лава антисемита и любимца фюрера делают Вагнера персоной нон-грата в еврейском государстве Дирижер Даниэль Баренбойм нарушил давнее израильское табу, исполнив Вагнера на Иерусалимском фестивале.
Уже когда основная программа концерта была завершена, Баренбойм, дирижировавший берлинским оркестром Staatskapelle, обратился к зрителям и сказал, что на бис оркестр исполнит увертюру к опере Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда". Дирижер предложил всем несогласным покинуть зал.
Когда музыка стихла зал разразился овациями, на фоне которых были легко различимы гневные выкрики тех, кто был против исполнения и не покинул зал. "Фашист", "убирайся вон", - кричали они.
Несколько поколений музыкантов соблюдали негласный запрет на исполнение произведений Вагнера в Израиле. Причина запрета в том, что Вагнер был любимым композитором Гитлера, и его музыка стала в нацисткой Германии неотъемлимой частью культурно-пропагандистского контекста. Вся гебельсовская пропаганда, как остроумно отметил однажды один критик, выросла из вагнеровского берета.
Даниэль Баренбойм, один из ведущих дирижеров, вырос в Израиле и знал о запрете. Поначалу он хотел нарушить табу в основной программе, исполнив фрагменты из "Валькирий", но, сдавшись, заменил Вагнера Стравинским. Вагнер был оставлен на бис.
В интервью израильскому радио 54-летний дирижер сказал, что идея решиться на исполнение Вагнера пришла к нему, когда во время пресс-конференции, которую он давал в Иерусалиме, у кого-то в зале зазвонил мобильный телефон. Мелодией звонка был "Полет Валькирий".
"Я подумал тогда, если Вагнер может звучать на мобильном телефоне, то почему не в концертном зале", - сказал дирижер. Всю ответственность за этот шаг Баренбойм взял на себя и попросил несогласных не обрушиваться с критикой на организаторов фестиваля и оркестрантов.
Несогласных было немало. Среди них - мэр Иерусалим Эхуд Омерет, который назвал поступок Баренбойма оскорбительным, высокомерным и нецивилизованным. Мэр пообещал, что городские власти "пересмотрят свои взаимоотношения" с дирижером.
Директор Центра Сиомна Визенталя, собирающего информацию о Холокосте и нацистских преступниках, Эфраим Зуроф, назвал исполнение Вагнера "культурным изнасилованием".
Впрочем, Баренбойм был не первым, кто нарушил негласный запрет на исполнение Вагнера в Израиле.
В прошлом году городской оркестр Ришон-ле-Циона под руководством бывшего узника нацистского лагеря Менди Родана исполнил фрагмент из "Зигфрида". Но это исполнение не было частью национального фестиваля, так что градус протестов был куда как ниже.
В 1981 году Израильский филармонический оркестр, которым дирижировал Зубин Мета отказался от исполнения увертюры к "Тристану и Изольде" уже на сцене, когда на сцену выбежал пожилой еврей и, сорвав с себя рубашку, показал шрамы, оставленные на его теле охранниками одного из нацистских лагерей.
Сегодня остается лишь гадать, снимет ли исполнение Вагнера Баренбоймом, дирижером мирового уровня, давнее табу.