В календаре первой указана дата по старому
стилю (Юлианскому календарю);
второй - по новому стилю (Григорианскому календарю)
1
/ 14 июня - Устин и Харитон.
"Красное утро на Харитона - красный налив
ржи".
"Устин и Харитон рожь то красят, то квасят".
"Пасмурное утро на Устина - к урожаю яри".
"Устин тянет вверх коноплю, а Харитон - лен."
"Устин и Харитон готовят урожай на рожь, а мученик Лукьян (3/16 июня) - на яровое.
3 / 16 июня - Лукиан. Лука Ветреник.
"На Лукьяна, в канун Митрофана (4/17), не
ложись спать рано, а приглядывайся, откуда
ветер дует".
"На Луку южный ветер - к урожаю яровых; северо-западный - к сырому лету, восточный
- к болезням (пригонит наносные болезни)".
"Ветер с восхода - к поветрию".
"Сиверок на Лукьяна - ржи дождями заливает".
В вечер под Митрофана "окликают" ветер в просят
его пролить дожди благодатные, благовременные:
"Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка,
ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую,
на поле, на луга дожди животворные, к поре,
да ко времечку".
5 / 18 июня - Дорофей . На Дорофея
примечают направление ветров, с такими же приметами,
как под Митрофана. Говорят:
"На Дорофея утро вечера мудренее".
6 / 19 июня - Иларион. С этого
дня обыкновенно начинается прополка льна, проса
и других хлебов. Говорят:
"Пришел Иларион - дурную траву из поля вон".
"Подтыкай, девки, бабы, хоботье, начинай в яровом полотье".
7 / 20 июня - Федот.
"Святой Федот тепло дает - в рожь золото ведет".
"Святой Федот на дождь поведет - к тощему наливу (колоса)".
8 / 21 июня - Федор Летний, Федор
Стратилат, Федор Колодезник. Колодезники считают
сей день важным в своих работах. С вечера под
этот день они кладут сковороды на места, назначенные
для колодезей. На другое утро, при солнечном
восходе, они снимают их и, по отпотевшей сковороде,
выводят свои наблюдения: сковорода, покрытая
водяными струями, указывает на обильные водяные
жилы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает
маловодный колодезь; сковорода, совершенно
сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода,
облитая дождем, предвещает все невыгоды их
летних занятий.
"На Федора Стратилата колодцы рой".
Федор Летний - пора летних гроз. "Стратилат грозами богат".
"Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру - не к добру: мужик с сеном не уберется,
сеногной погноит".
"Гроза на Федора Летнего - плохая уборка сена".
"Росы с Федора к урожаю льна и конопли".
"Стратилатовы росы - вещие: большие росы к хорошим льнам, да большой конопли".
"Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший".
"С Федора дня пошла навозница (вывозка навоза на пары)".
9 / 22 июня - Кирилл . День летнего
солнцестояния (солноворот).
"На Кириллу - конец весны, почин лету".
"На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу".
"С Кириллина дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре".
12 / 25 июня - Петр Афонский,
Петр Поворот . Высаживают последнюю капусту
и огурцы. Этот день и называется: "Запоздалый
капустник" или Петр Капустник.
"С Петра Афонского солнце на зиму, а лето
- на жару".
"Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль".
13 / 26 июня - Акулина Гречишница
. В этот день местами справляется "праздник
каш" - варят мирскую кашу для нищей братии.
С этого же времени появляется громадное количество
слепней, оводов и всякого гнуса, от которого
скот сильно страдает и иногда бегает как шальной,
высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих
его надоедливых и кровожадных насекомых.
"Акулина - вздерни хвосты" - с Акулины и до
половины июля скот от жары и овода бесится.
"Сей гречиху возле Акулины".
"Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя".
16 / 29 июня - Тихон. Конец сева
поздних яровых.
"На Тихона солнце идет тише".
"На Тихона певчие птицы затихают (соловей и кукушка до Петрова дня поют)".
17 / 30 июня - Мануил . "На Мануила
солнце застаивается (медлит в зените)". Народная
примета подтверждается данными астрономов:
действительно, к этому времени земля сбавляет
скорость движения вокруг солнца. Начинается
буйный рост растительности. На ночном небе
видны зарницы. Примечали:
"Если в июне частые зарницы -
будет хороший урожай".
20 июня / 3 июля - Мефодий .
На Мефодия - праздник перепелятников. Паутинный
день.
"Коли над озимыми носится тенетник
и мошки - будет улов перепелов".
"Если на Мефодия дождь, то он с перерывами будет идти сорок дней".
23 июня / 6 июля - Агриппина
(Аграфена). Аграфена Купальница . Канун праздника
Ивана Купалы. Этот день считается началом купания,
хотя при теплой погоде, конечно, начинают купаться
гораздо раньше. Тем не менее в этот день совершается
купание в особо торжественной обстановке, с
песнями. Купаются в реках, моются и парятся
в банях, употребляя при этом для исцеления
от болезней разные лечебные и душистые травы,
собираемые в этот же день (или накануне). Но
старики и старухи избегают купаться до этого
дня, почему и говорит народ: "На Аграфену Купальницу
старики закупываются". Считают, что собранные
с вечера и в. ночь под Ивана Купалу травы и
коренья имеют большую целебную силу. Бытовала
легенда о цветке папоротника, который будто
бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне
Ивана Купалы всего на несколько мгновений.
Нашедшему этот цветок откроются многие тайны,
он станет провидцем, будет богат.
24 июня / 7 июля - Иоанн Креститель,
Иван Купала . По древнему поверью, Иван Купала
олицетворяет расцвет сил природы. В основе
обрядов лежит почитание воды и солнца, которые
дают жизнь всему живому. Издревле было принято
в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер
разжигать обрядовые костры. Через костры бросали
венки, прыгали. Купались в росе и воде. Водили
хороводы. Самые огни, зажигаемые в Иванову
ночь, почитались в прежнее время чудодейственными.
Огонь для костров добывался трением дерева
о дерево, и называли его "живым, лесным, лекарственным,
царь-огонь".
"На Иванов день солнце на восходе играет".
"С Ивановской ночи появляются светляки".
"Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов".
"На Ивана ночь звездная - много будет грибов".
"Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться".
"Ивановские дожди - лучше золотой горы".
"До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу (то есть
начинаются частые дожди)".
26 июня / 9 июля - Тихвинская.
День Тихвинской иконы Божией Матери. Давид
Солунский, Давид Земляничник.
"На Тихвинскую земляника-ягода поспевает,
красных девок в лес зовет".
"На Тихвинскую пчела вылетает за поноской - за медовым сбором".
27 июня / 10 июля - Сампсон Странноприимец,
Самсон Сеногной. Самсон сено загнаивает. Однако
дождь в этот день, от которого может почернеть
сено, полезен для проса, и наоборот, сухая
погода, которая дает возможность убрать сено
зеленым, полезна для гречихи:
"На Самсона сено зелено - каша
черная (гречишная); сено черное - каша белая
(пшенная)".
Дождь на Самсона предвещает продолжительное
ненастье.
"На Самсона дождь - семь недель
то ж".
"На Самсона дождь - до бабьего лета мокро".
29 июня / 12 июля - Петр и Павел. Петров день.
Петровка. Самый разгар лета. Петров день -
праздник солнца. В народе говорили:
"Петр-Павел жару прибавил".
"В Петровку сухо и день велик".
"К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет)".
"На Петров день солнышко играет".
В Петров день умываются из трех
ключей - родников петровскою водицею.
"С Петрова дня - красное лето, зеленый покос".
"С Петрова дня - пожня (покос)".
"Доставай косы и серпы к Петрову дню".
Петр - покровитель полей. Это
день ярмарок. Начинаются "Петровские гулянья" с
песнями, хороводами, качелями. С Петрова дня
начинается страда.
"У мужика то и праздник, что Петров день".
"С Петрова дня зарница хлеб зорит".
"Петр - с колоском, Илья (20 июля/2 августа) - с колобком".
"На Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - урожай
богатый".
"Кукушка житным колоском подавится (перестанет куковать)".
"Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за
неделю или две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или
две после Петрова дня, те и зима уляжется через столько же времени после заговенья
на Филиппов пост".
"Прошли Петровки - опало по листу; прошел Илья - опало и два".
"Приедет Петрок - сорвет листок, Илья придет - и два сорвет".
|