня празднуют 2 и 6 января, а также в дни чествования Ярилы.
У словен приильменских, вероятно выступал также под именем Ящера или Волхова.
Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи,
Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря" - "Волосыни
да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" (И.И.Срезневский, Словарь
Древнерусского Языка, - М.: Книга, 1989 т.1 стр. 295). Волосожары - Млечный Путь
- "Велес чесався и волосья разбросал".
Вселенная представлялась древним Коровой, Млечный путь также молоко ее. Велес
- сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
Триглав - высшее божество, согласно историку Эббону, у историка Герборда властвует
над тремя мирами - небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством
черного коня. То, что ему посвящен черный конь, а Белобогу-Свентовиту, также
высшему божеству, - белый, но обряд сходен, а также то, что на Збручском кумире
есть трехликое божество в нижнем ярусе, наводит нас на мысль, что германские
авторы назвали так Чернобога. У западных славян многие божества многоголовы и
многолики, однако, лишь одно именуется с точки зрения "голов". Нет среди имен
ни Семиглава, ни Пятиглава, ни Четырехглава... Из "Жизнеописания Оттона Бамбергского" узнаем
о существовании в городе Штетине "трехглавого изображения божества, которое имело
на одном туловище три головы и называлось Триглавом".
Но мы полагаем, что Триглав - это не отдельный бог, а представление о троичности,
единстве трех. По средневековым польским источникам это трехголовый великан,
из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом
появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом,
но нам последнее кажется новоязом.
Стрибог, Стрибо, Стриба - бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров (соотносимый
с Рудрой), упомянут в "Слове о Полку Игореве" ("Се ветри, Стрибожи внуци, веют
с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы"), в русских летописях, в пересказах
Стрыковского, "Слово Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы
и требы им клали..." говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра. Вероятно,
одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Его день - суббота. Не случайно,
суббота - родительский день. В поздних источниках изображался в виде одной головы,
приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Связан с Лунным Культом, постоянное
поминание Стрибога рядом с Даждьбогом - солярным божеством, наводит как раз на
эту мысль: "кумирьскую жертву ядять... верують Стрибога, Даждьбога и Переплута,
иже вертячеся ему пiють в розех" (Лет.
рус. лит. т.IV, 99, 108-9) Как одна из семантических интерпретаций С-три-бог,
близок к Трибожию. С учетом древности божества это может быть именем Триглава.
Светулуша - богиня света согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum",
вероятно, женское воплощение белого бога Свентовита.
Макошь, Мокощ, Мокуша - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия
и связана с урожаем, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами,
упомянутая в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества( например "Слово
о мздоимании" 16 века, "Слово о покаянии" 16 века). Единственная богиня из пантеона
кн. Владимира. Матерь богов, возможно жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша,
соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде). "Мамаи же царь...
нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго
своего помощника Ахмета." ("Поведание о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича
Донского") "требу кладутъ и творят... Мокошьи диве.... мажютъ Екатию богыню,
сию же деву творятъ и Мокошь чтут."( "Слово об Идолах" 15 века) В нижней ипостаси
известна, как Яга (Хель, Кали), мать ветров и богиня смерти. Изображена на русских
вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображена с рогом изобилия. Как следствие
хтоничности непропорционально большая голова на изображениях Ее день - Пятница,
ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и т.н. "лунный камень".
Сытиврат или Сытъврат - бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну,
бог посева и семян, отец Кръта согласно "Mater Verborum". Сатурн в свою очередь
отождествляется с Кроносом В глоссах Вацерада божество вагров и словаков типа
Сатурна именуется Ситивратъ, с его именем в Словакии связана гора Ситна, где
дескать вход в ад, а сам он именуется пропастником и препадником. Вместе с тем
имя связывается с "сеятелем", "ситом" и "светом". Сербское "сит" означает "свет".
Коловорот света, бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и возвращающий
земле силу плодородия. Празднование его приходится на 17 декабря и совпадает
с кроналиями или сатурналиями.
Крът, Кродо - сын Сытиврата, бог жертвенных мест, отец Сварога согласно "Mater
Verborum", также отождествлялся с Сатурном. Вероятно, "крады" и есть то, за чем
следит сей древний бог. Остатки культа Кродо были застигнуты в Гарце. Истукан
Кродов стоял на высокой, лесом поросшей горе. Это был старик с обнаженной головой,
голыми ногами он стоял на рыбе, опоясан был шерстяною белой повязкою, держал
в одной руке колесо, а в другой сосуд с цветами и плодами (dey grote Duvel tour
Harzborg). Связан с культом предков и сжигания трупов, чествовался вендами на
Радуницу - 9 марта и на 1 мая. Известна поговорка у хорватов "не все пойдем в
Кротово царство, иные к черту".
Напрашивается аналогия с островами Блаженных, где властвует Крон и пребывают
тени лучших из героев и титанов.
Лада - богиня любви, богиня брака согласно "Mater Verborum" (соотносимая там
с Венерой) и "Синопсису", а также "Повести о построении бенедиктинского монастыря
на Лысой горе" (XVI век записи), под именем Gardzyna ("Охранительница")
упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого
века. Ее месяц - апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато из
страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой - в нижней ипостаси. Одна из
Рожаниц.(см. Триглав). Жена Лада, либо некое божество с неразличенным полом Дидо-Ладо.
Ее металл - золото, медь или бронза, а камень - изумруд. Вот современные нам
песнопения (запись 1999 г. Константина Бегтина, Московская область):
Ой, встало красно солнышко!
Ой, Ладо мое, купало!* (*эта строка чередуется с каждой последующей)
А с солнцем да светлый месяц!
И вышли по круче девушки, -
Восславить Ярилу Молодца.
Как скачет он по цветам-росе, -
По всей родной сторонушке!
И все славят, молодца, -
Огни ему жгут купальные, -
Да песни поют величальные.
Венчается с красной девицей
С Зарей - Заряницей молодец!
Венчает их небо вышнее
Костры их венчают в полночи,
Огни да сердец любящих
Их дарят своею милостью
И далее:
То не свет-заря разливается,
То не солнышко с Ясным месяцем,
То на холм высок поднимется
Моя ладушка, красна девица.
От красы ее травы клонятся
Да роса блестит скатным жемчугом.
Глянет в небо она - птичью вольницу
И поют ей с небес песни звонкие:
Уж ты Ладушка, красна девица!
Откорой в сердце свое ты тропиночку
Да дороженьку - мостик радужный
Ты для вольного сердца молодца.
Ящер, Яша, Ясса, IassaA, Issaya, Йеша - пекельный бог согласно "Хронике Польской" Яна
Длугоша, Ченхстоховской летописи 1423 г. Яна из Михочина, не раз упомянут в польских
церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Одна из ипостасей Велеса-Чернобога.
В западно-славянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см.
Лад и Волх). Вероятно, владелец глубин и царства минералов, Морской царь. Жена
- белорыбица. Музыка в мифе о Садко является богослужением ему - Ящеру, а гусли
имели форму ящерообразную (кстати и Боян - Велесов внук). Сохранилась до наших
дней белорусская песня:
Сяде Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где ореховая лусна...
(Жанитися хочу)
Возьми себе девку,
Котораю хочешь...
Нам известны и другие ее варианты:
Сиди-седи Яша
Под ореховым кустом,
Грызи-грызи Яша
Орешки коленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок!
Вставай Яша, дурачек.
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут
И откуда привезут...
Записано несколько лет назад в деревне Фролово Московской Области Константином
Бегтиным.
Сиде-седе Яшша
У ракитовом кусте,
Грызе-грызе Яшша
Орешки коленые, милою дареные.
Цок-цок, леденец,
Вставай (сигай) Яшша, молодец.
Иде твоя невеста,
У чем она одета,
Как ее зовут
И откеда привезут...
Академик Рыбаков Б. А. в "Язычестве древней Руси" пишет: "...славянский Ящер,
женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу
Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно
существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию,
т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону".
Лад, Ладо, Лядо, Ладон - бог войны, бог веселья,
бог брака, бог пекельный. (Лад - "Синопсис"; Ладо или Лядо - "Густинская летопись", Поучение против язычества "О
идолах Владимировых"; Ладон - "Хроника Польская" Яна
Длугоша), Alado - в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого
века. Божество с явными признаками гермафродитизма - Dedis Dewie (Дид-Ладо -
великое наше божество), Длугошу вторят и другие исследователи Стрыковский, Бельский,
Меховский, Прокош. Как-то соотносится с Ящером, если следовать греческой мифологии
- сторож сада Гисперид в стране гипербореев. Если Лада отождествлена с Венерой,
то Лад близок к Марсу. Если Лада близка к Деметре или Персефоне - Лад соотносится
с Аидом.
Леля, Ляля - богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь
Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского
монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.
На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними - Макощ. Упоминаемая
часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Дочь Лада. Ее дерево - рябина
или береза ("во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - также серебро.
Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних
славян".
Дий, Дый, Див - бог неба согласно "Слову святого Григория" в поучениях против
язычества, а также "Дыевому служению" и "Слову и откровению святых апостолов",
он же птица-Див из "Слова о Полку Игореве". "збися Див, кличет верху древа -
велит послушати земли незнаеме" "Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда
на волю; уже вержеся Дивь на землю". Возможно, бог небесных вод - следующего
изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку
Дэв - санскр. "Бог", может быть сопоставлен с Родом, как одно из его имен, значащее
абстрактное "Бог".
Дивия, Дива - богиня земли, супруга Дыя ("Слово святого Григория", "Беседа
Григория Богослова об испытании града".
- ППЯ). Богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия,
дивица и прочие производные именно отсюда.
Сварог, Соварог - бог-кузнец, одна из сторон Рода, потомок Ситиврата и Кръта,
которые переняли на себя все хтонические черты, оставив Сварогу во владение свет,
огонь и эфир, бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый
с Гефестом ("Ипатьевская летопись", 1114 г.) по мировоззрению восходящему к орфической
традиции, возможно с Ильмариненом. Он творит не словом, не магией в отличие от
Велеса, а руками, он создает материально материальный мир. Разница между Велесом
и Сварогом сродни разнице между Вяйнямёйненом - "вековечным рунопевецем" и кователем
Илмариненом. С большой долей вероятности можно говорить о том, что пары Таргитай-Колоксай,
Сварог-Сварожич, Кузьма-Демьян восходят к одной мифологеме. Ближайший ведийский
аналог - Тваштар. Сопоставление Сварога, Гефеста и Таргитая происходит таким
образом: a). Гефест, бог-кузнец. бог огня, Вселенная - Гефест и все его части.
Сварог - бог-кузнец, и законодатель, отец бога огня Сварожича - "i огневе Сварожичу
молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда
же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши
суть еретиковъ". Cкифский Таргитай - кузнец и законодатель. Три вещи, упавшие
наследникам от первопредка Таргитая с неба - символизируют рало - землю, чаша
- воду, лук - воздух. Гефест по Гомеровскому гимну учит людей ремеслам. Сварог
учит людей ремеслам б). Гефест - отец бога света Аполлона согласно Цицерону.
Сварог - отец бога света согласно Ипатьевской летописи (Даждьбог) и германским
Хроникам (Радегаст- Сварожич, см. также сорбо-лужицкий пантеон по Френцелю и
чешский средневековый словарь "Маtеr Verborum), по Даждьбогу-Сварожичу - "Слово
Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." -
он бог света и живительной силы. Таргитай - отец Коло-ксая, у которого лук, -
символ бога Света, который только он мог согнуть. Даждьбог - прародитель по Слову
о Полку Игореве славян, Колоксай - прародитель сколотов - праславян. в). Гефест
- отец или создатель Солнца-Гелия по орфическому гимну, это его часть.Сварог
- отец Даждьбога, отождествляемого также с Гелиосом. Таргитай - отец Солнце-царя.