Анатолий Герасимов “Не унижай других и не будешь унижен сам”
от такое письмо (стиль и орфография сохранены) пришло в адрес Русской Общины в ответ на мое интервью Парламентской Газете – органу Федерального Собрания Государственной Думы России. Само интервью можно прочитать.
Уважаемые коллеги!
Читая публикацию Валерия Рубина, не могла избавиться от ощущения внутреннего протеста, несогласия по отношению к такому, как-будто, вполне логичному требованию юридической регистрации и признания прав русской общины в Израиле. Кажущаяся законность такого требования обусловлена нашими привычными представлениями о правах национальных меньшинств в многонациональных государствах, отраженых во многих международных документах. Однако эти документы подтверждают законность прав национальных меньшинств, веками являвшихся частью населения этих многонациональных стран, благосостояние которых было создано в том числе и трудом этих национальных меньшинств. Отсюда и государственная поддержка, например, в рамках Закона "О национально-культурной автономии".
Совершенно иной путь формирования русского "национального меньшинства" в Израиле. Людям, являющимся членами семей евреев, предоставлена возможность приехать в страну. Предполагается, что их духовная связь с еврейскими членами семьи неразрывна. Им оказывается помощь в том же объеме, как и евреям-репатриантам, включая обучение языку и профессиональную переподготовку. Никто не считает их при этом "второсортными". Очень часто при это русский член семьи устраивается профессионально быстрее и лучше. Дети быстро подхватыват иврит и к моменту службы в Армии уже вполне являются израильтянами.
При этом, русский член семьи имеет массу возможностей удовлетворять свои естественные потребности в национальной культуре: в стране масса рускоязычных газет, теле и радиопрограмм, есть театры, на гастроли приезжают практически все деятели российской культры. Никакой дискриминации в плане культуры нет. Те функции, которые по мнению г-на Герасимова призвана выполнять "Община" осуществляются многими уже существующими государственными и негосударственными учреждениями и организациями (защита прав населения, обучения языкам, включая русский).
Создание же Русской общины, по-сути противопоставив русских членов смешанных семей их еврейским родственникам, вызовет нарастание напряженности в Израильском обществе. Думаю, необходимым условием разрешения на въезд в Израиль нееврейским членам семей должно стать письменное их заявление о стремлении стать частью единого израильского народа и неучастии в каком-либо национально-политическом движении.
Недопустимо, приехав на все готовое, не вложив в строительство государства ни крови, ни пота, не потрудишись понять традиции приютившей их страны, в угоду своим личным политическим амбициям ввязывать общество в бесконечные бесплодные идеологические дискуссии. Это как раз то, о чем в России говорят "Со своим уставом- в чужой монастырь"! Международная практика не поддерживает создание политизированных эмигрантских организаций (а именно такой по сути и стремится стать так называемая "русская община Израиля"), а попытка аппелировать к имеющимся международным документам в отношении национальных меньшинств несомненно является фальсификацией и подменой понятий.
С уважением, Елена Турецкая, президент еврейской национально-культурной автономии Новосибирской области.
Должность Елена Турецкая занимает общинную, президентскую, но ее представления о межэтнических отношениях столь поверхностны и ошибочны, что мне придется начать издалека. Может, это поможет Елене Турецкой и ее единомышленникам понять всю пагубность, бесперспективность и чреватость такого отношения к представителям русской нации в еврейском государстве.
Проблема межэтнических отношений существовала всегда. Однако для "русскоязычного" населения государства Израиль она стала особо болезненной реальностью. Именно здесь люди стали остро осознавать свою национальную принадлежность к русскому или к еврейскому народам. И что особо примечательно и поистине уникально – многие из приехавших сюда евреев, даже спустя годы называют себя русскими и отмечают тот факт, что русский язык и русская культура – для них более родные, чем еврейская культура. В то же время, некоторое количество русских по рождению, пройдя религиозную процедуру гиюра, стали идентифицировать себя с еврейским народом.
Если о коренном населении заботу в той или иной мере берет на себя государство, "некоренные" оказываются предоставленными сами себе и существовать могут только за счет своих талантов – профессий (специальностей). Постепенно у членов общества начинает вызревать осознание своей национальной принадлежности.
На каком-то этапе в Израиле существовала смешанная "русскоязычная" среда, состоящая из евреев, русских и лиц иных славянских национальностей. Общая беда толкала их в объятия политических лозунгов. Но постепенно прагматические вопросы выводили их на решение конкретных практических задач – школа, специальность, работа. Именно это явилось одной из причин, объясняющих, почему столь низкий процент избирателей проголосовали на последних выборах в Кнессет за, так называемые, "русские", а по своей сути – маленькие секторальные, партии.
Проблема многоязычия и многокультурности в израильском обществе стала насущной реальностью. Казалось бы – очень удобная ситуация для распространения идей космополитизма, но только самая незначительная часть населения государства оказалась равнодушной к осознанию своей принадлежности к конкретному народу.
И вот тут-то выяснилось, что принадлежность к народу определяется не по "языку", но по культуре в самом широком смысле этого слова. Таланты стали группироваться вокруг национальных культур, по которым идентифицировать свою национальную принадлежность, народность. Национальные группы начинают искать пути самосохранения своей национальной идентификации и пути интеграции в израильское общество.
Без ощущения общности культуры некоренные народы обречены либо стать политизированным населением: "с Лениным в башке и с гранатой в руке" в борьбе за кусок хлеба посытней, либо ассимилироваться. Итог у этих путей общий – исчезновение русского присутствия на Святой Земле и появление в среде еврейского народа большого количества маргиналов и прозелитов, одинаково чуждых и русскому и еврейскому народам.
Так национальная культура обнаружила себя той основой, которая объединяет и объективно гарантирует сохранение привычной среды существования нации, народа, этноса как такового.
Естественно, что, осознав себя национальным меньшинством, русские начали налаживать свои отношения с гуманитарным отделом ООН и выяснили, что с начала деятельности ООН, инородцы определяются как национальные меньшинства, а с 1976 года, усилиями СБСЕ, эти национальные меньшинства получили статус субъекта международного права (пакт о гражданских и политических правах). С 1989 года СБСЕ принимает национальные меньшинства под свою защиту и покровительство (итоговый документ Венской встречи – 89). В 1992 году Комиссия по правам человека на 48 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
В мировой практике часто вопрос об этнических меньшинствах рассматривается как решенный, если таковые будут обладать культурной автономией, потому что процессу ассимиляции устойчиво противодействует подсознательное стремление людей к сохранению своей национальной самобытности. Не скрывается ли за этим стремлением инстинкт самосохранения присущий живому существу? Так стало приходить осознание того, что спасение "утопающих" есть дело рук самих "утопающих". Остро встал вопрос о сохранения национальной среды, об обретении равных с титульной нацией гражданских, культурных, социальных и политических прав.
Мирное сосуществование народов в суверенном многонациональном (мы говорим – многокультурном) государстве может стать возможным только на основе деэтатизации сферы межнациональных отношений, формированию самоуправляющихся национальных структур, принятию законов препятствующих распространению в обществе шовинизма и расизма.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, Декларации о меньшинствах ООН, рамочной конвенции о национальных меньшинствах СЕ, в соответствии с законами государства Израиль группа единомышленников уже год безуспешно пытается зарегистрировать в МВД Израиля Русскую Общину. Позицию молчания заняли чиновники этого министерства (члены демократической партии "Шинуй"), русскоязычные депутаты Кнессета, Правозащитные организации Израиля и России, организации русскоязычных соотечественников, российские еврейские общины. Причем русские граждане государства Израиль хотят всего лишь реализовать свои гражданские права на общественные объединения.
Без получения официального статуса Общины и юридического признания русских – русскими гражданами государства – мы лишены реальной возможности развивать отношения со своей исторической Родиной – Россией и активно участвовать в общественной и культурной жизни Израиля. Русские сегодня абсолютно не представлены в Кнессете, в государственных организациях, министерствах, мэриях. Такое положение государства по отношению к русским называется дискриминацией по национальному признаку.
Официальный Израиль менее всего расположен думать о путях интеграции русских граждан страны в израильское общество. Менее месяца назад была принята программа "Об облегченной форме прохождения гиюра". Эта программа рассчитана в первую очередь на русских солдат ЦАХАЛа (Армии), молодых девушек и детей. Депутат Кнессета Марина Солодкина сказала в своей статье в газете "Русский израильтянин" в августе прошлого года:
"... они въехали сюда не как русские, украинцы и белорусы, не в рамках расширения русской диаспоры, а как члены еврейских семей в еврейское государство. И, следовательно, в тот момент, когда они заявляют о себе, как о русской диаспоре, выходит, что они ввели в заблуждение государство, и государство имеет право наказать их так, как считает нужным. C нами приехали нееврейские члены наших еврейских семей. И рано или поздно, тем или иным путем они станут органичной частью нашего народа"..
Это мнение депутата Солодкиной находит широкую поддержку в среде политиков Израиля. Переход русских в иудейскую веру называется – стать органичной частью еврейского (а не как пишет госпожа Турецкая – израильского) народа. Нет такого официального понятия, как единый израильский народ.
В прошлом году ко мне в руки попал документ из Бар-Иланского Университета. На специальной конференции рассматривался вопрос о неевреях в Израиле. Результат конференции: "нееврейские компоненты приемлемы только при условии их полной ассимиляции". Такая формулировка ничего вам не напоминает? Где-то я уже слышал нечто подобное.
Мы, члены Русской Общины, уверены, что лояльные к еврейскому государству русские граждане страны предпочтительней во всех отношениях новообращенных иудеев, принявших веру не по убеждению, а с единственной целью улучшить свой социальный и гражданский статус. Единственное и разумное решение, которое должны были принять израильские политики – это признать нас русскими гражданами государства Израиль, а не проводить против нас политику дискриминации и ассимиляции. Излишне напоминать, что, лоббируя свое вступление в Евросоюз, Израиль тем самым обязуется выполнить все пункты устава этой организации и в числе прочего – уважать права национальных меньшинств на своей территории.
Естественно, если культурные, социальные, политические права русских в Израиле будут и далее нарушаться, и еврейское государство будет отказывать русским в свободной реализации их гражданских прав и свобод, то мы будем вынуждены инициировать процедуру 1503 в Комиссариате по правам человека ООН. Мы будем требовать вынесения на рассмотрение в Совете Европы вопроса о нарушении прав национальных меньшинств в Израиле, мы будем ставить вопрос перед Государственной Думой России (соотечественниками которой являемся, и права которых она обязуется защищать) о заслушивании на специальном заседании доклада о правах русского национального меньшинства в государстве Израиль.
Я не стану перечислять всех нарушений прав человека в Израиле, об этом я уже писал и статьи можно найти в прессе и в интернете. Я затрону только некоторые моменты, на которых в своем письме остановилась г-жа Турецкая.
– У русских, имеющих израильское гражданство, а таких около 50-70 тысяч (1,5% от всего населения) нет ни одной общественной организации, ни одного общинного дома, ни одного культурного центра, нет даже ни одного русского кладбища;
– Русских солдат хоронят не рядом с их боевыми товарищами, а на отдельных участках воинских кладбищ;
– Более 80 профессий закрыты для русских в Израиле, так как они не являются евреями;
– В Израиле по сей день убивают за русскую речь и убийцы не несут заслуженного наказания;
– Русскоязычная пресса поливает грязью русских и Россию;
– В русскоязычных еврейских школах русских детей нередко обзывают русскими свиньями и гоями, а учителя в ответ на жалобу ребёнка предлагают ему просить родителей, чтобы сделали ему гиюр;
– О защите прав населения: русскоязычными евреями составлена Черная Книга преступлений израильской полиции в отношении русских и русскоязычных евреев. Там хорошо написано, как и кем в Израиле "защищаются" права граждан.
Депутат Кнессета Михаил Кляйн сказал, что "русские – это помои, которые сливает в Израиль Россия". Госпожу Турецкую называли русские новосибирцы помоями и дерьмом? Нет? А мы это слышим в Израиле регулярно.
Духовный лидер Израиля Овадья Йосеф: "у гоев не может быть равных прав с евреями". Интересно, как часто называют в России (простите) жидовкой госпожу Турецкую? А нас тут гоями называют свободно, постоянно и безнаказанно. Причем именно в оскорбительном смысле. Вон недавно даже министр МВД Авраам Пораз выразился в том плане, что приезжают тут в Израиль "супергойки"…
А помощник Щаранского тот вообще предложил создать для русских такой моральный климат, чтобы они перестали красить яйца на пасху, называть своих детей Алефтинками и Ванятками или сваливали куда подальше, хоть в Канаду. Это госпожа Турецкая называет правом русских на свою культуру?
Такое отношение к русским в Израиле во многом определило результаты опроса: 32% назвали Израиль полицейским государством, 40% – еврейским, 19% – религиозным и только 9% – демократическим. 30% заявили, что они хотят уехать из этого государства, 75% (!) опрошенных отметили, что права евреев и неевреев в стране неравны, причем одинаково утвердительно отвечали и евреи и русские.
Причем, обратите внимание, и мы русские и русскоязычные евреи – являемся соотечественниками России. И сама Россия, что абсолютно правильно, не склонна делить соотечественников по национальностям. Это – демократично? Да, это – демократично. Разделение граждан на касты, в соответствии с количеством в их жилах иудейской крови, а так же по стране исхода и по национальной принадлежности – это шовинизм.
Я не уверен в том, что президенту Турецкой будет стыдно за свое еврейское государство, но мы на это и не рассчитываем. И в России, и в Женеве, и в Израиле есть достаточно много морально здоровых и порядочных людей, готовых принять самое активное участие в судьбе русских людей в Израиле. И то, что мы уже год пытаемся узаконить свои отношения с еврейским государством, не призывая комиссии и инспекции по правам человека, хорошо характеризует русских, как лояльных граждан страны.
Государство Израиль – это и наше государство, наши дети служат в израильской Армии, а мы гибнем в терактах наравне с евреями. У нас смешанные семьи и мы менее всего заинтересованы в конфронтации отношений с израильскими властями. Так неужели русские в Израиле не имеют права на свою Общину, на свой Общинный Дом, Культурный Центр, русское кладбище?
Нас, приехавших из России русских и евреев, называют в Израиле одинаково – русскоязычные. Да, мы прекрасно научились за века совместного проживания в России дополнять друг друга. Дополнять, но не взаимозаменять один другого. Ибо и русский и еврейский народы имеют каждый свою историю, свои культурные и духовные ценности. Мы учитываем тот факт, что все мы – русскоязычные соотечественники России. Но и России надо учитывать, что ее русские соотечественники в Израиле – национальное меньшинство, а русскоязычные еврейские соотечественники – представители титульной нации еврейского государства.
Я надеюсь, что мнение госпожи Турецкой не отражает мнение всего российского еврейства. Хотя, с другой стороны – еще ни одна российская еврейская организация не предлагала русским помощь в своем национальном еврейском доме. Я уверен, что такое положение не сможет существовать долго. Притеснение русских в Израиле, их дискриминация и добровольно-принудительное превращение в иудеев рано или поздно станет известно в России и вызовет там определенную реакцию, а это никоим образом не будет способствовать улучшению взаимопонимания между нашими народами. Так что самое время нашим соотечественникам – российским евреям перестать делать вид, что в их национальном еврейском доме все в порядке с правами человека и повернуться уже лицом к русским.
Те, кто намеренно, по непониманию или скудоумию пытаются доказывать, что русские в Израиле не имеют равных прав с евреями, тем самым готовят плацдарм в России для роста антисионистских и антисемитских настроений. Остается только пожелать этим господам и госпожам одуматься, опуститься с неба на землю и начать относиться с уважением к представителям титульной нации России – русским, даже тогда, когда они проживают в Израиле.
Я хочу закончить свой ответ на письмо госпожи Турецкой словами великого еврейского мыслителя: "никогда не желай другому того, чего не желаешь себе". И будет у тебя все хорошо в твоем доме и за его пределами. Не смотри свысока на представителей других народов – и тебя будут уважать. Не обманывай, и тебе будут доверять. Не унижай других и не будешь унижен сам.