исторической памятью – памятью последних семидесяти лет – происходит примерно то же, что с валютным долгом СССР. Все республики получали свою долю от валютного пирога, разве что России (в пропорциональном отношении) доставалось меньше других. Теперь, обретя суверенитет, в том числе и в финансовой политике, ни одна республика не хочет принять на себя обязательств по внешней задолженности. Видимо, русскому мужику придется платить за всех.
Вот и с памятью – каждая республика имела своих революционных героев, свой “золотой запас”, которым оплачивались идеологические амбиции, а отчасти и те же хозяйственные претензии. Латвия настойчиво напоминала о вкладе латышских стрелков в революцию. Эстония воздвигала памятники Иоханнесу Лауристину. Грузия и Армения гордились доблестью Камо и других боевиков, добывавших деньги для революции путем “экспроприации экспроприаторов”.
И вдруг начавшаяся переоценка социалистического прошлого радикально изменила ситуацию. Как только речь зашла о всенародном покаянии за миллионы жертв революции, гражданской войны, коллективизации, форсированного социалистического строительства, все отказались платить долг чести и памяти. Более того – во всеуслышание заявили (и повторяют день ото дня громче, переходя уже на крик), что только и именно русский мужик виновен во всех ужасах и беззакониях. Впрочем, что же с него взять? – бессмысленная жестокость у него в крови. Хотя взять все-таки следует, если не наличными, так имуществом, созданным его трудом, на землях союзных республик…
А как же рыцари латышского пролетариата “без страха и упрека”? Чьими усилиями – по свидетельству С.Мельгунова, автора книги “Красный террор”, и не его одного – создана ВЧК. Но прежде чем создать этот совершенный орган истребления всякого “классово чуждого” и просто подозрительного элемента, бойцы латышских отрядов совершили еще один подвиг – в прямом смысле слова спасли революцию от “несознательной” русской солдатни. В издающемся в США журнале “Кадетская перекличка” опубликовано интересное свидетельство современника тех давних событий: “когда Совнарком выезжал из Петрограда, в ночь с 10 на 11 марта на станции Малая Вишера поезд был окружен отрядом матросов в 400 человек и 200 солдатов, которые намеревались учинить расправу с “жидовским правительством”, продавшим Россию немцам и вывозившим с собой золото. Положение спасли латышские стрелки” (1989, № 47).
Как же это удалось грузинским националистам совместить борьбу с московским тоталитаризмом и почитание Джугашвили-Сталина? Где память о бесчисленных большевиках из Закавказья, вершивших судьбы Союза – от Микояна и Мясникяна до Орджоникидзе и Енукидзе? Почему исламские активисты, говоря о борьбе 20-х годов, не вспоминают о красных мусульманских дивизиях из Татарстана, пронзивших как нож пустыни и горы Средней Азии?
А если обернуться в сторону наших восточноевропейских границ, откуда в последнее время в адрес русского народа звучат красочные, но непереводимые эпитеты и сухие, охотно переводимые на деловой язык, претензии, то позволительно спросить – где же память о венгерских интернационалистах, расстрелявших императора России? Почему забыта не безвыгодная сделка чехов, выговоривших право вывезти из Сибири русское золото в обмен на выдачу красным адмирала Колчака. А штурм Ярославля в 1921 году Красной Армией под руководством “товарища Геккера” (мстившего за убийство Нахимсона и Закгейма) и интернациональным отрядом бывших немецких военнопленных под командованием лейтенанта Балка? Руины этого древнего города, одного из исторических центров, вокруг которых формировалась русская нация, еще долго напоминали о силе объединившегося мирового пролетариата. “…От города Ярославля, этой красы и гордости Поволжья, особенно богатого историческими памятниками, почти ничего не осталось”, – свидетельствовали очевидцы.
Ах, это все малодостойные искатели приключений, ничего общего с благовоспитанными рижскими бюргерами, пильзенскими пивоварами, исламскими фундаменталистами не имеющие! Так почему же наследники Льва Толстого, Николая Федорова, Федора Достоевского – этих гигантов нравственной философии, этих тончайших инструментов этики Мирового Духа, принуждены отвечать за деяния русских революционеров!
Нет, речь не о новом витке взаимных обвинений и не об обоюдном списывании грехов. Речь о достоверности в очередной раз подновляемых исторических хроник. Отбросим всякую пристрастность. Не обвинители со стороны – сами участники исторического процесса и их наследники расскажут об их деяниях. Журнал предоставляет трибуну участникам этого важного для уяснения исторической истины разговора, открывая новую рубрику: “Интернационалисты” – сами о себе.
Сегодня слово еврейским публицистам. Почему им первым? Отчасти это своеобразная дань вкладу еврейских деятелей в революционные события. Современники, в том числе и еврейские публицисты, отмечали широчайшую вовлеченность еврейства в революционный процесс. Известна кичливая декларация некоего Когана, писавшего в 1919 году в харьковской газете “Коммунист”: “можно сказать без преувеличения, что великий русский социальный переворот в действительности является делом рук евреев. Евреи ведут храбрые массы русского пролетариата к победе. Недаром при выборах во все советские учреждения евреи получают подавляющее большинство голосов… Символ еврейства… сделался символом русского пролетариата, что видно из принятия красной пятиконечной звезды, которая, как известно, в старые времена являлась символом сионизма и еврейства”.
В последние десятилетия вопрос о степени вовлеченности еврейства в события 1917-1937 годов трактуется по-иному. Всякая попытка указать на исторические реалии, почти единодушно квалифицируется советской прессой как проявление антисемитизма. Например, не так давно в подобном духе оценила высказывания В. Распутина газета “Известия”.
Нетерпимость в этом вопросе московской “перестроечной” прессы особенно очевидна на фоне оживленного обсуждения проблемы в печати самого Израиля. Там журналисты не считают нужным замалчивать активную роль евреев в послереволюционной советской истории. Причем во многих публикациях проявляется нескрываемая гордость своими соплеменниками – правда, уже не классовая, а сугубо национальная. Именно к такого рода материалам относятся публикуемые сегодня статьи М.Зарубежного (журнал “Алеф”, 1989, №263) и А.Абрамовича (фрагмент его книги, опубликованной в Тель-Авиве в 1982 году).
Разумеется, далеко не все соплеменники помянутых авторов разделяют их гордость множеством еврейских имен, навечно занесенных на самые кровавые страницы русской истории. Поэтому мы сочли необходимым познакомить читателей с отрывками из статьи И.Бикермана – одного из наиболее ярких и авторитетных критиков участия евреев в русской революции.
Взгляды И. Бикермана не то что отличны от воззрений М.Зарубежного и А.Абрамовича – они полярны по отношению к ним. Различия в подходах и оценках столь велики, что статьи оказалось невозможно напечатать под одной рубрикой. И.Бикерман глубоко оскорбился бы, если бы его назвали “интернационалистом”. Сам он с гордостью именовал себя русским евреем. Приверженность религии предков он сочетал с глубокой любовью к земле, которая стала его Отчизной.
Взгляды, талантливо выраженные И. Бикерманом, разделяло немало еврейских публицистов. В начале 20-х годов они выпустили сборник статей “Россия и евреи”, переизданный уже в наши дни парижским издательством YMCA-PRESS. Рассмотрению этой книги в контексте современных споров посвящена статья А.Казинцева. Мы надеемся, что публикуемые материалы в своей совокупности позволят читателям получить достаточно объемное представление о вопросе, возбуждающем шумные дискуссии.
М. Зарубежный Евреи в Кремле
“…Некоторые евреи в России первые 20-25 лет Советской власти активно ей помогали”. Г.Померанц (“Литературная газета”, 1990, №28)
“Во всем виноваты евреи! Слишком их много было в Кремле. Не по той дороге вели они нас…”
Но ведь точно так говорили и тогда, когда все выглядело благополучно и далеко за горизонтом видно было одно только солнце. Да и до революции евреев обвиняли в тех же смертных грехах.
Получается такая картина – сначала обвиняли за то, что среди большевиков слишком много евреев. Затем как раз это ставилось им в заслугу. В наши дни в России снова вернулись к дореволюционному “тезису” и ищут причины российских бед то в Троцком, Каменеве и Зиновьеве, то в Мехлисе, Ярославском и Кагановиче… За последнего совсем недавно даже пришлось заступиться в советской прессе известному историку Рою Медведеву. Невольно спросишь себя: а много ли их было тогда, евреев, там, наверху?
И так же невольно – без анализа причин и без рассуждений, хорошо это или плохо – ответишь себе:
– Таки да, много! Очень много!
Я наткнулся на такую книжечку, которая могла бы послужить наглядным пособием для современных советских антисемитов. Нам вовсе нечего опасаться обвинений. Как раз наоборот: активное участие евреев в тогдашней государственной жизни может лишний раз объяснить, почему тогда государственные дела обстояли лучше, чем сейчас, когда еврея днем с огнем не найдешь наверху.
Книжка эта издана в 1925 году, на самой заре сталинско-хрущевско-брежневской эры и озаглавлена очень сухо: “Ежегодник Народного комиссариата по иностранным делам”. Это, по сути, справочник для иностранных представителей, и не случайно он продублирован на французский язык. Встречаются же в этом перечне не только славянские имена, как в наше время, но также “инородческие”, в том числе и еврейские. Справочник этот представляет собой библиографическую редкость, такую же, как еврей в Кремле.
С тогдашнего еврея факсимиле не сделаешь, а вот с титульного листа книжки я снял копию. Читателя же познакомлю лишь выборочно с некоторыми еврейскими именами.
В СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
Лев Борисович Каменев – заместитель председателя
Арон Львович Шейнман – нарком внутренней торговли
Я.М.Дробнис – член административно-финансовой комиссии
И.Я.Целикман, Я.А.Берман, А.Я.Каплан – члены комиссии законодательных предположений
Моисей Ильич Фрумкин – заместитель наркома внешней торговли
М.Я.Кауфман – ответственный работник этого же наркомата
С.В.Бернштейн-Коган – ответственный работник Народного комиссариата путей сообщения
Артемий Моисеевич Любович – заместитель наркома почт и телеграфов
Е.В.Гирштейн – начальник отдела международных отношений этого наркомата
Я.И.Гиндин, С.М.Вундерлих и Л.Е.Минц – заведующие отделами Народного комиссариата труда
А.З.Гольман и З.Б.Кацнельсон – ответственные работники Высшего совета народного хозяйства
Израиль Яковлевич Вейцер – член коллегии Наркомата внутренней торговли
Лазарь Борисович Залкинд – начальник статистико-экономического управления этого же наркомата
Арон Исаакович Вайнштейн – член коллегии Народного комитета комиссариата финансов
И.И.Рейнгольд, А.С.Каганович, А.А.Новицкий, И.О.Шлейфер – начальники отделов этого же наркомата
В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ
Исаак Израилевич Шварц, Соломон Израилевич Лозовский, Григорий Натанович Мельничанский – члены президиума ВЦСПС
Яков Кивович Яглом – председатель профсоюза работников народной связи
Наум Маркович Анцелович – председатель профсоюза земли и леса
А.А. Блюм – члены правления Госбанка (всего было 12 человек)
И смотрите: не стеснялись таких типичных еврейских имен: Израиль, Кива, Моисей, Арон, Исаак, Соломон, Лазарь, Наум, Давид…
Листаю справочник и удивляюсь, что все эти имена представлены в их неискаженном, первозданном, что называется библейском виде. Точно так же живут в этой книжечке и невидоизмененные еврейские фамилии, за исключением только таких, например, как Каменев (Розенфельд), – но это уже партийная кличка, революционный псевдоним.
И как только не опасались тогда, что обанкротится Госбанк от такого обилия евреев?
Меня это, честно говоря, тоже немало удивляет. Ведь вот я учился в Киевском университете вместе с Нюмкой Штилерманом, но его украинских стихов не печатали до тех пор, пока он не стал Наумом Тихим. И посоветовал ему это известный украинский поэт Леонид Первомайский, который тоже от рождения не носил эту фамилию!
Правда, потом, как мы помним, и это не помогало – настал час, когда принялись за “беспачпортных бродяг” и стали публично, в печати раскрывать псевдонимы “безродных космополитов”.
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ:
М.М.Литвинов – заместитель наркома
Р.Ф.Ротштейн – член коллегии
Борис Ильич Кантарович – секретарь секретариата коллегии
Эдуард Евгеньевич Гершельман – секретарь протокольной части
Лазарь Григорьевич Захарин – заведующий текущим политическим архивом
Илья Исаакович Левин – заведующий политотделом Прибалтики и Польши
Самуил Бенционович Коган – заведующий политотделом англо-романских стран
Самуил Маркович Певзнер – референт по Италии
Герман Борисович Сандомирский – заведующий политотделом балканских стран
Альтер Абрамович Залик – референт по Румынии
Владимир Моисеевич Цукерман – заведующий политотделом Среднего Востока
Моисей Адольфович Немченко – референт по Туркменистану и Узбекистану
Лев Ефимович Берлин – референт по Японии и Тибету
Марк Абрамович Плоткин – заведующий отделением международного частного права
Григорий Моисеевич Меламед – заведующий консульским отделением
Абрам Ильич Вайнман – заведующий административно-организаторской частью
Иосиф Рафаилович Тумаков – заведующий частью виз и дипломатических курьеров
В литературно-издательской части наркомата не нахожу ни одного нееврея:
Сергей Яковлевич Гинзбург – заведующий
Моисей Ильич Спектор – помощник заведующего
Клара Израилевна Певзнер – уполномоченная литиздата в Берлине
Все эти имена можно обнаружить на 51 странице, а далее, со страницы 53-й, начинается перечень состава Полномочных представительств и консульств СССР за границей, и тут выясняется, что не было тогда в мире страны, в которую Кремль не направил бы своего верного еврея! Смело пишу: “верного” – ибо нигде они не строили козней против России.
В Афганистане это был Израиль Самарович Великовский
в Великобритании – Марья Яковлевна Гринбаум
в Германии – Яков Моисеевич Фишман и Езекииль Давыдович Кантор
в Дании – Беньямин Михайлович Кобецкий
в Италии – Антон Вацлавович Шустер, Иван Абрамович Залкинд и Александр Львович Гольдберг
в Китае – Марсель Израилевич Розенберг, Зиновий Исаевич Печатников, Илья Моисеевич Гейцман, Нисон Давыдович Хавин и еще несколько еврейских дипломатов
в Латвии – Григорий Маркович Хейфец
в Мексике – Леон Яковлевич Хайкес и Виктор Яковлевич Волынский
в Иране – Михаил Михайлович Славуцкий, Аркадий Борисович Дубсон, Исай Борисович Левицкий, Давид Аскарович Львович, Александр Наумович Голуб, Арон Ефимович Заславский, Юрий Германович Минский
в Польше – Григорий Зиновьевич Беседовский и Абрам Юрьевич Каплан
в Турции – Яков Захарьевич Суриц, Роман Денисович Рошаль, Владислав Иосифович Плятт и Арон Самойлович Трабун
в Финляндии – Гораций Абрамович Залкинд
во Франции – Борис Михайлович Волин, Юрий Петрович Фигайнер и Григорий Ефимович Эланский
в Чехословакии – Максим Натанович Белецкий и Роман Осипович Якобсон
в Эстонии – Филипп Иосифович Нотович
Не правда ли, похоже на телефонную книгу? Но люди того поколения знают, что здесь нет ни одного случайного имени. А переписываю я их так подробно потому, что могут ведь найтись у нас не только однофамильцы, но и родственники.
Имелись еще уполномоченные Народного комиссариата по иностранным делам на территории самого Советского Союза, и среди них находились и Файнштейн, и Вайнштейн, и много других подобных фамилий.
Переписывая эти фамилии, я все время удивляюсь тому, что сейчас в органах власти они совсем не встречаются. Их нет ни в самом аппарате Министерства иностранных дел СССР, ни в зарубежных посольствах, ни в учебных учреждениях, готовящих советских дипломатов. Последним евреем в Институте международных отношений был, кажется, Григорий Иосифович Мороз, муж Светланы Аллилуевой, сосланный Сталиным.
Но, может быть, это и правильно? Может, все эти люди были пронырами и пролазами, и не зря Сталин вывел евреев из Кремля, как Моисей вывел их из Египта, – по меткому выражению Карла Радека?
Думаю сейчас о Михаиле Горбачеве. Изменит ли он что-нибудь в этом отношении? А может, и впредь будет так, как все эти годы.
Если же верить словам М.Горбачева о том, что он вернулся на ленинский путь, то ему надо и евреев вернуть в Кремль…
"Наш современник", 1992 “Интернационалисты” – сами о себе. Перечтем имена на скрижалях.