Сергей Погоpельский “Русские и евpеи: шанс диалога”
Сергей Погорельский издал брошюру "Русские и евреи: шанс диалога". ("Информпечать" М., 1999) в которой, похоже искренне, пытается вызвать евреев на диалог.
Сегодня это модно в оппозиции, к примеру, В. Бондаренко в "Завтра" тоже призывает к этому евреев. По этому поводу не буду ехидничать, а то читатели вспомнят, что "Дуэль" трижды официально вызывала евреев на диалог о холокосте. Да и все, что мы пишем, не назовешь иначе, как попыткой вызвать, спровоцировать - считайте, как угодно - евреев на обсуждение "еврейского" вопроса.
Нужно сказать, что все это, конечно, с нашей стороны мартышкин труд - у евреев хватает ума, чтобы, при полном захвате прессы, вести только монологи. И вряд ли Сергей Погорельский соблазнит их тем, что начинает брошюру комплиментами еврейскому уму, тем более, что они весьма сомнительны. Скажем, он делает такой комплимент:
"Где ни копнешь, близ Павла Васильевича есть такой толковый Исаак Соломонович со своим складом ума. Так что де не только в Канторовиче и Зельдовиче, но и в армии таких безвестных тружеников. В годы перестройки по службе имел дело с одним криминалистом, он прошел от рядового оперативника до крупного специалиста по организованной преступности. "Каждая мало-мальски солидная банда, - рассказывал он, - имеет консультанта-еврея. Хоть какого-нибудь пенсионера, плановика или бухгалтера. Любое дело обсуждают с ним, слушают уважительно. Он советует скромно, сослагательно: "Не знаю, не знаю. Я бы сделал вот так..."
Но в своей брошюре С. Погорельский дает массу фактов, которые часто и для меня оказались новыми, а часто я не видел их в таком контексте.
Поэтому я решил дать несколько выдержек из этой брошюры (пусть автор сочтет это рекламой) в виде статей. (Ю. Мухин)
ЧЕРНАЯ СОТНЯ
Читаем в книге "Русская идея и евреи", что черносотенство - "расистский национализм протонацистского толка, вышедший на поверхность политической жизни России в самом начале XX века". И далее:
"Не вызывает сомнения, что русское черносотенство удобрило почву, вскормившую гитлеризм".
Надо же, не вызывает сомнения!
Нас убеждают, что между черносотенством и фашизмом есть генетическая связь. Но из исследований самих же еврейских историков известно, что это не так. Чем было черносотенство в России начала века? Политическим течением монархистов-традиционалистов, которые выступали против готовящейся либеральной революции. Уже из этого вытекает, что ни расизмом, ни национализмом черносотенство быть не могло: расизм возникает лишь в ходе Реформации, с разделением рода человеческого на расу избранных и расу отверженных (поэтому колонизаторы Америки из гражданского общества были расистами, а колонизаторы из традиционного общества Испании - нет). А национализм возникает лишь с превращением народа в политическую нацию, а до такого превращения России начала века было далеко. Черносотенство совершенно определенно исходило из понятия народ.
Политической силой черносотенство не стало, спасти монархию и империю было уже невозможно, но в своих прогнозах его лидеры были прозорливы. Начиная с 1906 г., силами либеральной интеллигенции и революционеров был создан тоталитарный "черный" миф о черносотенстве. Его можно сравнить с мифом об Инквизиции, в который мы почти все верим (тем он и показателен).
Число жертв Инквизиции было невелико. Более того, именно Инквизиция очень много сделала для возникновения в Европе рационального мышления, оздоровила сам интеллектуальный климат: она за 100 лет до Реформации после долгих дебатов постановила, что демонов и ведьм не существует. Напротив, Реформация была страшным откатом - протестанты сожгли в Европе около 1 млн. "ведьм" (и сжигали их в США до конца XVII в., причем судьями были профессора Гарвардского университета).
В конце прошлого и первой половине нашего века в англосаксонской историографии был создан миф об Инквизиции, признание которого стало во всем "цивилизованном мире" обязательным условием допуска в приличное общество. Сегодня в Испании даже знающий истинное положение дел историк осмеливается говорить об этом лишь шепотом и лишь наедине. Самое поразительное, что глава мировой школы историков Инквизиции, американский ученый-протестант к концу жизни пришел к выводу, что всю жизнь ошибался.
Он со своими учениками начал большой проект: каждый акт сожжения "ведьмы" или еретика наносился на карту в виде точки. И оказалось, что в зоне действия Инквизиции виднелись редкие рассеянные точки, а в зонах Реформации (Швейцария и Север Европы) точки слились в большие черные пятна. Это его так потрясло, что перед смертью он сделал героический и беспрецедентный в науке шаг - объявил, что вся история Инквизиции есть огромная фальсификация. Но миф был настолько необходим политикам, что предсмертное признание ученого осталось гласом вопиющего в пустыне. Ничего не изменилось - даже в католических странах! Правда уже невыгодна.
Так же и с мифом о черносотенстве. Демонтировать его трудно. Но одно дело - не трогать миф, слишком глубоко вбитый в сознание, и другое дело - продолжать вбивать его еще глубже. А главное, развивать его, дополняя идеей о генетической близости к фашизму. Этой близости нет и быть не может, поскольку эти явления лежат на разных цивилизационных траекториях.
Что речь идет о сознательных подтасовках, свидетельствует факт, который тщательно скрывают. Черносотенцев ("охотнорядцев") представили как объединение представителей маргинальных, темных и бескультурных слоев, почти городского дна. На деле в черносотенстве, в том числе в его высшем руководстве, приняли участие виднейшие деятели культуры России: филологи академики Я.К. Грот и А.И. Соболевский, историк академик Н.П. Лихачев, ботаник академик В.Л. Комаров (позднее президент Академии наук), врач С.П. Боткин, создатель оркестра народных инструментов В.В. Андреев, живописцы К.Е. Маковский и Н.К. Рерих. К черносотенцам были близки художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров. По мнению Льва Шестова, к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Достоевский.
В черносотенстве принимали участие виднейшие представители аристократии, а также иерархи Церкви, в том числе причисленный к лику святых будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (против Алеши Карамазова). Насколько недобросовестны составители книги "Русская идея и евреи", видно из того, что они проводят параллель между черносотенством и фашизмом, между западным христианством, не возразившем против Холокоста, и Православием - и в то же время приводят тексты обращений и проповедей иерархов Православной церкви, крайне сурово осуждающих погромы как преступление против Бога и человечества (хотя в погромах гибло больше неевреев). Значит, Православие было к антисемитизму непримиримо! Где же аналогия?
Более того, в качестве самых непримиримых борцов против "черносотенного антисемитизма" в книге названы именно Тихон и Антоний - видные деятели черносотенства (Тихон - даже один из его руководителей)! Как можно объяснить такое вопиющее противоречие? Только сознательным обманом.
Развивая мысль об антисемитизме черносотенства, авторы ни словом не обмолвились и о том, что основоположником черносотенства и редактором главной его газеты "Московские ведомости" был еврей В.А. Грингмут. Важную роль в руководстве играли и другие евреи, в частности, близкий соратник П.А. Столыпина И.Я. Гурлянд. Они не были провокаторами. Это были виднейшие деятели еврейства, не порывавшие с ним связей. Об И.Я. Гурлянде, сыне главного раввина Полтавской губернии, "Еврейская энциклопедия" писала в 1910 г.:
"Гурлянд проводит идею полного присоединения евреев к началам русской государственности, отнюдь не отказываясь от своих вероисповедных и национальных стремлений".
Таким образом, видные деятели черносотенства из числа евреев были патриотами России и при этом совершенно не были антисемитами. За это их и вычеркнули из истории - такие евреи Рывкиной не нужны.
Конечно, черносотенцы, в том числе евреи, выступали против революционеров, в том числе против евреев. Но посмотрите, насколько искажено наше историческое сознание. Нам внушили, что черносотенцы - "кровавые погромщики". Говорится даже, что они "залили страну морем крови". На деле черносотенцам вменены в вину три убийства: кадета М.Я. Герценштейна в 1906 г. (авторство убийства точно не установлено), кадета Г.Б. Иоллоса (в 1907 г.) и трудовика А.Л. Караваева (в 1908 г.). Революционные организации, самой активной из которых была террористическая структура эсеров под руководством еврея Азефа, убили до 1917 г., по подсчетам американского историка А. Гейфман, 17 тыс. человек. Но до сих пор фурманы и рывкины, доренки и лобковы заставляют евреев трястись от страха перед "черносотенными погромщиками".
... Таким образом, основа погромов была чисто экономическая, а не национальная, погромщиками были в основном торговцы-конкуренты. Надо вспомнить, что евреи в России тогда составляли 4% населения, но 75% всех торговцев в России были евреями. На деле погромы были столкновениями конкурентов: в одном из самых крупных погромов, в октябре 1905 г. в Киеве было убито 47 человек - 12 евреев и 35 людей других национальностей. Кто кого громил?