Речь Эдуарда Ходоса для выступления на заседании Апелляционного суда г. Киева по вопросу о закрытии газеты ''Сельские Вести''
важаемый Суд!
Как известно, поводом для данного судебного разбирательства послужили две статьи профессора Межрегиональной Академии управления персоналом Василия Яременко - ''Миф про украинский антисемитизм'' и ''Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов'', - опубликованные газетой ''Сельские Вести''. Также известно, что нынешнему заседанию предшествовало разбирательство в Шевченковском районном суде г. Киева, который вынес решение о закрытии газеты ''Сельские Вести''.
Основными аргументами в пользу принятия такого решения послужили утверждения о наличии в статьях Василия Яременко высказываний, якобы направленных на разжигание межнациональной и религиозной вражды между украинским и еврейским народами. Это зафиксировано в самом тексте решения Шевченковского райсуда, где говорится: ''Суд находит, что в спорных статьях имеют место выражения, которые направлены на разжигание национальной вражды'' (стр. 5).
''...суд находит, что противопоставление еврейского народа украинскому является одним из источников межнациональной вражды'' (стр. 11).
Основные претензии к публикациям Василия Еременко базируются на его исследованиях еврейско-украинских взаимоотношений, рассматриваемых профессором как в историческом ракурсе, так и с позиций сегодняшних реалий. Именно в этих исследованиях Шевченковский районный суд углядел злой умысел, заключенный в целенаправленном противопоставлении еврейского и украинского народов, а также создании в лице еврейства образа врага украинцев. В решении суда так и сказано: ''Такое изложение якобы исторических фактов указывает на намеренное освещение еврейства как национального меньшинства не только отрицательного, но и злоумышленного, что не может не разжигать национальную вражду и не влечь за собой возрождения актов мести'' (стр. 15).
А теперь, уважаемый Суд, с учетом вышеприведенной оценки, которую дал Шевченковский райсуд г. Киева исследованиям профессора Яременко, позвольте ознакомить вас со взглядом на историю взаимоотношений между еврейским и украинским народами, изложенным в книге ''Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии''. Но прежде чем представить вашему вниманию некоторые отрывки из этого фолианта, позвольте сказать несколько слов о самом издании.
Книга ''Еврейский мир, автором которой является весьма авторитетный в международных еврейских кругах исследователь истории и религии еврейского народа рабби Йосеф Телушкин, издана в 1995 году в Москве. По охвату материала эту книгу называют ''малой еврейской энциклопедией'', недаром в предисловии к ней говорится, что она может быть использована и как учебник, который читают, чтобы заново взглянуть на еврейскую историю. Сегодня книга рабби Телушкина ''Еврейский мир'' в обязательном порядке присутствует практически в каждой из многочисленных еврейских структур, созданных в Украине: в еврейских центрах, организациях, учебных заведениях, а также в большинстве еврейских семей.
Думаю, что в контексте нашего разговора о взаимоотношениях еврейского и украинского народов. А также реакции Шевченковского райсуда на публикацию исследований украинского профессора, уважаемому Суду будет полезно ознакомиться с материалами по этой теме в том виде, в каком она раскрывается еврейскому меньшинству, проживающему на территории Украины.
В частности, в разделе под названием ''Богдан Хмельницкий и массовые убийства'' утверждается следующее. Цитирую: ''Мало кому известно, что за три века до Катастрофы (то есть Холокоста - Э. Х.) уже были убийства евреев, подобные нацистским.
Резня 1648-1649 гг. была устроена Богданом Хмельницким, украинским гетманом, возглавившим восстание против польского владычества. Так как многие евреи служили у польских дворян, владевших землей на Украине, гнев Хмельницкого обратился и против евреев. Как и Гитлер, Хмельницкий ненавидел всех евреев без разбора. Считается, что его казацкие отряды убили более ста тысяч евреев (в то время, когда мировое еврейство насчитывало всего не более полутора миллионов человек).
Нижеследующее описание современника перечисляет зверства, которые учинили казаки Хмельницкого. Если у вас слабые нервы, не читайте. У меня были большие сомнения, приводить ли подобный текст, но я опасаюсь, что этот эпизод еврейской истории будет совсем забыт.
''С некоторых евреев сдирали кожу, а их тела скармливали собакам. У других отрубали руки и ноги и бросали на дорогу, где они попадали под колеса телег и копыта лошадей. Многих заживо погребали. Одних детей убивали на груди матерей, а других разрывали, как рыбу. Вспарывали животы беременных женщин, вытаскивали неродившихся детей и бросали им в лицо. Некоторым разрезали животы и сажали туда живых кошек, отрубая жертвам при этом руки, чтобы они не могли их вытащить... и не было такой смерти, на которую бы не обрекали их''.
Трудно поверить, чтобы люди, созданные по образу и подобию Бога, были способны на такой садизм. Трудно и поверить, что Богдан Хмельницкий до сих пор считается на Украине великим национальным героем'' (стр. 167).
Как мог убедиться уважаемый Суд, еврейская трактовка истории еврейско-украинских взаимоотношений меньше всего способствует ''разжиганию межнациональной любви'' между двумя народами, совместное проживание которых, безусловно, не всегда было безоблачным. При этом автор ''малой еврейской энциклопедии'' не утруждает себя указаниями на конкретный источник публикуемых сведений, ограничиваясь туманной ссылкой на якобы имеющие место свидетельства некоего неолицетворенного ''современника''. Зато безапелляционно заявляет об аналогии действий украинского казачества со зверствами нацистских палачей и сравнивает украинского национального героя с лидером фашистов, само имя которого человечество предало анафеме. Более того, автор выражает опасения (!), что ''этот эпизод еврейской истории'' может быть забыт евреями, и делает все, чтобы усилить эффект ''разжигания межнациональной любви'' евреев к украинцам описанием диких зверств.
На фоне приведенного отрывка совершенно иное звучание приобретают аргументы Шевченковского суда г. Киева, которыми он мотивирует свое решении относительно публикаций профессора В. Яременко в газете ''Сельские Вести''. А именно: ''Суд не принимает позицию ответчиков, что в данном случае имеет место свобода выражения взглядов, поскольку такая свобода не имеет ничего общего с изложением сведений, которые противопоставляют украинский народ еврейскому, создают из еврейского народа образ врага, разжигают национальную и религиозную вражду, формируют нетерпимое отношение одного народа к другому и не исключают возможности возникновения актов мести'' (стр. 16).
Как, по мнению уважаемого суда, должны выглядеть сведения, противопоставляющие украинский народ еврейскому, если не считать таковыми описания, приведенные в ''малой еврейской энциклопедии'', которой сегодня зачитываются евреи Украины?! А их в книге ''Еврейский мир'' - не одно и не два.
Чего только стоит следующий отрывок из раздела ''Погром'', в котором автор объясняет значение этого термина исключительно на украинском примере! Цитирую: ''На что похож погром? Жуткие свидетельства очевидцев собраны Шаломом Шварцбардом. Шварцбард сам пережил погром 1918_1920 гг., который произошел за короткий промежуток независимости Украины под властью Симона Петлюры. Когда красные разгромили войска украинцев, Петлюра бежал в Париж, где Шварцбард и убил его в 1926 г. После трехнедельного суда, где Шварцбард давал показания о том, как войска Петлюры и массы украинцев обходились с евреями, французский суд оправдал его. Вот этот отрывок: ''В конце августа (1919 г.), когда я был в Киеве, вошли первые отряды гвардии Петлюры. Они убивали всех евреев, которых встречали на пути. Посреди Большой Васильковской улицы я увидел труп молодого мужчины на мостовой и женщину, оплакивавшую своего единственного убитого сына, положив голову ему на грудь. Хулиганы выкрикивали оскорбления, издеваясь над ее отчаянием. Один поучал: ''Это хорошо. Мы покажем вам, проклятым евреям, мы всех вас убьем''.
(В другом месте) они заставляли несчастных есть собственные экскременты. Они засыпали людей землей и хоронили заживо. Они не щадили мертвых... В Триполье на Днепре, где родился сам Петлюра, после пятого погрома 47 трупов старых, больных и детей были брошены на улицах, у них не осталось ни души из родных и близких. Собаки начали пожирать их тела, свиньи в них копались. Наконец один нееврей, который работал с евреями, из жалости вырыл могилу и похоронил их. Гайдамаки (украинские солдаты) узнали об этом и убили его... Все это произошло уже в ХХ в.'' (стр. 199_200).
Хочу еще раз подчеркнуть, что во всей истории еврейского народа, которому за последние 2000 лет, мягко говоря, не раз приходилось переживать то, что называется словом ''погром'', автор ''Еврейского мира'' не нашел другого примера для иллюстрации этого явления, кроме как пример Украины.
Уважаемый Суд, как по вашему мнению, способствуют ли подобные национальные акценты ''разжиганию межнациональной любви''?
В этой связи хочу обратить ваше внимание еще на один момент в решении Шевченковского райсуда, согласившегося с обвинениями в разжигании межнациональной вражды. Выдвинутыми в адрес профессора В. Яременко и газеты ''Сельские Вести'': ''Суд, не возражая против законного права ответчиков использовать критику для подчеркивания и более острой постановки проблемных вопросов, полагает, что оценочному суждению и критике могут подлежать действия конкретного лица, политического деятеля, политической партии, общественной организации и т. д., однако не целый народ, поскольку в данном случае нужно доказать, что предмет критики (какие-либо действия, поведение, традиции, высказывания и иное) является общей нормой, характеристикой и свойственны каждому представителю этого народа'' (стр. 17).
А теперь попрошу уважаемый Суд с этих позиций взглянуть на следующий отрывок из книги ''Еврейский мир'', помещенный в разделе ''Эйнзацгруппы. Бабий Яр''. Цитирую: ''Нацистские войска обычно получали помощь от местного населения, особенно на Украине. Украинский антисемитизм имел долгую и кровавую историю, уходящую корнями к погромам Хмельницкого (1648). Однажды, когда мэра Нью-Йорка Эда Коха, еврея по национальности, пригласили возглавить празднование Дня Украины в Нью-Йорке, то он шутливо заметил, обращаясь к украинцу-организатору: ''Прекрасно жить в Нью-Йорке, где я могу идти во главе праздничной колонны. В нашей же старой стране я бы бежал вдоль улицы, а вы бы гнались за мной с ножом в руке''.
Самая жуткая резня была устроена в киевском пригороде Бабий Яр во время Рош-Гашана (еврейский Новый год) 1941 года. Свыше 33 тысяч евреев согнали в одной место и убили в течение двух дней. А их тела закопали в огромных ямах.
После Второй мировой войны Бабий Яр стал символом советской, мало чем уступающей нацистской и украинской, неприязни к евреям'' (стр. 297).
По-моему, приведенных отрывков вполне достаточно, чтобы продемонстрировать видение евреями обобщенного образа украинского народа, который предстает в их глазах олицетворением патологического антисемитизма, символизировавшего собой самые кровавые страницы еврейской истории.
Уважаемый суд, можно ли удивляться появлению на страницах газеты ''Сельские Вести'' публикаций профессора В. Яременко - представителя украинской интеллигенции, посчитавшего невозможным мириться с подобными трактовками образа целого народа, частью которого он является?!
Обратите внимание, книга ''Еврейский мир'' вышла в свет еще в 1995 году, т. е. задолго до появления материалов В. Яременко, первая публикация которых относится к 2003 году _ в виде отдельного сборника статей. Кстати, в предисловии к этому сборнику автор подчеркивает, цитирую: ''Как украинский интеллигент, не питаю зла и вражды ни к какому народу, даже к тем народам, которые в прошлом причинили моему многочисленные беды руками своих негодяев...''
Безусловно, исследования профессора В. Яременко являются ответной реакцией на еврейскую трактовку истории взаимоотношений между двумя народами и попыткой развеять миф об украинском антисемитизме, упорно навязываемом еврейской стороной.
Уважаемый Суд, можно ли лишать представителей украинского народа права на обсуждение данного вопроса, если представители еврейского народа вовсю этим правом пользуются? Причем, в отличие от украинцев делают это вовсе не в дискуссионной, а в утверждающей форме...
Может ли такое агрессивное навязывание ''межнациональной любви'' положить конец межнациональной вражде, корни которой, по утверждению еврейской стороны, уходят в глубину веков и характер которой, по весьма сомнительным свидетельствам еврейских ''энциклопедистов'', носит ярко выраженные нацистские черты?
Что же касается реальности без мифов, которую рисует В. Яременко в одноименной статье - ''Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов'', - то в подтверждение выводов украинского профессора приведу всего лишь один пример _ самой что ни на есть ''первой свежести''.
На днях в Киеве завершился съезд Объединенной еврейской общины Украины. Главными вопросами, внесенными в рабочий план съезда, по сообщению информагентства ''Интерфакс-Украина'', были следующие, цитирую: ''борьба с проявлениями ксенофобии и антисемитизма, в частности, в средствах массовой информации, проблемы ассимиляции еврейского народа, а также формирование правильного общественного мнения о внешней и внутренней политике Израиля''.
Как видите, уважаемый Суд, в перечне животрепещущих задач, которые, кстати, решаются якобы от имени всего еврейского народа Украины, нет ни единого намека на озабоченность проблемами Украинского государства и остальных его граждан, уже много лет барахтающихся в социально-экономической трясине и отчаянно пытающихся выкарабкаться из нее. Зато на первом плане - борьба с антисемитизмом, жупел которого позволяет еврейским жупеляторам чувствовать себя в полной мере защищенными от любых проблем, душащих украинское большинство.
Борьбе с антисемитизмом не уступает по накалу и борьба с ассимиляцией. Чтобы - не дай Бог! - еврейское меньшинство не уподобилось другим 133-м нацменьшинствам Украины и не растворилось, подобно 11 миллионам русских, в понятии ''весь украинский народ''.
И самая главная задача: формирование правильного общественного мнения о политике государства Израиль! Во как! Значит у Совета безопасности ООН. Практически единогласно осудившего на днях политику геноцида, проводимую Израилем в отношении палестинцев, - мнение неправильное?! А может, возмущение всего мирового сообщества по поводу Холокоста, устроенного Израилем арабскому большинству, - это проявление антисемитизма и ксенофобии? Тогда бедному Израилю остается одно: обратиться в Шевченковский районный суд г. Киева, который очередным решением закроет рты ''антисемитам'' и тем самым внесет свою лепту в формирование ''правильного'' общественного мнения о политике Израиля - на радость Объединенной еврейской общине Украины.
Возвращаясь к решению Шевченковского райсуда о закрытии газеты ''Сельские Вести'', необходимо отметить еще один из его пунктов: ''...суд установил, что в спорных статьях имеют место выражения, которые направлены именно на разжигание религиозной вражды'' (стр. 9).
Судя по всему, данный аргумент Шевченковского суда в пользу принятого им решения, основывается на использовании профессором В. Яременко цитат из Талмуда. Нужно сказать, что на самом деле от некоторых текстов этого древнееврейского свода законов за версту несет расизмом и претензиями на мировое господство, противопоставляющими еврейский народ не только украинскому, но и всем остальным народам мира. Но ведь не украинец Яременко придумал эти тексты!
Несмотря на то, что многие евреи отвергают талмудические принципы и никогда на них не ориентировались, сам Талмуд официально никто не отменял, и он продолжает незримо присутствовать рядом с понятием ''еврейство'' и оставаться частью еврейской истории.
И если рабби Телушкин, автор ''малой еврейской энциклопедии'', считает себя вправе делать заявления типа: ''Трудно и поверить, что Богдан Хмельницкий до сих пор считается на Украине великим национальным героем'', - то почему украинцы не имеют права констатировать: ''Трудно и поверить, что Талмуд до сих пор считается сводом еврейских законов, чудовищная суть которых повергает в шок любого нееврея''?!
В контексте вышесказанного нельзя не отметить, что особым умением во всем разглядеть признаки ''разжигания национальной и религиозной вражды'' отличаются так называемые профессиональные евреи, являющиеся большими мастерами находить черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет.
При этом, напялив тогу представителей ''всего еврейского народа'', они прибегают к одним и тем же методам, к одной аргументации и терминологии, и с упоением жупелируют антисемитизмом, превратив этот процесс в выгодный гешефт и снимая с него все виды дивидендов - политические, экономические, финансовые... Свежайшим примером еврейской активности на этом поприще является скандал, раздутый в соседней России вокруг фильма ''Страсти Христовы''. В конце апреля интернет-издание ''Газета.Ру'' со ссылкой на агентство ''Интерфакс'' разместило на своем сайте следующую информацию: ''Российские правозащитники рассматривают возможность обращения в суд с иском на создателя кинофильма ''Страсти Христовы'' Мэла Гибсона. Также они хотят подать иск на российскую компанию, осуществляющую кинопрокат ленты. ''Ряд еврейских организаций и частных лиц после выхода ленты на российский экран обратились к нам, посчитав, что данный фильм разжигает национальную рознь и культивирует ксенофобские мифы о повинности всего еврейского народа в распятии Христа'', - заявил директор Московского бюро по правам человека Александр Брод...''
Как раз в эти дни в Украине проходит широкий показ ''страстей Христовых'', и у каждого из присутствующих, включая представителей украинской Фемиды, есть возможность лично убедиться в полном отсутствии каких-либо намеков в картине на вину всего еврейского народа, а заодно в степени обоснованности очередных еврейских претензий по поводу разжигания национальной вражды.
Уважаемый Суд!
Надеюсь, уже сказанного вполне достаточно для того, чтобы прийти к однозначному выводу: межнациональные отношения вообще и еврейско-украинские отношения в частности _ слишком деликатная и одновременно слишком взрывоопасная тема, требующая максимально взвешенного и крайне острожного подхода. И главное при ее обсуждении - не перейти тонкую грань, отделяющую область дискуссии, в которой пытается сохранить ее украинская сторона, от насильственного ''разжигания межнациональной любви'', на которой настаивают оппоненты украинцев. Нельзя заставить народы любить друг друга, не разобравшись, что мешает им это делать.
Эдуард ХОДОС. (с небольшими сокращениями). От редакции: 28 января 2004 года Шевченковский суд г. Киева по иску Международного антифашистского комитета (г. Киев) вынес решение о закрытии крупнейшей газеты Украины, выходящей на украинском языке, - ''Сельские Вести'' (тираж более 500 тыс. экз.). Это решение суда вызвало бурю возмущения читателей газеты. Апелляционный суд г. Киева 25 мая 2004 отложил слушания на неопределенное время.