т редакции: Народы СССР потеряли во Второй мировой войне более 30 млн. жизней. Потеряли в борьбе с Гитлером и с его идеологией. А что же это за идеология? В борьбе против какой идеологии народы потеряли десятки миллионов жизней? Где с этой идеологией можно было ознакомиться? В каких магазинах СССР свободно продавалась книга Гитлера «Моя борьба»? Ни в каких. С этой идеологией не только нельзя было ознакомиться. За одну попытку с этим ознакомиться человек в СССР автоматически попадал в тюрьму. Здесь мы предлагаем вам главу из книги американского писателя, современника Гитлера Стоддарда, раскрывающего нам расовую идеологию и образ жизни довоенной Германии, с которой Сталин в то время интенсивно развивал государственные отношения на всех уровнях.
Лотроп Стоддард—известный американский писатель и публицист первой половины 20 века, много писавший по вопросам расы и расовых отношений. В течение четырех месяцев, с октября 1939 года по январь 1940 года, он находился в Гер-мании в качестве специального корреспонденте американской газеты Норт Америкэн Ньюзпейпер Аллайнс, и по возвращении опубликовал в 1940г. книгу «В темноту» (имеется в виду всеобщее ночное затемнение в Германии во время войны как мера защиты против воздушных налетов) о своем пребывании в Германии, перевод одной из глав которой предлагается русскому читателю. Следует отметить, что Стоддард отнюдь не является сторонником национал-социализма. Его трудно упрекнуть в доброжелательном отношении к социалистической Германии. Его настороженно-ревнивое отношение к Германии, вероятно, отчасти объясняется тем, что он считал Америку, а не Германию, основным нордическим резервуаром. Однако он не мог не видеть и не оценить тех грандиозных социальных свершений в первом в мире национально-социалистическом государстве. Думается, что русским читателям будет интересно познакомиться с мнением непосредственного очевидца одного из аспектов практики строительства национального социализма. Евгенические проблемы остро стоят в России. В будущем прикладные аспекты евгеники должны найти свое применение и в России для улучшены, расовых качеств русского народа. С. Сергеев
Ничто так не отличает национал-социалистическую Германию (НСГ) как её идеи о расе. Её концепция расовых вопросов лежит в основе всей национал-социалистической философии жизни и оказывает глубокое влияние на всю её политику и практику. Без понимания этого мировоззренческого фундамента нельзя правильно оценить Третий Рейх. К сожалению, такое понимание дается нелегко, поскольку сам предмет оказался заслоненным страстями и пропагандой. Я уже давно интересуюсь практическими применениями биологии и евгеники - науки об улучшении расы - и посвятил немало времени изучению этого предмета. Во время своего недавнего пребывания в Германии я дополнил свои теоретические познания практическими исследованиями и непосредственными наблюдениями, беседами с ведущими авторитетами в этой области, включая официальных деятелей, таких как Рейхсминистры Фрик и Дарре, и видных учёных, таких как Евгений Фишер, Фриц Ленц, Ганс Гюнтер, Поль Шульце-Наумбург и другие. По их рекомендациям мне удалось находиться возле судей во время сессии Евгенического Верховного Апелляционного Суда. Как хорошо известно, национал-социалистический взгляд на расу и соответствующие мероприятия были изложены самим Адольфом Гитлером на страницах Майн Кампф, краеугольного камня национального социализма. Там будущий Фюрер писал:
«Народное государство будет рассматривать расу как основу существования страны. Оно должно принять меры по сохранению чистоты расовой линии. Оно должно провозгласить, что дети являются самым ценным, чем только может обладать нация. Оно должно позаботиться, чтобы только здоровые люди рождали детей, и что есть только один позор: а именно, когда больные, или обладающие дефектами родители приносят детей в мир. А с другой стороны, должно считаться предосудительным, когда воздерживаются от рождения здоровых детей. Здесь государство должно выступить гарантом тысячелетнего будущего, перед лицом которого эгоистические желания отдельных индивидуумов ничего не значат. В таких вопросах подобные индивидуумы должны уступить государству и обществу. Для достижения этой цели государство должно взять на вооружение все современные достижения медицинской науки. Оно должно провозгласить, что люди, страдающие видимыми наследственными заболеваниями, или являющиеся их носителями, не могут производить потомство; и государство должно принять практические меры по стерилизации таких индивидов. С другой стороны, государство должно позаботиться, чтобы здоровая женщина не ограничивала своей детородной способности из-за финансовых и экономических условий, заставляющих смотреть на благословенный дар рождения детей как на проклятие для их родителей. Государство должно отказаться от трусливого и даже преступного безразличия к проблеме социального обеспечения многодетных семей, и стать верховных покровителем этого величайшего дара, которым может гордиться народ. Его внимание и забота должны быть обращены к ребенку, а не к взрослому».
Анализируя слова Гитлера, можно заметить, что здесь он поднимает два разных вопроса. Первый из них касается различий между человеческими расами. Гитлер считает, что эти различия имеют жизненно важное значение, и что «чистота расовой линии должна быть сохранена». Тем самым, отсюда логически следует, что скрещивания между ними является злом. Такое национал-социалистическое учение может быть описано как расиализм.
Интересно, что Гитлер долго не задерживается на этом вопросе. Он считает его бесспорным и само собой разумеющимся, и переходит к другим вопросам, которые он разбирает весьма подробно. Они относятся к мероприятиям по улучшению внутри расы, которые, как это признано повсюду, составляют современную науку евгенику, или науку улучшения расы. Еще много лет тому назад Гитлер придавал большое значение расиализму и евгенике, которые вызывают значительный интерес в сегодняшней Германии. За пределами Германии верно обратное, в основном из-за отношения национал-социалистов к жидовскому меньшинству. В самой Германии еврейская проблема считается преходящим явлением, которая уже улажена в принципе и вскоре будет улажена фактически физическим удалением жидов за пределы Третьего Рейха. Сегодня общественное мнение озабочено, прежде всего, оздоровлением немецкой нации, и различными способами ее дальнейшего усовершенствования.
Есть несколько немецких идей о расе, которые, как мне кажется, неверно понимаются за границей. Первая идея касается немецкого отношения к нордической крови. Хотя высокий, светловолосый тип вместе с сопровождающими его качествами составляют идеал в глазах национал-социалистов, немецкие ученые не утверждают, что сегодняшняя Германия - это преимущественно Нордическая страна. Они признают, что современный немецкий народ представляет собой смешение нескольких европейских расовых групп. Их позицию выражает профессор Гюнтер, когда он пишет: «Нордический идеал становится для нас идеалом единства. Нордическая линия является общей для всего немецкого народа в целом. Вопрос не в том, в какой степени, мы, ныне живущие люди, относимся к нордическому типу, имеем ли мы мужество подготовить для будущих поколений мир, который будет стремиться к расовому и евгеническому совершенству—вот вопрос, который мы делаем себе». Другим неверным мнением, является то, что национал-социалисты считают жидов отдельной расой. Этот термин, конечно, часто употребляется в популярной литературе, и многие несведущие люди верят в это, но отсюда не следует, что немецкие ученые отрицают объективные антропологические данные. Соответственно, они называют жидов Mischrasse. Под этим они подразумевают группу, которая, хотя и осознает свое отличие от других групп, состоит из нескольких, сильно отличающихся, расовых элементов. И поскольку большинство этих элементов, считаются абсолютно чуждыми немецкой крови, то национал-социалисты приняли Нюренбергские законы, запрещающие браки между жидами и немцами. Не пытаясь дать оценку этому неоднозначному, по мнению некоторых, расовому учению, будет справедливым сказать, евгеническая программа в НСГ является самым смелым и далеко идущим экспериментом в евгенике, который предпринимался в какой-либо стране.
Когда национал-социалисты пришли к власти, биологически Германия находилась в плохом состоянии. Большая часть ее лучшего народа погибла на полях сражений Первой Мировой Войны. Но эти военные потери были превзойдены потерями в послевоенный период, из-за падения уровня рождаемости. Экономическая депрессия, массовая безработица, отсутствие надежд на будущее вместе породили умонастроение, при котором немцы отказывались иметь детей. Уровень рождаемости упал настолько низко, что нация уже перестала воспроизводить себя. Более того, самый низкий уровень рождаемости был среди слоев населения, представляющих наивысшую социальную ценность. Образованные и профессионально подготовленные классы имели так мало детей, что при данном уровне воспроизводства, они бы быстро вымерли. На другом конце шкалы наблюдалась противоположная картина. Мороны, идиоты, преступники и другие антисоциальные элементы размножались со скоростью в девять раз больше, чем все население в целом. Кроме того, размножению этих низших элементов общества способствовали меры социальной помощи Веймарского режима. Статистические данные показывают, что затраты на содержание дефективных элементов Германии намного превосходили затраты на весь административно-правительственный аппарат страны - от местного до центрального уровня.
Когда национал-социалисты увидели это, то они поставили перед собой двуединую задачу: увеличить и размер, и качество населения. Предоставление стимулов всем большим семьям без всякого различия, в основном привело бы к еще большему числу преступников и моронов. Поэтому они соединили поощрение и помощь здоровым гражданам с решительным подавлением дефективных элементов. Средством такого подавления был Закон о Стерилизации. Предмет этого закона указан в его официальном названии: Закон о предотвращении потомства с наследственными заболеваниями. Основаниями для стерилизации являются следующие: (1) Врождённое слабоумие; (2) Шизофрения, или раздвоение личности; (3) Маниакально-депрессивное умопомешательство; (4) Наследственная эпилепсия; (5) Наследственная хорея (хорея Хантингтона); (6) Наследственная слепота; (7) Наследственная глухота; (8) Любой врожденный серьезный физический дефект; (9) Хронический алкоголизм, который, как было научно установлено, является проявлением психологической ненормальности.
Здесь следует указать, что учеными во всём мире было доказано, что все эти дефекты и заболевания являются наследственными. Оценивается, что в Германии насчитывалось не менее 400 000 человек, подлежащих стерилизации. Однако закон запрещает стерилизацию по любым причинам, не являющимися наследственными. Даже люди с психическими заболеваниями, обычные преступники и обычные алкоголики не могут быть стерилизованы. В каждом случае стерилизация должна быть убедительно доказана в особых районных судах, и апелляция их приговоров может быть подана сначала в региональный апелляционный суд, и, окончательно, в Верховный Апелляционный Суд, заседающий в Берлине. Таковы положения Закона о Стерилизации. За пределами Германии высказывалось много обвинений, что он используется для стерилизации политически нежелательных лиц. Поэтому я особенно приветствовал возможность непосредственного присутствия на заседаниях Верховного Суда. В скобках следует отметить, что термин «стерилизация» не означает кастрацию. Закон особо предусматривает методы, использующие операционное вмешательство в минимальной степени, и которое не приводит к снижению половой активности, за исключением способности производить потомство.
Евгенический Верховный Суд Германии заседает в внушительно выглядящем здании в Шарлоттенбург, одном из западных пригородов Берлина. Я прибыл к самому открытию суда. На скамье находился обычный судья в берете и мантии. Справа от него сидел знаменитый психопатолог, профессор Зютт, типичный ученый с мягкими голубыми глазами и вандейковской бородкой. Слева от судьи сидел человек помоложе, с острым взглядом, являвшийся специалистом по судебной психологии, и возле которого я сидел во время заседаний. Все трое любезно давали мне свои пояснения. Поскольку это был суд последней инстанции, то все дела поступали по апелляции от судов низших инстанций, и обычно находились в завершенном состоянии. Больше всего меня поразила та скрупулезная тщательность с которой эти дела рассматривались судами низших инстанций в НСГ. Досье каждого дела было обширным, включая полную историю жизни субъекта, отчеты и заключения специалистов и клиник, а также подробные исследования истории семьи субъекта. В своих решениях Верховный Суд не только рассматривает досье дела, но и также персонально допрашивает самих субъектов.
Субъект в Деле Номер Один казался превосходным кандидатом на стерилизацию. Человек лет 35, в своей внешности он походил на обезьяну— низкий покатый лоб, приплюснутый нос с раздутыми ноздрями, толстые губы и тяжелая выступающая вперед нижняя челюсть. Он выглядел не зловещим типом, а грубым и тупым. История его жизни была умеренно антисоциальной—несколько осуждений за мелкое воровство, и одно осуждение за гомосексуальную связь с мальчиком в юношеском возрасте. В молодости он женился на жидовке, от которой имел трёх детей, все умственно отсталые. Этот брак был расторгнут согласно Нюренбергским законам. Сейчас он хотел жениться на женщине, которая уже была стерилизована как морон. Закон запрещает брак между стерилизованным и нестерилизованным индивидами; поэтому он настаивал, чтобы и его тоже стерилизовали. Суд низшей инстанции рекомендовал стерилизацию.
Все три члена Верховного Суда подробно допросили этого человека. Вопросы выявили, что он занимался доставкой газет в пригороды, что он удовлетворительно исполнял это несложное дело, и что он отвечал на вопросы с достаточной степенью разумности. Суд заключил, что необходимость стерилизации не была доказана, и отослал это дело на доследование. Дело Номер Два было случаем умственной несбалансированности, хотя и без признаков сумасшествия. Он вошёл в Суд, помахивая тростью, с видом важного господина, плохо согласовывавшегося с его грязной, оборванной одеждой и измятой фетровой шляпой, торчащей из под левой подмышки. Не было никаких сомнений, что он должен быть стерилизован. Суд низшей инстанции решил, что он либо шизофреник, либо маниакально-депрессивный, а оба эти дефекта подпадают под закон. Но необходимо было определить, какой именно из двух, чтобы легально сделать операцию. Этот человек хотел жениться на нестерилизованной женщине, поэтому он был не согласен со стерилизацией. История его дела показала два продолжительных нервных расстройства, беспричинные агрессивные ссоры и странные выходки. За десять лет до этого он разработал план Утопического Государства и был арестован, когда пытался изложить его лично перед президентом Гинденбургом. На вопросы он отвечал разумно, обнаружив образование, но легко приходил в возбуждение; и его глаза, которые никогда не были нормальными, в таких случаях становились дикими. Суд был склонен считать его маниакально-депрессивным, но он также обнаружил симптомы шизофрении. Поскольку у них не было абсолютной уверенности, дело было отослано для дальнейшего клинического доследования.
Делом Номер Три была восемнадцатилетняя девушка. Она была глухонемая и говорила через переводчика. Она, очевидно, не была слабоумной, но имела плохую историю семьи. Ее родители, которые также присутствовали, имели самый жалкий, невзрачный вид. Первый раз её дело было в суде низшей инстанции два года назад. Суд тогда высказался против стерилизации, поскольку наследственная глухота не была обнаружена в истории семьи. Однако недавно он рекомендовал стерилизацию, поскольку при дальнейшем исследовании было обнаружено несколько неблагоприятных наследственных факторов. Верховный Суд приказал направить девушку в клинику для наблюдения. Он также приказал провести дополнительные исследования истории семьи.
Делом Номер Четыре была семнадцатилетняя девушка. Рассматриваемый вопрос—слабоумие. Она, несомненно, выглядела слабоумной, когда сгорбатившись сидела на стуле, с тупым выражением лица и бессмысленными глазами. В раннем возрасте она была оставлена в детском приюте и имела трудное детство. История ее жизни показывала, что она всегда была забитой, отсталой, неспособной учиться в обычной школе. В настоящее время она была трудоустроена подсобной работницей в одном дешевом ресторане. При рассмотрении её дела в суде низшей инстанции вердикт был следующим: подождать и посмотреть, что будет. Возможно, что это случай замедленного умственного развития вследствие окружающей обстановки, и в дальнейшем она разовьётся. Но она не развилась; состоялись дальнейшие слушания, на которых два специалиста пришли к разным выводам.
Члены Верховного Суда с терпеливым участием обследовали эту несчастную беспризорницу. У неё не было знания или интереса даже к самым элементарным текущим событиям. Например, она едва знала, что шла война. Однако психолог обнаружил, что она была в состоянии давать мелкую сдачу клиентам и выполнять другие простые действия, связанные с ее работой. Поэтому Суд решил, что несмотря на свой убогий вид и примитивный, детский ум, она не является идиотом в юридическом смысле, и, следовательно, не подлежит стерилизации.
Были рассмотрены и другие дела; все они проводились таким же тщательным, терпеливым образом. Я ушёл в полном убеждении, что закон отправляется в строгом соответствии со своими положениями, и если можно предъявить какие-либо претензии, то лишь в том, что он отправляется чересчур сдержанно и консервативно. По крайней мере, этот визит в суд показал, что Закон о Стерилизации удаляет худшие элементы из немецкого народа научным и подлинно гуманным путем. На путях перехода от негативной к позитивной евгенике первым активным мероприятием по увеличению и количества, и качества населения был Закон о Поддержке Брака. Я уже упоминал о молодом фризийском молочнике и его жене, которые смогли обставить свой дом благодаря государственной ссуде в 1000 марок, 25% которой погашалось с каждым рождением у них ребенка. Эти ссуды выдаются молодым парам не деньгами, а в форме сертификатов на предметы домашнего обихода; чтобы получить право на ссуду, супружеская пара должна пройти медицинский и психический тесты, доказывающие, что они являются здоровыми. Со времени принятия этого закона, было выдано свыше 900 000 ссуд.
Другим стимулом для роста населения были государственные пособия для многодетных семей с небольшими доходами. Позднее они были расширены и превращены в пособия на детей. Также были пересмотрены налоговые законы, чтобы облегчить налоговое бремя для больших семей. Примером этого является налог на зарплату, который составляет 16 процентов для неженатых и 10 процентов для женатых мужчин без детей, но который уменьшается при рождении каждого ребенка, пока не исчезает вовсе после рождения четырех детей. Государственные ссуды и пособия распространяются только на полноценных, здоровых людей. Следует отметить, что все эти мероприятия сочетаются с мерами социального обеспечения и здравоохранения, о которых мы говорили в предыдущих главах. Таким образом вся государственная система пронизана евгеническим мировоззрением.
Эти стимулы для роста населения дали замечательные результаты. В 1933 году, когда национал-социалисты пришли к власти, было рождено всего лишь 957 000 детей—намного ниже того, что требуется для простого воспроизводства населения. Но уже на следующий год число рождений подскочило до 1 197 000. Оно постоянно росло, и в год начала войны было рождено 1 300 000 детей. В других странах Западной и Северной Европы картина противоположная: рождаемость низкая, с незначительными изменениями за прошедшее десятилетие. Даже Муссолини, несмотря на свои усилия, не удавалось получить столь хороших результатов, пока он не скопировал несколько мер у Третьего Рейха. И при этом надо помнить, что фашизм стремится к количественным показателям, без тех евгенических требований к качеству, существующих в Германии.
Завершая этот обзор, следует обратить внимание на психологический аспект национально-социалистической политики увеличения народонаселения. Правительство Третьего Рейха не ограничивается одними лишь законами и экономическими мероприятиями. Оно осознает, что для полного достижения своих целей необходимо мобилизовать идеологию. Поэтому у немецкого народа систематически воспитывается мировоззрение, которое можно описать как расовое и евгеническое сознание. Вот, например, Десять Заповедей Выбора Супруги (Супруга). Написанный в призывной форме немецкого Du, этот расовый декалог постоянно доводится до сознания всех немецких юношей и девушек, так что они, должно быть, знают его наизусть. Вот его текст:
1. Помни, что ты немец (немка)! Всем, чем ты являешься, ты обязан(а) не себе, а своему народу. Хочешь ты этого, или нет, ты принадлежишь ему; ты произошёл (а) от своего народа. Все, что бы ты ни делал(а), всегда помни, является ли это в интересах твоего народа.
2. Содержи в чистоте ум и душу. Лелей и развивай свои умственные и духовные качества. Уберегай свой ум и душу от всего, что им инстинктивно чуждо, что отвергает твоя внутренняя совесть. Погоня за деньгами, мирскими благами, материальными удовольствиями часто заставляет тебя забывать ценности высшего порядка. Будь верен (верна) себе, и прежде всего, будь достоин (достойна) своей будущей супруги (супруга).
3. Содержи свое тело в чистоте! Поддерживай хорошее здоровье, полученное от своих родителей, чтобы служить своему народу. Воздерживайся от бессмысленной и бесполезной его растраты. Сиюминутное чувственное удовольствие может разрушить твое здоровье и лишить твоих детей и внуков этого наследственного богатства, на которое они имеют неотъемлемое право. То, что ты требуешь от своей будущей супруги (супруга), ты должен требовать от себя самого (самой). Помни, что тебе предстоит стать немецким Родителем.
4. Принадлежа к здоровому роду, ты не должен (не должна) оставаться неженатым (не замужем)! Если у тебя не будет наследников, качества твоего тела и духа умрут вместе с тобой. Они есть наследие, дар от твоих предков, которые являются цепью, а ты—одним из ее звеньев. Должен (должна) ли ты разорвать эту цепь за исключением суровой необходимости? Твоя жизнь занимает ограниченный промежуток во времени; семья и народ вечны. Унаследованные свойства души и тела увековечатся в твоем потомстве.
5. Женись (выходи замуж) только по любви! Деньги – тлен и не дают долговечного счастья. Там, где нет божественной искры любви, не может быть ценного брака. Богатство сердца и души есть основа прочного, счастливого союза.
6. Являясь немцем (немкой), выбирай супругу (супруга) только своей или родственной крови! Там, где подобное встречается с подобным, торжествует подлинная гармония. Там, где смешиваются разные расы, появляется диссонанс. Расовое смешение ведет к дегенерации и упадку породы и нации. Чем более непохожи смешиваемые элементы, тем быстрее наступает разложение. Оберегай себя от такого разрушения. Подлинное счастье возникает только из гармоничной крови.
7. При выборе своей жены (мужа), всегда обращай внимание на предков! Ты роднишься не только со своей супругой (супругом), но также и со всеми её (его) предками. Достойные потомки могут быть только у достойных предков. Богатство ума и души в такой же степени наследуется, как цвет волос и глаз. Дурные черты передаются по наследству точно также как земля или имущество. Ничто в мире не может сравниться в своей ценности с семенем одарённого рода; дурное семя нельзя переделать в хорошее. Поэтому не женись (не выходи замуж) и на хорошем члене из плохой семьи.
8. Здоровье является необходимым условием даже для внешней красоты! Здоровье—лучшая гарантия прочного счастья, ибо оно есть основа внешней красоты и внутренней гармонии. Требуй от своей (своего) супруги(а) медицинское освидетельствование пригодности к браку и сам(а) сделай то же самое.
9. В браке ищи не партнершу (партнера) по развлечениям, а подругу (друга) жизни! Брак не временная игра, а долгосрочный союз. Высшей целью брака является воспитание здорового потомства. Только союз людей, подобных по духу и крови, может достичь этой высокой цели и стать благословением для них самих и для их народа. Каждой расе присущ свой характер; поэтому выдержать испытанием временем могут только родственные души.
10. Стремись иметь много детей! Только рождением не менее четырех детей может быть обеспечено продолжение существования твоего народа. Только рождением еще большего числа детей можно надежно передать наибольшую долю наследуемых черт от твоих предков к твоим потомкам. Ни один ребенок не походит полностью на другого. Каждый ребенок наследует различные черты. Большое число одарённых детей поднимает на небывалую высоту ценность народа и является самой верной гарантией его будущего. Тебя скоро не станет; то, что ты передашь своим потомкам, сохранится в веках. Твой народ будет жить вечно!
Какое изумительное сочетание идеализма и практической направленности! Этот брачный декалог является характерным примером национал-социалистической политики.