Гениальный русский ученый
во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых
выдающихся светил мировой науки.
Так началась борьба за русскую историю. В 1749-1750 годах Ломоносов выступил против новой в то время
версии русской истории, создаваемой на его глазах Миллером
и Байером [467], с.60. Он подверг критике только что появившуюся
диссертацию Миллера "О происхождении имени и народа российского".
Ломоносов дал уничтожающую характеристику трудов Байера по
русской истории: "Мне кажется, что он немало походит на
некоторого идольского жреца, который, окурив себя беленою и
дурманом и скорым на одной ноге вертением, закрутив свою голову,
дает сумнительные, темные, непонятные и СОВСЕМ ДИКИЕ ОТВЕТЫ".
Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров),
черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому
берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком
он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям.
Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Первые его недуховные
книги, “врата учености”, были словенская грамматика Смотрицкого и
арифметика Магницкого. Побуждаемый жаждой знания,
Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские
школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры
отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности,
примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены.
В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской
академии он вызван в Петербург для учения при Академии
наук. В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию
(Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел,
причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории,
физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”.
В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное
и основательное образование. В 1738 студент Ломоносов послал
в Академию донесение на немецком языке о прослушанных лекциях
и приобретенных книгах, рассуждение на латинском языке по физике
и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающей счастье уединенной
сельской жизни. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг
к “горному советнику” Генкелю, причем содержание их было уменьшено
наполовину и Генкелю было поручено держать студентов построже,
объявить в городе, чтобы никто не верил им в долг. А так как
Академия неисправно высылала деньги, то студенты очень нуждались,
отсюда просьбы к Генкелю, неудовольствие на него. Ломоносов,
обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел
из Фрейберга без дозволения Академии в 1740. Странствуя по
Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. По
некоторым источникам, по дороге из Марбурга в Голландию был
насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости
Везеля. После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию
Академии, в 1741. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике,
в 1745, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии,
в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою
Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: “ежели
кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает
опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной
сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям
радости, составляет правила к красноречию на своем языке и
историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от
того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь
терпение, когда бы только что путное родилось”. В 1757 Ломоносов
сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению
академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление
академической гимназией, университетом и географическим департаментом.
Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова
сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией,
которая заведовала не только экономическими, но и учеными и
учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, масонскими
интригами Г.Н. Теплова и других “вольных каменщиков” в Академии,
“с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно
насаждению Петра Великого”. Напряженная деятельность, продолжительная
борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье
Ломоносова. Гениальные способности, глубокая любовь к науке,
неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость
воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова.
Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов;
обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию,
технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать
науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния
страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей
общедоступной форме.
В области русской словесности существенная заслуга
Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического
и стихотворного языка (“Письмо о правилах российского стихотворства”,
1739, “О пользе книг церковных в российском языке”, 1755-57).
Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую
риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748),
дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные
слова: похвальное слово Елизавете, 1749, Петру
Великому, 1755, и др.; оды, духовные, похвальные надписи;
стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и
вельможам; эпическая поэма “Петр Великий”; трагедии: “Тамира
и Селим”, “Демофонт”).
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени.
Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2,
1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение
имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский
летописец” (1760). Ломоносов написал “Замечания на “Историю...”
Вольтера” (1757-60, изд. 1829) и на “Сибирскую историю” Г.Ф.
Миллера (1751); “Краткое описание разных путешествий по северным
морям...” (1763). Исторические взгляды Ломоносова формировались
в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное
развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую
концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия,
Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа
в формировании Российского государства; не изолировал отечественную
историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в
исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской
истории периоды становления, роста, упадка и нового, более
высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть
периодов. 1-й период — “век древний до Рурика”. Ему посвящена
1-я ч. “Древней Российской истории”, в которой доказывается,
что создателями Киевского государства являлись не скандинавские
завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские
(угро-финские) племена. 2-й — от призвания Рюрика до
смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. “Древней Российской
истории”. 3-й — до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения Ивана
III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением,
нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”)
и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й
период (от царствования Ивана IV до смерти Федора
Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с
присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й
период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России
в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения
российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского
происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. |