Гасан Гусейнов Роже Гароди между молотом, крестом и минаретом
н начинал свою политическую жизнь как коммунист, потом объявил себя вернувшимся в лоно христианства, потом стал правоверным мусульманином и отрицателем Холокоста.
В последний раз шум вокруг его имени наделала в 1995 году книга "Основополагающие мифы израильской политики", в которой этот автор обвиняет евреев в том, что те, как ему кажется, преувеличивают масштаб преследования в "третьем рейхе" и превращают Катастрофу еврейского народа в полезный политический инструмент. Современный политический мейнстрим Европы безвозвратно переводит авторов, приближающихся к такой постановке вопроса, в разряд маргиналов. И всё же отмечаемое 17 июля 2003 года 90-летие Роже Гароди (Roger Garaudy) - повод напомнить об этом европейском публицисте и властителе дум именно сейчас - и для тех, кто никогда не слышал этого имени, и для тех, кто вырос, следя за невообразимыми зигзагами его жизни.
От коммунизма к национализму
Гароди родился в Марселе в протестантской семье. Отец его был бухгалтером. Во время Второй мировой войны его, преподавателя философии, отправили в концлагерь немецкие оккупанты. После 30 месяцев заключения Гароди удалось бежать. В 1947 году он вступает в Коммунистическую партию Франции. Гароди становится видным теоретиком марксизма. Правоверным коммунистом он остаётся какое-то время и после 20-го съезда КПСС в 1956 году. Во время восстания в Венгрии в 1956 году Гароди (тогда - корреспондент "Юманите" в Москве) ещё на стороне Советов. В восставших против СССР венграх он видит призрак возрождения "фашизма". Но тут эстетический каркас системы - теория так называемого социалистического реализма - начинает мешать всё ещё марксисту Гароди в не только денацифицирующемся, но и становящемся всё более либеральным европейском обществе. Гароди пишет книгу "О реализме без берегов", разрушая официальный канон соцреализма. Книгу Гароди издают в Советском Союзе в разгар хрущёвской оттепели. На короткое время - вместе с песнями Ива Монтана и Симоны Синьоре - он становится символом "социализма с человеческим лицом" для советской элиты - за несколько лет до того, как этот лозунг подхватят в Праге в 1968 году. Гароди выступает с резкой критикой СССР за вторжение в Чехословакию и на весь остаток советского периода русской истории вылетает из списка друзей первой в мире страны социализма.
Выходец из протестантской семьи, Гароди переживает вторую волну ренегатства. Он пишет книгу "Церковь, коммунизм и христиане", в которой пытается на основе католицизма примирить коммунизм с нецерковной религиозностью. Всё сильнее в его интеллектуальных манифестах становится национальная нота. В 1969 году он выпускает памфлет "За французскую модель социализма", подзаголовок которого - "Марксисты и христиане лицом к лицу" - обнажает, прежде всего, внутреннюю драму самого Гароди. В 1970 он пишет книгу "Альтернатива - новая социальная модель по ту сторону капитализма и коммунизма". Как предателя марксизма Гароди изгоняют из ФКП.
1980-е - от феминизма к воинствующему исламу
Возможно, этого ему и надо было. В разгар позабытой сегодня дискуссии о так называемом еврокоммунизме Гароди был уже далеко от начавшего клониться к упадку коммунистического движения Западной Европы. В 1981 году он пишет книгу "Последний выход. Феминизация общества". В поисках возможно более широкой социальной поддержки Гароди открывает для себя "зелёных". Под лозунгом отказа от ядерной энергетики он баллотируется в президенты Республики. В 1982 году этот ставший ранее католиком протестант переходит в ислам. Именно исламское вероучение оказалось для него местом примиряющей встречи неистового коммунистического начётничества с истовой бесцерковной религиозностью, встречи, которой Гароди тщетно добивался в трёх десятках книг и сотнях статей и памфлетов.
За десять дней до 90-летия Гароди, 7 июля 2003 года, Европейский суд по правам человека отклонил жалобу Гароди на французскую юстицию, приговорившую писателя к крупному штрафу за распространение в книге "Основополагающие мифы израильской политики" и в многочисленных выступлениях расистских представлений. Гароди получил в середине 90-х поддержку со стороны одного из других заметных французских маргиналов - прозванного "отцом безработных" аббата Пьера (род. в 1912). Объединить усилия разрозненных групп на почве ненависти к современным технологиям и империализму, к евреям и либералам оказалось не выполнимым делом.
Мечущийся, по словам одного из его критиков, "между молотом, крестом и минаретом", Роже Гароди на словах проповедовал культурную терпимость, идеологическую незашоренность и религиозное примирение, но каждый собственный шаг его был действием нетерпимого интеллектуального воителя холодной войны. На фоне упадка европейской левой последних десятилетий более чем полувековой политический путь юбиляра прочерчивает, может быть, самую поучительную траекторию - из огня коммунистического интернационала в полымя правого популизма. Эта траектория удивляет многих в Европе, вдохновляя пока не многих выбитых из колеи.