третьей главе данной книги я документально доказал, как индустрия холокоста обложила двойной данью не только европейские страны, но и евреев, переживших нацистский геноцид. Последние события подтверждают этот анализ. Чтобы обосновать мою аргументацию, не нужно ничего, кроме критического и внимательного изучения документов, доступных общественности без всяких проблем.
В конце августа 2000 г. Всемирный еврейский конгресс (ВЕК) заявил, что располагает 9 миллиардами долларов, полученных в качестве компенсаций в связи с холокостом1. Их выпрашивали от имени "нуждающихся жертв холокоста", а теперь, как утверждает коммерческий директор ВЕК Элан Штейнберг, эти деньги принадлежат "еврейскому народу в целом". В нью-йоркском отеле "Пьер" на банкете, устроенном президентом ВЕК Эдгаром Бронфманом по случаю получения компенсаций за холокост, было объявлено о создании "Фонда еврейского народа" для поддержки еврейских организаций и воспитания на примере холокоста. (Один еврейский критик этого "банкета в честь холокоста" набросал следующий сценарий: "Массовые убийства. Ужасные грабежи. Рабский труд. Давайте поедим".) Финансовую базу фонда составляют деньги, "оставшиеся" от компенсаций за холокост, которые исчисляются, по Штейнбергу, миллиардами долларов. Откуда ВЕК знал, что останутся миллиарды, хотя жертвам холокоста еще ничего не было выплачено,
одному Богу известно. Или индустрия холокоста еще тогда когда выпрашивала деньги для "нуждающихся жертв холокоста", знала заранее, что останутся миллиарды? Получается что индустрия холокоста выдвигала два противоречащие друг другу утверждения: с одной стороны, что соглашение с Германией и Швейцарией дали лишь скромные суммы для выживших, а с другой — что остались миллиарды.
Реакция переживших холокост, как и следовало ожидать была гневной (ни один из них не присутствовал при учреждении фонда). "Кто разрешил этим организациям принимать решение, — говорилось в передовой статье журнала жертв холокоста, — что "остатки (исчисляемые миллиардами), по лученные от имени жертв Шоа, будут истрачены на т любимые проекты, вместо того чтобы помочь всем пережившим холокост с учетом растущей стоимости медицинских услуг?" Наткнувшись на негативную реакцию общественности, ВЕК внезапно дал задний ход. Цифра 9 миллиардов несколько вводит в заблуждение, заявил он. По его словам "у фонда нет ни денег, ни плана распределения денег" и банкет был устроен не для того, чтобы отпраздновать финансовую поддержку фонда деньгами из компенсаций за холокост, а для того, чтобы собрать средства. Старые евреи пережившие холокост, которых заранее не спросили и тем более не пригласили на "гала с участием звезд" в отель "Пьер", устроили демонстрацию перед дверями отеля.
Среди участников этого банкета был и президент Клинтон, который напомнил о том, что США всегда находились в первых рядах, когда речь шла о том, чтобы "взглянуть в лицо ужасному прошлому": "Я был в резервациях американских индейцев и узнал, что подписанные нами договор либо были несправедливыми, либо честно не выполнялись. Я ездил в Африку и признал ответственность США за продажу людей в рабство. Мы стараемся отыскать самое глубинное ядро нашей человечности, и это трудная задача". Чего явно не хватало при всех этих примерах "трудной задачи", так это возмещения ущерба в твердой валюте2.
11 сентября 2000 г. был наконец опубликован "предложенный специальным уполномоченным план выплаты и распределения компенсаций" (далее в тексте "план Грибеца"), выработанный в ходе правового конфликта со швейцарскими банками3. По времени опубликование этого плана — после двух лет работы над ним — было ориентировано не на интересы "нуждающихся жертв холокоста, из которых каждый день кто-нибудь умирает", а приурочено к вышеупомянутому гала-банкету, состоявшемуся вечером того же дня. Берт Нейборн, главный консультант индустрии холокоста на переговорах со швейцарскими банками, похвалил этот документ как "точнейшим образом выверенный, составленный с большой тщательностью и с умом"4. В действительности надо было рассеять опасения, что деньги попадут к еврейским организациям. Так, газета "Форвард" сообщала, что "план распределения предусматривает, что более 90% швейцарских денег будут выплачены непосредственно пережившим холокост и их наследникам". Элан Штейнберг заверял, что "ВЕК никогда не требовал ни пенни и не брал ни пенни и не будет создавать фонды из компенсаций" и елейно похвалил план Грибеца как "чрезвычайно умный и пронизанный сочувствием документ"5. Что он умный, это верно, но сочувствие в нем и не ночевало. В напечатанных мелким шрифтом частях этого плана кроется дьявольская правда, что, вероятно, лишь небольшая часть швейцарских денег будет выплачена непосредственно пережившим холокост и их наследникам. Прежде чем говорить об этом подробней, я хотел бы отметить, что этот план убедительно, хотя и неумышленно, показывает, как индустрия холокоста давила на Швейцарию6.
Читатель, может быть, помнит, что швейцарские банки в мае 1996 г. формально согласились на независимое расследование — "самое обстоятельное и дорогое расследование в истории" (судья Корман) — для удовлетворения всех притязаний переживших холокост и их наследников7. Но еще до того, как следственная комиссия во главе с Полом Волкером получила возможность собраться, индустрия холокоста уже настаивала на финансовом соглашении. Чтобы упредить выводы комиссии Волкера, выдвинули два возражения: 1) этой комиссии нельзя доверять и 2) нуждающиеся жертвы холокоста могут не дождаться результатов ее работы. План Грибеца опровергает оба эти возражения.
В июне 1997 г. Нейборн провел "правовую экспертизу", которая должна была доказать, почему нельзя ждать результатов работы комиссии Волкера. Вопреки всем фактам Нейборн нагло обвинял комиссию в том, что она работает на швейцарцев, оплачивается и управляется обвиняемыми и стремится перевести всю критику в русло частного третейского разбирательства8. Нейборн даже приписывал швейцарским банкирам, что они получили 500 млн. долларов за то беспримерное расследование, которое им навязали. В августе 1998 г. индустрия холокоста с успехом настояла на выплате швейцарцами не подлежащей возврату компенсации в размере 1250 млн. долларов еще до того, как комиссия Волкера закончила свою работу9. Хотя в пользу этого соглашения говорилось, что комиссии Волкера доверять нельзя, план Грибеца осыпает эту комиссию похвалами и подчеркивает, что результаты и методы обработки этой комиссией притязаний ("трибунал по выяснению притязаний") имеют решающее значение для распределения швейцарских денег10. То, что индустрия холокоста при распределении этих денег опиралась на результаты работы этой комиссии, опровергает утверждение, будто она упредила работу комиссии, потребовав компенсацию, не подлежащую возврату.
Во взаимодействии с индустрией холокоста швейцарцев не только заставили оплатить невостребованные счета времен холокоста, но и вернуть прибыли, которые они, зная об этом, получили от украденных нацистами еврейских ценностей и от рабского труда евреев".
План Грибеца показывает, сколь необоснованными были эти обвинения. Он допускает, что можно установить лишь очень немногие, если такие вообще есть, прямые связи — не говоря о непосредственно приносящих прибыль или заведомо приносящих прибыль связях — между швейцарцами, с одной стороны, и украденной еврейской собственностью или еврейским рабским трудом. Этот план показывает, что все обвинения в коллективных исках основывались на "предположениях" и "вероятностях"12. Наконец, Швейцарию заставили выплатить компенсацию евреям, бежавшим от нацизма, которым она отказала в приеме. План Грибеца отмечает, хотя и в сноске, что эта претензия "сомнительна с правовой точки зрения"13. Несмотря на все эти допущения, план тем не менее соглашается, что истцы во вполне правовом обществе должны были бы получить гораздо большую сумму, нежели 1250 млн. долларов, полученные от швейцарцев14.
Помимо мнимой предвзятости комиссии Волкера, индустрия холокоста ссылалась на то, что пережившие холокост долго не проживут, выбивая из швейцарцев компенсацию, не подлежащую возврату. Время якобы играло столь решающую роль, потому что "нуждающимся жертвам холокоста" недолго осталось жить. Однако, получив деньги, индустрия холокоста вдруг обнаружила, что "нуждающиеся жертвы холокоста" вымирают не так быстро. Со ссылкой на проведенное по заданию Конференции по еврейским притязаниям исследование, план Грибеца сообщает, что "число нацистских жертв уменьшается медленней, чем сначала думали". План утверждает, что "довольно значительное число евреев — жертв нацизма проживет еще минимум 20 лет и что через 30—35 лет, т. е. примерно через девяносто лет после войны "вероятно, еще будут живы несколько десятков тысяч евреев — жертв нацизма"15. Учитывая прежнюю историю индустрии холокоста, никто не удивится, если это открытие будет в конечном счете использовано с той целью, чтобы выбить из Европы новые компенсации. Пока оно используется для того, чтобы замедлить выплаты. Так, план Грибеца рекомендует распределять деньги постепенно, небольшими суммами, так как "это имело бы очень отрицательные последствия, если бы у нуждающихся жертв холокоста пробудились ожидания, из-за которых истощился бы капитал, а вместе с ним и возможности помощи"16.
Во время переговоров со швейцарскими банками индустрия холокоста утверждала, что средний возраст переживших холокост равен в Израиле 73 годам, а в остальном мире — 80 годам. Продолжительность жизни в трех странах, в который сейчас больше всего людей, переживших холокост, колеблется от 60 (в республиках бывшего СССР) до 77 лет (в США и Израиле)17. Никого не должен обижать вопрос, как это может быть, что через 35 лет будут еще живы "десятки тысяч" переживших холокост. Частичный ответ заключается в том, что индустрия холокоста еще раз изменила формулировку этого термина. "Одна из причин сравнительно медленного уменьшения их числа, — говорится в вышеупомянутом исследовании Конференции по еврейским притязаниям, — заключается в том, что если использовать более широкое определение, то число более молодых жертв нацизма будет гораздо большим, чем сначала думали"18. И в самом деле, план Грибеца с темпами инфляции, напоминающими о временах Веймарской республики, оценивает число еще живых жертв холокоста почти в миллион, т. е. во много раз увеличивается и без того завышенная цифра 250 000, которая была взята за основу при наложении дани на Швейцарию19.
Создавая этот статистический и демографический шедевр, план Грибеца причисляет теперь к пережившим холокост всех российских евреев, переживших вторую мировую войну20. Российские евреи, которые ранее бежали от нацистов или служили в Красной армии, выдают себя теперь за переживших холокост, потому что, если бы они попали в плен, их ждали бы пытки и смерть21. Даже если принять это воистину новое определение переживших холокост за аргумент, неясно, почему советские чиновники, заблаговременно бежавшие от нацистов, или военнообязанные-неевреи, служившие в Красной армии, не могут тоже потребовать для себя статуса переживших холокост. Ведь их тоже ждали пытки и смерть, если бы они попали в плен. План Грибеца сообщает, что один американский военный, еврей, которого нацисты взяли в плен, был интернирован в концлагере22. Почему бы всем американским солдатам, участникам второй мировой войны, не объявить себя пережившими холокост? Возможностей здесь непочатый край. Как пояснил ведущий историк отдела холокоста Британского имперского военного музея, который защищает манипуляции с возрастом жертв холокоста в плане Грибеца, "можно в еще более широком смысле говорить о втором и даже третьем поколении" переживших холокост, потому что они "может быть, страдают психическими заболеваниями"23. Так что вопрос времени, когда индустрия холокоста снова примет и Вилькомирского как пережившего холокост, потому что, как говорил директор мемориала Яд Вашем, "его боль подлинная".
Для индустрии холокоста во многих отношениях целесообразно давать новые определения жертв холокоста и увеличивать их число. Этим оправдывается не только сбор дани с европейских государств, но и нажива на настоящих жертвах холокоста. Долгие годы эти жертвы просили Конференции по еврейским притязаниям использовать компенсации для страхования по болезни. В плане Грибеца это предложение, "о котором стоит подумать", упомянуто в сноске, но с другой стороны говорится, что сумма швейцарской компенсации недостаточна для того, чтобы обеспечить страхование по болезни более чем 800 000 переживших холокост24.
Не говоря о том, что сумма незначительна, швейцарские деньги по плану Грибеца предназначены только для евреев — жертв нацистских преследований. С технической точки зрения компенсация распространяется на всех жертв нацистских преследований, но на самом деле эта внешне всеобъемлющая, "политически корректная" формулировка — всего лишь словесный трюк, чтобы исключить большинство жертв-нееврев. Произвольно в определение "жертвы или цели нацистских преследований" включаются только евреи, цыгане, Свидетели Иеговы, гомосексуалисты и инвалиды. По причинам, которые никогда не были объяснены, исключены жертвы других политических (например, коммунисты или социалисты) или этнических (например, поляки и белорусы) преследований. Это гораздо более многочисленные группы жертв, а те, что упомянуты в плане Грибеца наряду с евреями, гораздо малочисленное их. Это на практике приводит к тому, что почти все деньги достаются евреям. Так, план насчитывает 170000 евреев, использовавшихся на принудительных работах, а из миллиона неевреев, использовавшихся на тех же работах, к жертвам нацистских преследований причислены лишь 30 000. Аналогичным образом план предусматривает выплату 90 млн. долларов евреям — жертвам нацистских грабежей и лишь 10 млн. — таким же жертвам, но неевреям. Частично такое распределение оправдывается тем, что предыдущие соглашения о компенсации исходили из такого же соотношения. Но план наводит также на мысль, что нееврейские жертвы в прошлом получили непропорционально малую долю компенсации. Новый план должен был бы устранить прежние несправедливости, а не продолжать их".
План Грибеца предназначает 800 млн. долларов из 1250 миллионов на удовлетворение притязаний на невостребованные счета времен холокоста. Текст плана с приложениями и таблицами имеет объем в несколько сот страниц с более чем тысячью сносок. Единственная примечательность этого плана заключается в том, что ни в одном месте не предпринята попытка достоверно обосновать такое распределение. Говорится только: "На основе своей оценки доклада Волкера и окончательного решения суда, а также после консультаций с представителями комиссии Волкера специальный уполномоченный оценивает стоимость всех банковских счетов, подлежащих оплате, в 800 млн. долларов"26. В действительности эта оценка невероятно завышена. Сумма, которую реально надлежало выплатить по невостребованным счетам, составила бы лишь ничтожную долю этих 800 миллионов27. Деньги, оставшиеся от 800 млн. после удовлетворения всех законных притязаний, должны были либо получить непосредственно пережившие холокост, либо эти деньги распределили среди еврейских организаций, занимающихся холокостом28. Можно быть почти уверенным, что они достанутся еврейским организациям, не только потому, что последнее слово всегда остается за индустрией холокоста, но и потому, что их будут распределять много лет, а за это время лишь немного настоящих жертв холокоста останется в живых29.
Кроме 800 млн. долларов по счетам времен холокоста, план Грибеца распределяет около 400 млн. долларов главным образом по трем категориям: "ограбленные собственники", "те, кого использовали на принудительных работах" и "беженцы". Но сделана решающая оговорка, что никакие деньги не будут выплачены, пока не будут исчерпаны все правовые средства в этом споре. План допускает, что предусмотренные выплаты, может быть, какое-то время не удастся начать, и ссылается на прецедент, когда протесты рассматривались три с половиной года30. Старики, пережившие холокост, могут здесь ничего не выиграть, а уж индустрия холокоста в любом случае не проиграет. Многие из тех, на кого не распространяется план, несомненно, захотят подать протесты, но лишь немногие выиграют, даже если правовые средства сулят успех. Индустрия холокоста, которая уже извлекла наибольшие выгоды из плана Грибеца, может только выиграть от протестов: вследствие задержки дополнительные суммы перетекут в ее казну, так как будет оставаться все меньше тех, кто пока еще жив.
Как только будут исчерпаны правовые пути, план Грибеца предусматривает следующее распределение этих 400 миллионов:
1) В категории "ограбленных собственников" 90 миллионов предназначены не для прямых выплат жертвам холокоста, а для еврейских организаций, которые заботятся об обществах жертв холокоста "в широком смысле". Большая часть перепадет Конференции по еврейским притязаниям, которую и план Грибеца восхваляет за ее "несравненный опыт на службе потребностям жертв нацизма"31. 10 миллионов план оставляет для "Фонда списка жертв, цель которого — собрать имена всех жертв или целей нацистских преследований и сделать их доступными для исследовательских целей и для воспоминания о них". Рекомендуется использовать как основу для этого фонда "незаменимые данные первых анкет" для жертв холокоста. Типичный ответ этих анкет позволял думать, что одна из шести еврейских жертв (71000 из 430 000), если верить ей, имела счет в швейцарском банке. Каждый шестой имел также мерседес и шале в Швейцарии32.
2) В категории тех, кто использовался на принудительных работах, каждый из предположительно еще живых 170000 евреев должен был получить компенсацию в два приема: 500 долларов, если все возражения сняты, и до 500 долларов дополнительно, если обработаны все притязания на невостребованные счета33. В действительности цифра 170 000 сильно завышена, и вряд ли многие, кто в самом деле еще оставался в живых, придут за первой выплатой, не говоря уже о второй. Заявки обрабатываются Конференцией по еврейским притязаниям и она, получая больше всего от оставшихся компенсаций, будет выигрывать от каждого отказа.
3) В категории "беженцы" претенденты получат от 250 до 2500 долларов, как и в случае со второй категорией — в два приема34. На основе "незаменимых данных первых анкет" около 17000 евреев претендуют на включение в эту категорию. Вероятно, претензии лишь малого числа из них будут признаны законными (заявки обрабатывает та же Конференция) и еще меньше будет тех, кто получит деньги.
Таким образом, точный анализ плана Грибеца подтверждает важнейшие аргументы 3-й главы моей книги. Он показывает, что обвинения, выдвинутые индустрией холокоста, с помощью которых она заставила швейцарские банки выплатить не подлежащие возврату компенсации, были ложными и что лишь немногие из тех, кто на самом деле пережил массовое уничтожение евреев нацистами, прямо или хотя бы косвенно воспользовались швейцарскими деньгами. Такое же изучение других соглашений, заключенных индустрией холокоста, предположительно даст сходные результаты. В плане Грибеца скрыты деньги для индустрии холокоста. Вероятно, большая часть швейцарских денег начнет распределяться лишь тогда, когда из жертв холокоста в живых останется только горстка. Когда они умирают, деньги перетекают в казну еврейских организаций. Так что неудивительно, что индустрия холокоста единодушно восхваляет план Грибеца.
Норман Дж. Финкельштейн, Нью-Йорк, ноябрь 2000 г.
Актуальное дополнение к немецкому изданию
1) По этому и следующему разделам см. (Joan Gralla, "Holocaust Foundation Set for Restitution Funds", Reuters (22. August 2000); Michael J. Jordan, "Spending Restitution Money Pits Survivors Against Groups", Jewish Telegraphic Agency (29. August 2000); NAHOS (Zeitschrift der National Association of Jewish Child Holocaust Survivors) (1. September 2000 sowie 6. oktober 2000); Marilyn Henry, "Proposed Foundation for Jewish People Has No Cash", in der Jerusalem Post (8. September 2000); Joan Gralla, "Battle Brews Over Holocaust Compensation", Reuters (11. September 2000); Shiomo Shamir, "Government to Set Up New Fund for Holocaust Payments", in Haaretz (12. September 2000); Yair Sheleg, "Burg Honored at Controversial NY Dinner", in Haaretz (12. September 2000); E. J. Kessler, "Hillary the Holocaust Heroine?" in der New York Post (12. September 2000); Melissa Radler, "Survivors Get Most of Cash in Shoah Fund", im Forward (17. September 2000);
"The WJC Defends Event Panned by Commentary", in der Jewish Post (20. September 2000).
2) Это выступление Клинтона на гала, устроенном Брон-фманом, распространяется бюро международных информационных программ госдепартамента США (http:// usinfo.state.gov).
3) Этот план был разработан Иудой Грибецом, бывшим президентом Совета по связям еврейских общин Нью-Йорка и нынешним членом правления нью-йоркского музея еврейского наследия — живого мемориала холокоста. "Специальным уполномоченным" его назначил судья Эдуард Корман из восточного округа Нью-Йорка, который был председателем суда при рассмотрении коллективного иска к Швейцарии. Полный текст этого плана см. на сайте http://www/ swissbankclaims.com.
4) Мнение Берта Нейборна — в приложении к плану Грибеца. Нейборну, как главному консультанту, был поручена разработка "юридических теорий", которые индустрия холокоста использовала в конфликте со Швейцарией.
5) Radler, "Survivors Get Most of Cash in Shoah Fund".
6) Примечательно, что Рауль Хильберг, ведущий авторитет по вопросам массового уничтожения евреев нацистами, открыто обвинил Всемирный еврейский конгресс в вымогательстве у швейцарцев. "Это был первый случай в истории, когда евреи использовали оружие, которое иначе как вымогательством назвать нельзя". Берт Нейборн, заметно обеспокоенный обвинением в вымогательстве ("многие могут попытаться изобразить законные платежи на основе соглашения формой вымогательства"), потребовал в своем заявлении, которое должно было поддержать ходатайство об одобрении соглашения со Швейцарией, от судьи Кормана, чтобы он опроверг это обвинение, что судья и сделал, выполняя свой долг (указаны источники).
7) "In re Holocaust Victim Assets Litigation", S. 19 (Korman).
8) Burt Neuborne, "Memorandum of Law Submitted by Plaintiffs in Response to Expert Submissions Filed By Legal Academics Retained By Defendants" (United States District Court for Eastern District of New York: 16. Juni 1997). S. 68 (см. также S. 62—64). Ниже: "Экспертиза Нейборна".
9) По поводу того, что окончательное соглашение не предусматривало возврата денег, см. План Грибеца, с. 12, прим. 18: "Следует постановить, что ни одна часть компенсационной суммы в 1250 млн. долларов не будет возвращена обвиненным банкам или другим швейцарским учреждениям".
10) План Грибеца, с. 11 ("решающее значение"), с. 13—14, 93, 101-104.
11) Экспертиза Нейборна, с. 3, 6-7,11-12,28-31,34-35, 43, 47—48. В этой экспертизе говорится, что юридические обвинения могут быть предъявлены швейцарским банкам лишь в тех случаях, если они "сознательно" получали прибыли от награбленных нацистами богатств. "Если установлено, что обвиненные банки не знали об этом, действия обвиняемых не могут служить поводом для претензий на возвращение незаконных прибылей" (с. 34).
12) Ссылки на конкретные пункты плана Грибеца.
13) План Грибеца, приложение J ("Класс беженцев", с. J-26, прим. 85). Также в сноске скрыта информация, что, согласно Сеймуру Рубину, ведущему авторитету в этой области, "Швейцария пропорционально численности своего населения приняла гораздо больше беженцев, чем любая другая страна, в противоположность США, которые не только не разрешили въезд отчаявшимся беженцам с "Сен-Луи", но и систематически отказывались выполнять и без того ограниченные квоты иммиграции" (с. J-5). В письме в журнал "Нейшн" Берт Нейборн заявил, что беженцы, которым во время второй мировой войны было отказано во въезде в Швейцарию, сегодня получат компенсации, и посетовал:
"Я хотел бы только, чтобы и на США были наложены такие же санкции, ибо они также отказывались принимать людей, спасавшихся паническим бегством от нацистских преследований" (5 октября 2000 г.). Кроме лицемерия и трусости, что помешало главному советнику индустрии холокоста предъявить подобные претензии?
14) План Грибеца, с. 89. Цитата взята из решения суда под председательством Кормана, окончательно одобрившего соглашение о компенсациях.
15)-17) Ссылки на конкретные пункты плана Грибеца.
18) Ukeles Assocaiates Inc., Paper №3 (revised), Projection of the Population of Victims of Nazi Persecution, 2000—2040 (31. Mai 2000).
19) План Грибеца, с. 9, приложение С, с. С-8, приложение Е (компенсации за холокост), с. Е-89 и Е-90, прим. 282. Цифра 250 000 была положена в основу, когда распределяли деньги из "Специального фонда для нуждающихся жертв холокоста", созданного швейцарцами в феврале 1997 г.
20) План Грибеца, приложение С, с. С-7, таблица 3. В этом плане в сноске указано, что "в бывшем Советском Союзе есть сравнительно немного переживших концлагеря, гетто или трудовые лагеря" (Приложение Е, с. Е-56, прим. 150).
21), 22) Ссылки на конкретные пункты плана Грибеца.
23) Steve Paulsson, "Re: Survivor Article", eingegangen bei http//H-HolocaustN-Net.MSU.EDU (28. September 2000).
24) План Грибеца, с. 135. Следует учесть, что в плане Грибеца и число переживших холокост в собственном смысле слова подверглось радикальному увеличению. В нем констатируется, что около 170000 бывших еврейских рабов получают в настоящее время пенсии от Германии (План Грибе-ца, Приложение Н, Класс I — рабский труд, с. Н 5-6). Считается, что только один из четырех евреев, использовавшихся на принудительных работах, получает пенсии от Германии. Тем самым число еще живущих сегодня бывших еврейских рабов увеличивается примерно до 700000, а число еще живых на момент окончания войны евреев, использовавшихся на принудительных работах, — до 2800000. Наука обычно исходит из того, что к концу войны из них оставалось в живых около 100.000, из которых сегодня живы, возможно, несколько десятков тысяч.
25) План Грибеца, с. 7, 25-27, 83-84, 118-119, 138-139, 149, 154, а также "Свод главных программ компенсации за холокост". Кроме ранее сказанного, план оправдывает такое распределение с помощью тавтологии "современными демографическими данными, так как еврейские жертвы составляют преобладающую часть выживших "жертв или целей нацистских преследований, согласно определению в соглашении о компенсациях" (с. 119). Евреи составляют "преобладающую часть" лишь потому, что категория "жертвы или цели" была определена в этом смысле.
26) План Грибеца, с. 15. То же самое буквально повторяется на с. 98—99.
27) Комиссия Волкера рекомендовала опубликовать наименования примерно 25000 счетов", в отношении которых существовала наибольшая вероятность того, что они связаны с жертвами нацистских преследований. "Соразмерная нынешняя общая стоимость" 10000 таких счетов, по которым есть какая-то информация, достигает 150—230 млн. долларов. Если пересчитать эти оценки на все 25000 счетов, получится 375 575 млн. долларов. По опыту предыдущих дел трибунала по выяснению притязани, лишь в половине из 25 000 случаев притязания окажутся оправданными, а половина денег по этим счетам это 188—288 млн. долларов. Кроме того, список из 25 000 счетов содержит большей частью не невостребованные, а закрытые счета, имеющие отношение к жертвам холокоста. Комиссия Волкера пришла к выводу, что "нет никаких доказательств согласованных усилий, направленных на выделение имущества жертв нацистских преследований для неоправданных целей". Соответственно, можно с полной уверенностью предположить, что почти все закрытые счета в должном порядке были закрыты самими владельцами счетов, их наследниками или законными уполномоченными, и что трибунал признает лишь немногие притязания на эти закрытые счета. Общая сумма законных притязаний на 25000 счетов будет в итоге еще меньше, чем 188—288 млн. долларов, если исходить из того, что все счета невостребованные и притязания на половину из них законны (ссылки на план Грибеца и на доклад независимой комиссии Волкера).
28) План Грибеца, с. 12, 19—20. На стр. 12 содержится положение, что "оставшиеся суммы денег из компенсации распределяются между другими категориями, указанными в данном соглашении, такими как "ограбленные собственники", "беженцы" и "лица, использовавшиеся на принудительных работах". Как мы увидим ниже, деньги, предназначенные для категории "ограбленных собственников", выплачиваются не непосредственно пережившим холокост, а еврейским организациям, занимающимся холокостом. На стр. 19—20 план предусматривает, кроме того, возможность передачи части денег, оставшихся после выплаты по данному соглашению, на некоторые проекты в культурной и воспитательной области или в целях увековечивания памяти жертв, чем будут заниматься специальные уполномоченные".
29) План предусматривает также, что распределение оставшихся от 800 млн. долларов денег может начаться только тогда, когда будут обработаны все притязания на 25000 счетов. Трибуналу понадобилось три года, чтобы обработать 10 000 притязаний на предыдущий отдельный список 5 600 швейцарских счетов. В плане говорится, что на 25 000 счетов поступит, вероятно, более 80000 притязаний. Кроме того, планом предусмотрено. Что все притязания будут проверяться не только по опубликованному списку 25000 счетов, но и по миллионам других швейцарских счетов, не имеющих явного отношения к жертвам холокоста. Даже если трибунал будет работать без сбоев, пройдут годы, прежде чем он закончит работу (план Грибеца, с. 91, 94, прим. 299, с. 105—106, прим. 126). Если не считать жертв холокоста, которые располагают невостребованными счетами, план предусматривает лишь неясные и ограниченные меры в пользу наследников (с. 18—10 и приложение Д "Наследники"), 30), 31) Ссылки на конкретные пункты плана Грибеца.
32) План Грибеца, с. 18, 27, 116, приложение С, с. С-10, приложение 3 к приложению С, с. 1. ("Первоначальные анкеты" были розданы "жертвам и целям нацистских преследований", после того, как судья Корман одобрил соглашение со Швейцарией). Рауль Хильберг, который ребенком бежал вместе со своими родителями из Австрии, осудил завышенные требования индустрии холокоста к швейцарским банкам. В одном недавнем интервью он напомнил: "В 30-х годах евреи были бедны. Моя семья принадлежала к среднему классу, но у нас не было банковского счета в Австрии, не говоря о Швейцарии" ("Берлинер цайтунг", 4 сентября 2000 г.).
33), 34) Ссылки на конкретные пункты плана Грибеца.