В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов
храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил
за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину,
или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая
потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал
в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу,
и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам
— по щелягу с сохи даем».
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу
во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав
хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и
одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце,
беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда
в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром
в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное
множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать,
и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях,
и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из
города к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог
перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, —
сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди».
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая
их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски, и его принимали
за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр
и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли
ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли
его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра
к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал:
«Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег.
Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко
к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги
же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с
внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один
к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел?», А тот ответил ему: «Люди той
стороны (Днепра)», Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?». Претич же
ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим
князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь
же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю».
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы.
Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя
было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу
со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул,
а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь
и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой
матери, детей своих?». Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней
и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном
от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир.
В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне
сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей,
туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные
плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
Отвечала ему Ольга: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она
уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь»,
Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее,
и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала
не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил
блаженную Ольгу.
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как
заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди
язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым
крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды
первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем
к ней: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она
первая из русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — свою
начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Ведь души праведных
не умирают; как сказал Соломон: «Радуется народ похваляемому праведнику»; память
праведника бессмертна, так как признается он и Богом и людьми. Здесь же ее все
люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутая тлением; ибо сказал
пророк: «Прославляющих меня прославлю». О таких ведь Давид сказал: «В вечной
памяти будет праведник, не убоится дурной молвы; готово сердце его уповать на
Господа; утверждено сердце его и не дрогнет». Соломон же сказал: «Праведники
живут вовеки; награда им от Господа и попечение о них у Всевышнего. Посему получат
они царство красоты и венец доброты от руки Господа, ибо он покроет их десницею
и защитит их мышцею». Защитил ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата
— дьявола.
В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то
время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем
себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк
и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши — ключницы
Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился
Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира»,
Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел
Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе.
И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и стали одолевать
болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно,
братья и дружина!». И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал
к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город».
И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на
всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих».
Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал
им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских
всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали
дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские
увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим
земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим
— позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас:
если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где
твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая
сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и
разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату,
и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?». И сказали ему
бояре: «Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?». И
послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказав ему: «Следи за его видом,
и лицом, и мыслями». Он же, взяв дары, пришел к Святославу. И поведали Святославу,
что пришли греки с поклоном, И сказал он: «Введите их сюда». Те вошли, и поклонились
ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам,
смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр.
Посланные же сказали: «Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул
на них — приказал спрятать». И сказал один: «Испытай его еще раз: пошли ему оружие».
Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же
взял и стал царя хвалить, выражая ему любовь и благодарность. Снова вернулись
посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж
этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся на дань». И послал
к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь», ибо
немного не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря:
«Возьмет-де за убитого род его». Взял же и даров много и возвратился в Переяславец
со славою великою, Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не
убили какой-нибудь хитростью и дружину мою, и меня». так как многие погибли в
боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины».
И отправил послов к царю в Доростол, ибо там находился царь, говоря так: «Хочу
иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал
к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиною
своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало,
то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, а печенеги нам враждебны,
и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам
дань, — того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из
Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине,
и послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю. Царь
же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы русские».
Они же начали: «Так говорит князь наш: «Хочу иметь истинную любовь с греческим
царем на все будущие времена»». Царь же обрадовался и повелел писцу записывать
все речи Святослава на хартию. И стал посол говорить все речи, и стал писец писать.
Говорил же он так:
«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при
Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому,
в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский,
как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми
подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми
великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными
царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на
страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну
вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну
и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против
страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся
я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор.
Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною
и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса,
бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не
сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой
и скрепили своими печатями».
Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему
воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов
печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам
сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у
греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили
пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился
зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так
что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал
на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали
чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.
А всех лет княжения Святослава было 28.
В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк.
В год 6482 (974).
В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал
зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему:
«Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась
оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд
Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати
волость его».
В год 6484 (976).
В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел
против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк
Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров
к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг
друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили
людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего
брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера
спихнули его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо
рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на
ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты
и хотел!». И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча
и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка,
а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал
ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что
Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников
в Новгороде и владел один Русскою землею.
В год 6486 (978).
В год 6487 (979).
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам
Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься
с ним биться»». И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот
же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу
разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал
власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы.
И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого
князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, словен, чуди и кривичей
— и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка.
И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял
в жены.
И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не
смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и
стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче — между Дорогожичем и Капичем, и существует
ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду — воеводе Ярополка, — с хитростью
говоря: «Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца,
и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же,
убоявшись этого, выступил против него». И сказал Блуд послам Владимировым: «Буду
с тобой в любви и дружбе». О злое коварство человеческое! Как говорит Давид:
«Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету». Этот же обманом задумал
измену своему князю. И еще: «Языком своим льстили. Осуди их, Боже, да откажутся
они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо прогневали они
тебя, Господи». И еще сказал тот же Давид: «Муж скорый на кровопролитие и коварный
не проживет и половины дней своих». Зол совет тех, кто толкает на кровопролитие;
безумцы те, кто, приняв от князя или господина своего почести или дары, замышляют
погубить жизнь своего князя; хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя своего,
приняв от него многую честь: потому и виновен он в крови той. Затворился Блуд
(в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру
с призывами идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но
из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал
хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал Блуд Ярополку:
«Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: «Приступай к городу, предадим-де
тебе Ярополка». Беги же из города». И послушался его Ярополк, выбежал из Киева
и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил
Ярополка в Родне, И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших
дней: «Беда как в Родне». И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата
твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим», — так говорил он, обманывая
его. И сказал Ярополк: «Пусть так!», И послал Блуд к Владимиру со словами: «Сбылась-де
мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его». Владимир же,
услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там
с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: «Пойди к брату своему и
скажи ему: «Что ты мне ни дашь, то я и приму»». Ярополк пошел, а Варяжко сказал
ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов», и не
послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери,
два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти
за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал
со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира,
с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир
же стал жить с женою своего брата — гречанкой, и была она беременна, и родился
от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его
мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей.
Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка
и от Владимира.
После всего этого сказали варяги Владимиру: «Это наш город, мы его захватили,
— хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека». И сказал им Владимир:
«Подождите с месяц, пока соберут вам куны». И ждали они месяц, и не дал им Владимир
выкупа, и сказали варяги: «Обманул нас, так отпусти в Греческую землю». Он же
ответил им: «Идите». И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им
города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде
них отправил послов к царю с такими словами: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай
держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели
их по разным местам, а сюда не пускай ни одного».
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным
двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога,
и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и
приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю
жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но
преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь
святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня
поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил
на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей:
Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он
Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава,
а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300
в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое.
И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был
он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен
и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под
конец обрел себе вечное спасение. «Велик Господь, и велика крепость его, и разуму
его нет конца!». Женское прельщение — зло; вот как, покаявшись, сказал Соломон
о женах: «Не внимай злой жене; ибо мед каплет с уст ее, жены прелюбодейцы; на
мгновение только наслаждает гортань твою, после же горчее желчи станет... Сближающиеся
с ней пойдут после смерти в ад. По пути жизни не идет она, распутная жизнь ее
неблагоразумна». Вот что сказал Соломон о прелюбодейках; а о хороших женах сказал
он так: «Дороже она многоценного камени. Радуется на нее муж ее. Ведь делает
она жизнь его счастливой. Достав шерсть и лен, создает все потребное руками своими.
Она, как купеческий корабль, занимающийся торговлей, издалека собирает себе богатство,
и встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и дело рабыням своим. Увидев
поле — покупает: от плодов рук своих насадит пашню. Крепко подпоясав стан свой,
укрепит руки свои на дело. И вкусила она, что благо — трудиться, и не угасает
светильник ее всю ночь. Руки свои простирает к полезному, локти свои устремляет
к веретену. Руки свои протягивает бедному, плод подает нищему. Не заботится муж
ее о доме своем, потому что, где бы он ни был, — все домашние ее одеты будут.
Двойные одежды сделает мужу своему, а червленые и багряные одеяния — для самой
себя. Муж ее заметен всем у ворот, когда сядет на совете со старейшинами и жителями
земли. Покрывала сделает она и отдаст в продажу. Уста же свои открывает с мудростью,
с достоинством говорит языком своим. В силу и в красоту облеклась она. Милости
ее превозносят дети ее и ублажают ее; муж хвалит ее. Благословенна разумная жена,
ибо похвалит она страх Божий. Дайте ей от плода уст ее, и да прославят мужа ее
у ворот».
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль,
Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир
и вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил
их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал
их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали
старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем
в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь
святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли
и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою,
на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий
власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный
и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал
жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг:
«Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не
говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются;
сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил
его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего
бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на
него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему:
«Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть
пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».
И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где
их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому,
не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский,
но прогнан был честным крестом из иных стран. «Здесь же, — думал окаянный, —
обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?»,
не зная, что пророк сказал: «И назову людей не моих моими людьми»; об апостолах
же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их».
Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается
в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага — дьявола, попирая его
под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со
святыми мучениками и праведниками.
В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост;
и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке
Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русские радимичей,
говоря: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают». Были же радимичи от рода ляхов,
пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне.
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а
торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел
пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать — пойдем, поищем
себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу,
и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать,
а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев. |