Представитель США по вопросам Холокоста заявляет, что тенденция реституции развивается в правильном направлении
19.07.2002
(Выступление представителя Государственного департамента Рэндолфа Белла перед Хельсинкской комиссией)
тех пор как распад Советского Союза и его государств- сателлитов создал возможности для возврата имущества, захваченного при нацистском или коммунистическом режиме, его законным собственникам, "достигнут значительный прогресс в одних областях и меньший в других", - заявил Рэндолф Белл Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (КБСЕ) 16 июля в Вашингтоне.
"Но тенденция развивалась в правильном направлении", - заключил он.
Белл, являющийся специальным представителем Государственного департамента по вопросам Холокоста, рассмотрел перед КБСЕ задачи своего офиса, а также конкретные политические и правовые реформы, которые он призывает осуществить другие страны.
Соединенные Штаты Америки постоянно и конкретно подчеркивают странам Центральной и Восточной Европы, что "единообразная, справедливая и полная реституция является предпосылкой как для надлежащего установления власти закона, так и для защиты религиозных прав и свобод, а также прав и свобод меньшинств, - пояснил Белл.
Мы подчеркиваем, что, присоединяясь к евроатлантическому движению и претендуя на членство в многосторонних организациях, эти страны стремятся вступить в сообщество определенных ценностей".
Государственный департамент очень серьезно относится к данному вопросу, добавил он, и считает своим долгом контролировать и отчитываться о реституции имущества в своих ежегодных докладах о ситуации с правами человека в отдельных странах.
Он отметил, что во всех странах-кандидатах на вступление в НАТО, кроме Румынии, есть законы, регламентирующие реституцию общинной собственности, но что в ходе последнего визита в Бухарест его заверили, что новый закон "вскоре будет принят".
КБСЕ, известная также как Хельсинкская комиссия, является независимым органом правительства США, которому поручено следить за соблюдением Хельсинкского итогового акта подписавшими его государствами и поощрять его выполнение. В нее входят по девять членов от Сената и Палаты представителей США, а также по одному представителю от Государственного департамента, Министерства обороны и Министерства торговли.
Ниже приводится заявление Белла:
Хотелось бы поблагодарить вас за предоставленную возможность обратиться к вашей Комиссии по важному вопросу реституции имущества, которым Государственный департамент занимается много лет. Я удовлетворен тем, что играю определенную роль в работе вашей уважаемой Комиссии, и хочу поблагодарить конгрессмена Смита за давно уделяемое им внимание к вопросу реституции имущества и за прием нас на Капитолийском холме.
Для меня большая честь представлять Соединенные Штаты Америки в качестве специального представителя по вопросам Холокоста. Хотелось бы начать выступление в ходе нынешних слушаний, подчеркнув стремление продолжать работу моих предшественников. Задачами офиса по вопросам Холокоста остаются обеспечение справедливости, пусть и запоздалой, в отношении выживших жертв Холокоста и других жертв Второй мировой войны, а также обеспечение соблюдения прав всех жертв коммунизма и фашизма.
Для достижения прогресса в решении сложных вопросов реституции имущества нам нужно сотрудничество - сотрудничество между Конгрессом и Государственным департаментом, между нашим правительством и правительствами стран бывшего восточного блока, а также между европейскими институтами и странами- кандидатами на вступление в них. Решения Хельсинкской комиссии и Конгресса очень помогают нам в работе по осуществлению процесса реституции имущества, неправомерно захваченного фашистскими и коммунистическими режимами. Надеюсь, что в предстоящие годы это сотрудничество укрепится.
В этой волнующий момент в истории, когда бывшие коммунистические страны стремятся более полно интегрироваться в западный мир, момент, когда они открыты для идей примирения со своим прошлым и расширения сотрудничества с демократическими странами - в этот центральный момент в истории у нас есть возможность помочь этим странам в полной мере реализовать свой потенциал. В процессе осуществления государствами Центральной и Восточной Европы реформ, которые они должны завершить, чтобы выполнить условия для членства в НАТО и ЕС, они изучают вопрос о реституции имущества и обращаются за наставлением к Соединенным Штатам Америки. Соединенные Штаты Америки постоянно и конкретно подчеркивают им, что единообразная, справедливая и полная реституция является предпосылкой как для надлежащего установления власти закона, так и для защиты религиозных прав и свобод, а также прав и свобод меньшинств. Мы подчеркиваем, что, присоединяясь к евроатлантическому движению и претендуя на членство в многосторонних организациях, эти страны стремятся вступить в сообщество определенных ценностей. Членство предусматривает постоянное и скрупулезное рассмотрение законов и практики всех нас. Отсюда, подчеркиваем мы, будет ожидаться, что процесс, устанавливаемый страной для обеспечения реституции, будет продолжаться и давать результаты. Для стран, приглашенных вступить в альянс, это будет справедливо после их приема в НАТО в той же мере, как было перед их вступлением.
Г-н председатель, вопрос реституции имущества встал в этих странах из-за действий нацистских оккупационных режимов и коммунистических режимов, которые пришли к власти под эгидой тогдашнего Советского Союза. В оккупированных нацистами странах они неустанно конфисковывали материальные ценности, которые имели какое-то отношение к евреям - имущество, принадлежавшее различным еврейским общинам, и частное имущество, принадлежавшее евреям, цыганам и другим жертвам. Ценное имущество, такое как произведения искусства, быстро попало в руки нацистских лидеров или было переведено в наличные деньги для финансирования военных усилий нацистов; представители оккупационных режимов устраивали резиденции в конфискованных домах, а другая недвижимость, включая синагоги, использовалась для коммерческих или иных целей.
По окончании войны в ряде стран предпринимались некоторые усилия с целью возврата имущества первоначальным владельцам, но вновь созданные коммунистические правительства вскоре прекратили этот процесс, предпочитая использовать конфискованное имущество для своих собственных нужд. Для жертв смена власти ничего не дала в смысле статуса их имущества, они по-прежнему им не пользовались и не имели к нему доступа. За небольшими исключениями данная ситуация по сути оставалась неизменной в течение последовавших четырех десятков лет.
Крах Советского Союза и его сателлитов обеспечил возможности для отмены конфискаций и возврата недвижимого и движимого имущества законным владельцам. Мы поддерживаем этот процесс в течение последнего десятилетия. Достигнут значительный прогресс в одних областях и меньший в других. Но тенденция имеет правильное направление.
В этой связи хочу особо отметить усилия Стюарта Эйзенстата, который начал работу в данной области в бытность представителем США в Европейском союзе в период с 1994 по 1996 годы и продолжил ее, занимая должности на уровне заместителя руководителя в Министерстве торговли, Государственном департаменте и Министерстве финансов. Он обращал внимание руководств вновь сформированных демократических правительств на необходимость устранения несправедливостей прошлого в качестве предпосылки для участия в торговой системе мира свободного рынка и сообществе демократий. Его доклад в 1998 году на Вашингтонской конференции по активам эры Холокоста заложил основу для решения этого вопроса.
Администрация Буша продолжает активно добиваться реституции, контактируя со странами Центральной и Восточной Европы и, в частности, с кандидатами на вступление в НАТО. Государственный департамент очень серьезно относится к данному вопросу и считает своим долгом контролировать и отчитываться о реституции имущества в своих ежегодных докладах о ситуации с правами человека в отдельных странах. Наши посольства регулярно и активно докладывают по этому вопросу.
При этом мы сотрудничаем с НПО, включая Американский еврейский комитет, Американский объединенный комитет по распределению, Польско-американский конгресс, Конференцию по материальным искам евреев к Германии и другие НПО. Я часто общаюсь с высокопоставленными представителями НПО.
Реституция имущества - дело сложное и противоречивое. Изменение прав собственности и назначения зданий и земли может вызывать серьезные нарушения, которые вряд ли могут себе позволить страны, и без того находящиеся в сложном экономическом положении. Поддерживая реституцию, мы стараемся иметь в виду следующие соображения:
- Законы о реституции должны регулировать как общинное имущество, принадлежащее религиозным и общинным организациям, так и частное имущество, принадлежащее частным и юридическим лицам.
- Для документального оформления исков необходим доступ к архивным документам, часто требующий содействия правительства. В случае уничтожения архивов необходимо разрешить использовать альтернативные доказательства.
- Необходимо единообразное применение законов на всей территории страны.
- Процесс реституции должен быть недискриминационным. Не должно предъявляться требований к проживанию или гражданству.
- Юридические процедуры должны быть ясными и простыми.
- Программы приватизации должны предусматривать средства защиты для истцов.
- Правительствам необходимо предусматривать меры в отношении лиц, в настоящее время занимающих недвижимость, подлежащую реституции.
- Если реституция имущества невозможна, следует выплачивать достаточную компенсацию.
- Итогом реституции должен быть чистый правовой титул на имущество, а не просто право на использование имущества.
- Общинное имущество должно подлежать реституции или выплате компенсации вне зависимости от того, используется ли оно в религиозных или светских целях. Могут понадобиться некоторые предельные нормы в отношении больших лесных или сельскохозяйственных участков.
- Для оказания помощи в подготовке исков и распоряжении имуществом после реституции могут понадобиться фонды, совместно управляемые местными общинами и международными группами.
- Следует защищать от осквернения и ненадлежащего использования кладбища и другие места религиозного назначения до и в процессе реституции.
После вступления в должность специального представителя 1 мая я посетил Словению, Словакию, Болгарию и Румынию, чтобы конкретно обсудить вопросы реституции имущества. Кроме того, я участвовал в проводившихся в Вашингтоне рассмотрениях процесса реформ вместе с приезжавшими делегациями других стран-кандидатов на вступление в НАТО и тщательно анализировал фактическое состояние реституции во всех этих странах. Летом и осенью планирую посетить несколько других стран. Высокопоставленные коллеги из Государственного департамента, Министерства обороны и Совета национальной безопасности также совершают визиты в столицы стран-кандидатов на вступление в НАТО, встречаются с делегациями и представителями посольств здесь, в Вашингтоне. Они также подчеркивают безотлагательность принятия единообразных и эффективных процедур реституции.
Конечно, существуют ограничения на то, что правомерно могут делать Соединенные Штаты Америки. Согласно общепринятым международным правам и практике мы можем поддерживать отдельные иски, которые представляют собой иски в отношении правительства, только в весьма конкретных обстоятельствах. Поэтому мы главным образом призываем страны установить справедливые, прозрачные и недискриминационные процессы реституции, которые будут охватывать широкие категории случаев.
Хотя мы не располагаем ни полномочиями, ни ресурсами для поддержки отдельных исков, наши посольства и консульства за рубежом способны помочь истцам из числа американских граждан уяснить, какие имеются юридические требования в конкретной стране, и представить им список адвокатов, которые могут помочь в подготовке отдельного иска. Хорошим примером такого рода помощи является материал, размещенный на веб- сайте нашего посольства в Бухаресте. Он включает описание румынского законодательства и процесса, посредством которого истец должен действовать для обеспечения правомочности. Там также имеется список адвокатов. Как я уже отмечал, мы разделяем реституцию имущества не две широкие категории в отношении общинного и частного имущества. Общинное имущество принадлежало религиозным общинам и включало места богослужения, школы и медицинские учреждения, общинные залы. Такое имущество представляло собой материальные объекты, использовавшиеся еврейскими общинами в "штетелях" довоенной Центральной и Восточной Европы. Христианские организации большинства конфессий также обладали имуществом, часть которого была национализирована или конфискована коммунистическими режимами или ранее нацистами. Это общинное имущество имеет значительную ценность. Правительство Соединенных Штатов Америки твердо поддерживает реституцию частного и общинного имущества. Частные иски непосредственно влияют на граждан США. Общинные иски обеспечивают необходимые экономические средства для небольших и находящихся в нелегком положении религиозных общин.
Как отмечается в прилагаемой справке по странам, большинство государств добилось значительного прогресса в реституции общинного имущества. Хотел бы отметить, что из стран-кандидатов на вступление в НАТО только в Румынии нет закона, регламентирующего реституцию общинного имущества. Во время моего визита в Бухарест в конце июня меня заверили, что закон будет вскоре принят. 25 июня румынский парламент принял законопроект, предусматривающий реституцию общинного имущества, кроме "мест богослужения", различным религиозным группам страны. В настоящее время этот законопроект находится на подписи у Президента. Пока мы не получили текста данного акта.
Я знаю, что Комиссию особо интересует судьба имущества, которое румынское правительство забрало у греко-католической или униатской церкви в конце 1940-х годов и которое в настоящее время принадлежит румынской православной церкви. В ходе моего визита румынские официальные лица заверили меня в том, что в законе об общинном имуществе, который сейчас рассматривается, будет обеспечено справедливое отношение к этому имуществу. Государственный департамент и наше посольство будут внимательно следить за данным вопросом.
Заслуживает также особого упоминания работа Польши в сфере общинного имущества. В 1990-е годы в Польше были приняты и успешно реализованы отдельные законы в отношении реституции имущества основных религиозных общин, представленных в этой стране. Правительство Польши публично заявило, что намерено внести на рассмотрение новый закон, предоставляющий всем религиозным общинам дополнительное время для подачи заявлений на реституцию имущества. Это благородное предложение будет весьма полезно для религиозных общин Польши.
В отношении частного имущества картина более разнородна. Так, в Польше нет закона, регламентирующего реституцию частного имущества, хотя в некоторых случаях истцы смогли вернуть имущество путем судебных решений. Несколько раз (в последнее время в начале 2001 года) Польша пыталась принять законодательство о реституции частного имущества, но этот вопрос сложен и политически противоречив. Правительство публично объявило, что намерено внести проект такого законодательства в начале 2003 года. Нас заверили, что в нем не будет требований к гражданству или месту жительства.
Румыния приняла закон о реституции частного имущества в феврале 2001 года. Как нам известно, первоначальный предельный срок подачи заявлений на реституцию в августе 2001 года был продлен до февраля текущего года. В настоящее время полным ходом идет процесс рассмотрения заявлений. Мы призываем Румынию применять данный закон справедливым и недискриминационным образом.
В справке по странам, которую мы представляем вам сегодня, содержится гораздо более подробное описание ситуации с реституцией имущества в странах Восточной и Центральной Европы. Эта ситуация сильно меняется от страны к стране, и я не думаю, что было бы целесообразно рассматривать ее здесь подробно. Знаю, что многие из вас занимаются данным вопросом не один год и без сомнения имеют конкретные вопросы. С удовольствием постараюсь ответить на них по мере возможности.
(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov)