з постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 13 июля 2000 года № 26(218) "О результатах проверки в Фонде взаимопонимания и примирения целевого использования средств, выделенных Российской Федерации Федеративной Республикой Германией на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований":
Утвердить отчет о результатах проверки.
Поддержать предложение аудитора Счетной палаты Ю. М. Воронина о направлении:
Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в порядке информации - отчета о результатах проверки;
Правительству Российской Федерации - письма с предложением рассмотреть отчет о результатах проверки, установить действенный контроль за ходом выплат компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований и принять меры по устранению выявленных проверкой Счетной палаты Российской Федерации недостатков и нарушений, допущенных Фондом взаимопонимания и примирения при выплате компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований, а также в финансово-хозяйственной деятельности;
Фонду взаимопонимания и примирения - письма с предложением рассмотреть результаты проверки и принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений действующего законодательства.
Направить письмо Верховному Суду Российской Федерации.
ОТЧЕТ
о результатах проверки в Фонде взаимопонимания и примирения целевого использования средств, выделенных Российской Федерации Федеративной Республикой Германией на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований
Основание для проверки: обращение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко от 25 марта 2000 г. № 887п-П12, решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. (протокол № 13 (205), распоряжение Счетной палаты Российской Федерации от 17 апреля 2000 г. № 105-ркм.
Цель проверки: использование средств, выделенных Российской Федерации Федеративной Республикой Германией на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований.
Объект проверки: Фонд взаимопонимания и примирения.
Нормативно-правовой базой проверки явились законодательные и другие нормативные правовые акты, регламентирующие создание и деятельность Фонда взаимопонимания и примирения (далее - Фонд).
Проверка Фонда осуществлялась выборочным методом. Были проверены приказы по Фонду, сметы доходов и расходов, банковские платежные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности Фонда за 1994-1999 годы и истекший период 2000 года.
Все денежные рублевые суммы приведены в деноминированных рублях.
Акт проверки от 23 июня 2000 г. подписан с замечаниями. Письмом от 29 июня 2000 г. № 3-246 Фонд сообщил, что замечания к акту проверки снимаются, письмом от 30 июня 2000 г. № 3-248 Фонд дал пояснения к показателям, характеризующим количество зарегистрированных и рассмотренных дел.
В ходе проверки установлено следующие.
Фонд создан постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1116 "Об образовании Фонда взаимопонимания и примирения" в качестве государственного некоммерческого учреждения, основной целью деятельности которого является оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим от нацистских преследований, и выплаты компенсации за счет средств, предоставляемых в распоряжение Российской Федерации Федеративной Республикой Германией.
Указанным постановлением утвержден Устав Фонда, в котором конкретизированы задачи, функции, порядок образования денежных средств Фонда, полномочия органов управления Фондом, утвержден персональный состав наблюдательного совета Фонда, а также установлена подотчетность Фонда Правительству Российской Федерации. Однако Фонд ни разу не отчитывался о своей работе перед Правительством Российской Федерации. Указанным постановлением также установлено, что председатель правления Фонда назначается только Правительством Российской Федерации.
Органами управления Фонда, согласно Уставу, являются: наблюдательный совет, правление, экспертная комиссия, занимающаяся назначением компенсационных выплат, и кассационная комиссия.
С 1994 года по мере поступления денежных средств от ФРГ Фонд стал производить выплаты бывшим узникам нацизма, руководствуясь Положением об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 г. № 899).
Данным Положением определены в зависимости от тяжести репрессий четыре категории лиц, имеющих право на получение компенсации:
несовершеннолетние узники, а также рожденные в нацистских лагерях, тюрьмах, трудовых лагерях и других местах принудительного содержания;
совершеннолетние узники нацистских лагерей, тюрем и гетто (с лагерным режимом);
лица из гражданского населения, насильственно вывезенные с территории бывшего СССР на принудительные работы в Германию, союзные с ней страны и оккупированные ими государства в возрасте старше 18 лет, содержавшиеся в условиях лагерного режима;
указанные выше лица, но не содержавшиеся в условиях лагерного режима (работавшие на предприятиях, в сельском и домашнем хозяйствах).
Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 63 "О восстановлении законных прав российских граждан - бывших военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период" поручалось Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о распространении на бывших советских военнопленных условий и порядка выплаты компенсаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 г. № 899, с отнесением этих расходов за счет средств Фонда взаимопонимания и примирения либо изыскания иных источников их финансирования. Иных источников изыскано не было, а договоренности с германской стороной не предусматривали компенсационных выплат военнопленным, поэтому Фондом выплаты указанной категории лиц не производились.
Фонд в проверяемом периоде получил в виде целевых поступлений из ФРГ 400 млн. немецких марок, а также от Швейцарского Фонда 549,3 тыс. долларов США. Кроме того, Фонду в 1994-1996 годах были перечислены отечественными юридическими и физическими лицами 68,3 тыс. рублей в виде благотворительной помощи для оказания материальной поддержки гражданам, пострадавшим от нацистских преследований.
По состоянию на 30 мая 2000 г. Фондом рассмотрено 375408 дел, из них по 320436 делам принято решение о назначении и сумме выплат, по 14 делам ведется работа (поиск документов), по 22960 делам в выплате отказано, а 31998 дел подлежат рассмотрению. Выплаты в качестве основной компенсации произведены 305415 претендентам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1998 г. № 12 "О частичном использовании остаточной суммы средств Фонда взаимопонимания и примирения для оказания дополнительной материальной помощи лицам, пострадавшим от нацистских преследований" Фонд производит с 1998 года дополнительные выплаты в размере 30% от основной суммы, назначенной или уже выплаченной компенсации. Такие выплаты произведены 223566 претендентам.
Фондом оказывалась материальная помощь особо нуждающимся бывшим узникам нацизма по их личным заявлениям или ходатайству местных органов социальной защиты населения. По учетным данным Фонда по состоянию на 1 марта 2000 г., сумма материальной помощи составила 130,1 тыс. рублей. Также Фонд оказывал материальную помощь в виде пособия на погребение родственникам умерших жертв нацизма (4,6 тыс. человек).
На основании данных бухгалтерского учета денежных средств, поступивших из ФРГ, расход целевого финансирования за 1994-1999 годы и I квартал 2000 г. по счету 96 "Целевые финансирование и поступления" составил 375,31 млн. нем. марок, остаток - 24,69 млн. нем. марок. Однако эти суммы весьма условны, поскольку в 1994-1998 годах Фондом производилось списание в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" перечисленных в банки средств на выплаты компенсаций, а по кредиту этого счета учитывались возвраты сумм не выплаченной компенсации. Кроме того, в дебет этого счета в проверяемом периоде относились отрицательные курсовые разницы, а в кредит - положительные курсовые разницы. На расходы целевого финансирования Фондом также отнесены комиссионные выплаты банкам и перечисления в ФРГ на содержание заграничного представительства (сумму перечисленных средств на содержание представительства установить не представилось возможным в виду отсутствия в Фонде таких данных).
Фонд согласно договоренности со Швейцарским Фондом от 4 мая 1999 г. осуществляет выплаты жертвам Холокоста/Шоа под непосредственным контролем Швейцарского Фонда и только узникам концлагерей, список которых утвержден Бундестагом ФРГ. Указанные выплаты (400 долларов США на претендента) осуществляются через валютный счет АКБ "Промышленно-торговый банк".
Расходы Фонда по оплате услуг банка и текущие расходы Швейцарский Фонд возмещает в размере 5,5 % от перечисленной суммы. В 1999 году Фондом на возмещение указанных расходов получено 18,3 тыс. долларов США, в I квартале 2000 г. - 8 тыс. долларов США.
От Швейцарского Фонда в 1999 году поступило 497,7 тыс. долларов США, из них предназначено для выплат гуманитарной помощи бывшим узникам Холокоста/Шоа 479,4 тыс. долларов США. В I квартале 2000 г. поступило 51,6 тыс. долларов США, из них на выплаты 43,6 тыс. долларов США.
Первые выплаты из Швейцарского Фонда жертвам Холокоста/Шоа начались 28 июля 1999 г. и осуществлялись по возрастным группам.
По состоянию на 31 мая 2000 г. из 874 претендентов (до 1922 года рождения) выплачена гуманитарная помощь 615 претендентам; выплаты гуманитарной помощи узникам концлагерей 1922-1925 года рождения произведены 619 претендентам из 841. Кроме того, составлены и направлены Швейцарскому Фонду дополнительные списки из 245 претендентов, выплаты которым начались 20 апреля 2000 г.; гуманитарную помощь по состоянию на 31 мая 2000 г. получили 88 человек.
В проверяемом периоде Фондом были заключены договоры с коммерческими банками: "Тверьуниверсалбанк", "Росдомбанк", "Юнибест", "Форбанк-СПб", "Внешторбанк", "Кредитпромбанк", "Проминвестбанк", "Промторгбанк", "Агропромстройбанк", "Росбанк", "Российский социальный коммерческий банк", "Московский банк реконструкции и развития".
Уполномоченные Фондом банки (следует отметить, что их перечень определялся на без конкурсной основе и не утверждался ни наблюдательным советом, ни правлением Фонда) на основе заключенных договоров производили компенсационные выплаты по месту жительства претендентов по их желанию в немецких марках либо в отечественной валюте. Однако, как установлено проверкой, в Фонде отсутствуют итоговые по годам данные о суммах выплаченных компенсаций в рублях и валюте в разрезе уполномоченных банков. Порядок отчетности перед Фондом за выданные уполномоченными банками суммы компенсаций разработан не был. Это привело к тому, что в Фонде отсутствует полная информация о фактически выплаченных суммах. В информационных бюллетенях, представляемых в том числе в Правительство Российской Федерации, Фондом указывалась сумма перечисленных на выплаты компенсаций средств, а не фактически выплаченных.
В 1994-1998 годах списание средств, перечисляемых на выплату компенсаций, производилось Фондом сразу в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления". При таком порядке учета средств, перечисленных на выплату компенсаций, Фонд не владел информацией о произведенных выплатах, поскольку отчеты банков, производящих выплаты компенсаций, поступали в Фонд в форме выписок позже и не систематически.
С 1 января 1999 г. в Фонде принят другой порядок учета произведенных выплат, при котором суммы, перечисленные в банки для произведения выплат, сначала учитываются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а по мере поступления отчетов от банков с подтверждающими документами, суммы произведенных выплат списываются с кредита указанного счета в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления". Такой порядок бухгалтерского учета даст возможность Фонду полностью контролировать суммы произведенных выплат и фактической дебиторской задолженности банков перед Фондом по этому участку работы.
В 1998-1999 годах и текущем периоде 2000 г. Фонд работал с восемью коммерческими банками, в которых ему было открыто 28 счетов: 11 рублевых (6 текущих, 3 депозитных, 2 ссудных) и 17 валютных (в немецких марках: 6 текущих, 4 депозитных и 2 ссудных; в долларах США: 4 текущих и 1 ссудный).
Выборочной проверкой договоров, заключенных между Фондом и АКБ "Тверьуниверсалбанк" (далее - АКБ "ТУБ"), установлено, что АКБ "ТУБ" осуществлял выдачу денежных средств Фонда согласно переданным спискам и перечисленным денежным средствам в сроки, определяемые графиком их выдачи. Затраты АКБ "ТУБ" на осуществление данной операции устанавливались: в ноябре 1994 г. из расчета 0,7% от суммы перечисленных Фондом средств, в январе 1995 г. - 0,9%, в октябре 1995 г. - 1,5%, в апреле 1996 г. - 1,98 процента.
Кроме того, между Фондом и АКБ "ТУБ" были заключены договоры о размещении денежных средств на депозитных валютных счетах на общую сумму 244 млн. нем. марок, в соответствии с которыми Фонду должны были быть зачислены проценты в сумме свыше 10 млн. нем. марок с последним сроком выплаты 10 июля 1996 года.
В связи с невыполнением в 1996 году АКБ "ТУБ" своих обязательств Фонд письмом от 18 июля 1996 г. № 261-Б обратился к АКБ "ТУБ" с просьбой перевести средства Фонда в сумме 68,3 млн. нем. марок во "Внешторгбанк". Кроме того, Фонд обратился в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании с АКБ "ТУБ" указанной суммы и процентов в сумме 3,7 млн. нем. марок за незаконное пользование средствами Фонда.
Согласно акту сверки взаиморасчетов между Фондом и АКБ "ТУБ" от 12 августа 1996 г. по состоянию на 1 августа 1996 г. АКБ "ТУБ" выплатил компенсацию 53530 претендентам на сумму 44,8 млн. нем. марок, 627 человек получили возмещение расходов на погребение в общей сумме 441,8 тыс. рублей. На основании акта сверки взаиморасчетов АКБ "ТУБ" должен был возвратить Фонду 392,7 тыс. нем. марок и 26,8 тыс. рублей.
С 26 июля по 16 октября 1996 г. АКБ "ТУБ" были произведены выплаты в общей сумме 1,7 тыс. нем. марок. Сумма невыплаченных расходов на погребение была конвертирована АКБ "ТУБ" и 4 сентября 1996 г. зачислена на валютный счет Фонда в АКБ "ТУБ" в сумме 7,5 тыс. нем. марок. АКБ "ТУБ" вернул Фонду невыплаченную сумму компенсаций в размере 391 тыс. нем. марок, зачислив ее 16 октября 1996 г. на валютный счет Фонда. Исходящий остаток по указанному счету Фонда по состоянию на 16 октября 1996 г. составил 68,7 млн. нем. марок.
АКБ "ТУБ" письмом от 18 ноября 1996 г. обратился в Арбитражный суд г. Москвы об отзыве иска Фонда в связи с заключением между АКБ "ТУБ" и Фондом договоров от 3 октября 1996 г. купли-продажи акций на общую сумму 9,98 млн. нем. марок и об уступке требований на сумму 28,15 млн. нем. марок, признав за собой долг в сумме 30,57 млн. нем. марок.
Соглашением об отступном от 14 ноября 1996 г. между Фондом и АКБ "ТУБ" определено имущество, поставляемое должником Фонду на сумму 329,2 тыс. рублей (96,1 тыс. нем. марок).
Следует отметить, что на момент проверки в Фонде отсутствовали документы на передачу и прием принимаемого на баланс Фонда имущества должника в качестве возврата долга, а также акты приемки-передачи ценных бумаг на сумму 9,98 млн. нем. марок. Так, например, между АКБ "ТУБ" и Фондом был заключен договор от 25 апреля 1996 г. б/н купли-продажи ценных бумаг, эмитированных АООТ "Астра-Семь", в количестве 116578 штук на сумму 1,4 млн. рублей. Акта приемки-передачи ценных бумаг к проверке не предъявлено.
Проверка показала, что задолженность АКБ "ТУБ" перед Фондом была возвращена в 1996-1998 годах в виде ценных бумаг на сумму 227,9 млн. рублей (расчетно 25,98 млн. нем. марок, а не в сумме 68,3 млн. нем. марок).
Таким образом, потери Фонда составили только по этому банку расчетно более 42 млн. нем. марок. Если бы не потери Фонда по АКБ "ТУБ", эти средства можно было бы направить на выплаты более чем 35 тыс. человек.
В проверяемом периоде Фонд осуществлял выплаты компенсаций и расчеты с дебиторами и кредиторами через КБ "Росдомбанк" (далее - КБ "РДБ"), с которым было заключено генеральное соглашение от 20 марта 1994 г. (б/н).
В связи с ненадлежащим исполнением КБ "РДБ" своих обязательств Фонд письмом от 1 декабря 1998 г. № 296-Б попросил КБ "РДБ" закрыть с 1 января 1999 г. рублевые и валютные счета Фонда и перечислить 14,2 млн. нем. марок в АКБ "Промторг-банк" (далее - АКБ "ПТБ"). Письмом от 25 января 1999 г. (б/н) Фонд поставил в известность КБ "РДБ" о подаче искового заявления в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании 14,2 млн. нем. марок, списанных КБ "РДБ" с валютного счета Фонда, но не зачисленных на валютный счет Фонда в АКБ "ПТБ". В письме от 29 января 1999 г. КБ "РДБ" сообщил о невозможности закрыть рублевый счет в связи с наличием к данному счету картотеки № 2 на сумму 27,5 млн. рублей. О списании денег с валютного счета банк информации не представил.
Фонд, не проведя с КБ "РДБ" переговоры о возврате средств, заключил с ним договор от 23 марта 1999 г. № 94КРД об открытии кредитной линии на сумму 540 тыс. рублей для осуществления текущих операций, связанных с основной деятельностью Фонда, на срок до 28 мая 1999 г. с уплатой 5% годовых от фактической суммы ссудной задолженности. Фонду был выделен кредит только в размере 180 тыс. рублей. Эта сумма числится в кредиторской задолженности Фонда КБ "РДБ" на счете 90 "Краткосрочные кредиты банков".
Приказом Банка России от 30 декабря 1999 г. № ОД-544 у КБ "РДБ" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Арбитражный суд г. Москвы 17 февраля 1999 г. по делу о взыскании с КБ "РДБ" 14,2 млн. нем. марок вынес решение о наложении ареста на имущество КБ "РДБ" на сумму, эквивалентную сумме иска.
В бухгалтерском учете Фонда числится дебиторская задолженность за КБ "РДБ" в сумме 14,2 млн. нем. марок по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям".
Таким образом, потери Фонда по КБ "РДБ" составили 14,2 млн. нем. марок, которые можно было бы направить на выплаты компенсаций 11,8 тыс. претендентам.
Коммерческие банки, на счетах которых были размещены денежные средства Фонда, а именно -АКБ "ТУБ", КБ "РДБ", АКБ "КПБ", АКБ "Юнибест" (далее АКБ "Ю-Б"), прекратили работу с клиентами в связи с отзывом лицензий и в качестве возврата долгов расплачивались с Фондом ценными бумагами. По мере реализации этих бумаг на счета Фонда поступали денежные средства, которые выплачивались гражданам, пострадавшим от нацистских преступлений.
В проверяемом периоде в Фонд поступали ценные бумаги других банков и компаний в счет покрытия образовавшихся долгов, в частности, акции "Легпроминвест".
Общая сумма поступивших на рублевый расчетный счет Фонда в АКБ "ПТБ" средств от реализации акций ОАО "Легпроминвест" по состоянию на 14 апреля 2000 г. составила 74,5 млн. рублей. Нереализованные ценные бумаги на сумму 99,6 млн. рублей в бухгалтерском учете числятся в дебете счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения".
Согласно выписке из Реестра акционеров Фонд по состоянию на 19 июня 2000 г. является владельцем 42037 акций ОАО "Легпроминвест" на сумму 10,5 млн. рублей (по номинальной стоимости 250 рублей за акцию).
В проверяемом периоде Фонд работал с АКБ "Ю-Б", с которым было заключено генеральное соглашение о принятии АКБ "Ю-Б" обязательства выплаты компенсаций жертвам нацистских преследований. Систематическая отчетность банка и сверка взаимных расчетов соглашением не предусмотрена.
Фонд размещал на депозитных счетах АКБ "Ю-Б" валютные средства. Так, например, в марте 1997 г. Фонду был открыт счет срочного пополняемого вклада в первоначальной сумме 2 млн. нем. марок на 6 месяцев. Сумма вклада менялась несколько раз с продлением срока депозита до 25 марта 1999 г. и окончательно составила 6,37 млн. нем. марок.
Во II квартале 1998 г. АКБ "Ю-Б" перестал производить операции по счетам клиентов. Однако между Фондом и АКБ "Ю-Б" заключается договор от 25 мая 1998 г. № 1867 на предоставление Фонду кредита в сумме 5 млн. нем. марок до 25 мая 1999 г. с уплатой 9% годовых от суммы выданного кредита. Кредит полностью погашен.
Выверка взаимных расчетов с АКБ "Ю-Б" была произведена актом от 5 апреля 1999 г.: задолженность АКБ "Ю-Б" перед Фондом составила 153,8 млн. рублей, из них 89,85 млн. рублей - рублевый эквивалент основного долга в сумме 6,37 млн. нем. марок и процентов в сумме 0,2 млн. нем. марок и 63,95 млн. рублей - остаток на рублевом расчетном счете.
По соглашению об отступном от 5 апреля 1999 г. № 1 АКБ "Ю-Б" передал Фонду ОВГВЗ шестого транша в количестве 110 штук на сумму 2 млн. долларов США (75% от номинала), которые были реализованы в марте 2000 г. на сумму 36,4 млн. рублей. Дебиторской и кредиторской задолженности по ОВГВЗ на момент проверки нет.
Кроме ОВГВЗ, АКБ "Ю-Б" передал Фонду акции промпредприятий на общую сумму 77,7 млн. рублей. На момент проверки указанные акции реализованы на сумму 32,5 млн. рублей. Остаток нереализованных акций составил 45,2 млн. рублей и числится в бухгалтерском учете в дебете счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения".
Задолженность АКБ "КПБ" перед Фондом на 1 июля 1997 г. составила 127,4 млн. рублей. В счет погашения дебиторской задолженности Фонд получил от АКБ "КПБ" ценные бумаги и другие активы на общую сумму 118,6 млн. рублей.
Конкурсный управляющий АКБ "КПБ" уведомил Фонд 16 августа 1999 г., что в соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы конкурсное производство в отношении АКБ "КПБ" завершено; в соответствии со статьей 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с недостаточностью средств требование Фонда к АКБ "КПБ" не может быть удовлетворено и считается погашенным (8,8 млн. рублей).
Таким образом, по данному банку прямые потери Фонда составили 8,8 млн. рублей (расчетно 2,5 млн. нем. марок, которые могли бы быть направлены на выплаты компенсаций 2 тыс. претендентам).
Согласно договора от 21 августа 1998 г. (б/н) Фонд приобрел у АКБ "ПТБ" 13 простых векселей стоимостью 7,8 млн. рублей каждый, перечислив 101,4 млн. рублей (расчетно 26 млн. нем. марок). С ноября 1998 г. по июнь 1999 г. АКБ "ПТБ" выкупил указанные векселя у Фонда за 144 млн. рублей (расчетно 11 млн. нем. марок). Таким образом, потери Фонда от проведения этой операции составили 15 млн. нем. марок.
Проверкой установлено, что Фонд имеет договорные отношения со многими организациями по вопросам размещения денежных средств Фонда, получения кредитов, покупки и продажи ценных бумаг, их хранения, залога, доверительного управления имуществом, аренды и субаренды нежилых помещений, по оказанию различного вида услуг.
Неуставная деятельность Фонда негативно сказывается на выполнении им основной задачи - выплате компенсаций жертвам нацизма, поскольку до настоящего времени более 31 тысячи заявлений претендентов на выплату Фондом не рассмотрены и дополнительные (30%) выплаты еще не выплачены более 68 тыс. человек.
В Фонде не разработан порядок ведения договорной работы. Следует отметить, что заключаемые договоры не визируются финансовой и юридической службами Фонда, в основном все вопросы заключения договоров и условия их исполнения принимаются единолично председателем правления Фонда.
Единая (сквозная) регистрация хозяйственных договоров в Фонде не ведется, часть договоров находится в бухгалтерии, часть непосредственно у председателя правления, ряда договоров в Фонде на момент проверки не было. В некоторых договорах отсутствуют необходимые условия (сроки, сумма договора), реквизиты, их подписание произведено другим лицом вместо указанного на документе (договоры от 27 августа 1997 г. № 21, от 29 апреля 1999 г. (б/н) и др.)
Особенно ненадлежащим образом оформляются акты приемки выполненных работ по договорам подряда. Например, акты приемки выполненных работ по договору от 29 апреля 1999 г. (б/н) с ООО "Евротранс" на производство ремонтно-строитель-ных работ помещений, занимаемых Фондом по договору аренды, фактически являются сметами и не содержат в себе сроков выполнения работ, их названия, данных о качестве выполненных работ, в них отсутствуют подписи соответствующих должностных лиц.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1116 (пункт 9) предложено Госкомимуществу России совместно с Правительством Москвы в месячный срок решить вопрос о предоставлении Фонду помещений, необходимых для его деятельности.
Первоначально Фонд размещался по адресу: Москва, ул. Льва Толстого, д.5/1, арендуя у акционерной производственно-проектной агростроительной корпорации "Нечерноземагропромстрой" помещения площадью 55 кв. м и 61,8 кв. м с оплатой за I кв. м 250 долларов США в год, с 1 июня 1995 г. - 500 долларов США за 1 кв. м. Срок аренды - до 31 декабря 1996 года.
Документов, подтверждающих расторжение договора аренды помещений по адресу: Москва, ул. Льва Толстого, д.5/1, нет.
При этом между Фондом и АКБ "ТУБ" 12 сентября 1996 г. заключается договор на аренду помещений, расположенных по адресу: Москва, пр. Вернадского, д. 41, общей площадью 1580 кв. м со сроком аренды до 12 сентября 1997 г. и арендной платой в сумме 500 долларов США за 1 кв. м в год; с 7 октября 1996 г. установлена новая цена за 1 кв. м арендуемой площади в размере 300 долларов США. Указанный договор аренды расторгнут соглашением от 5 января 1997 г.; задолженности Фонда по арендной плате перед АКБ "ТУБ" на дату подписания соглашения не было.
Таким образом, в 1996 году Фондом неэффективно израсходованы средства в сумме 37,9 тыс. рублей в связи с нерасторжением договора аренды помещений площадью 54,5 кв. м по адресу: Москва, ул. Льва Толстого, д.5/1.
Фонд заключил договор от 17 июня 1994 г. (б/н) с АО "Торговый дом "Биопроцесс-Т" (далее - АО) о совместной деятельности по строительству и эксплуатации административных помещений здания "Центра промышленности и торговли", расположенного по адресу: Москва, Старокалужское ш., д.1. Вкладом АО в совместную деятельность договором предусмотрено строящееся здание общей площадью 22 тыс. кв. м и производимые работы и услуги по организации и строительству здания, а вкладом Фонда - денежные средства в сумме 871,2 тыс. долларов США. Кроме того, Фонд должен был оплачивать работы по завершению строительства пропорционально своей доли, получаемой в собственность (792 кв. м на 4 этаже административно-бытового корпуса), которая по договору должна была составить рублевый эквивалент 500 долларов США за каждый квадратный метр площади. Всего по договору Фонду следовало перечислить на расчетный счет АО в АКБ "ПТБ" сумму, эквивалентную 1,3 млн. долларов США.
Договором о совместной деятельности от 23 ноября 1994 г. (б/н) доля Фонда определена в размере 792 кв. м, но уже на пятом этаже с оплатой 1 кв. м из расчета 1,6 тыс. долларов США.
Проверка показала, что в 1994-1995 годах перечислено по договорам о совместной деятельности 8,2 млн. рублей (расчетно 2,6 млн. долларов США, или 3,99 млн. нем. марок). Последний платеж в сумме 402,3 тыс. рублей сделан Фондом 18 августа 1995 г. платежным поручением № 345.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 10 февраля 1995 г. № 1984-А(4) АО внесено в Реестр собственности на территории г. Москвы и в данном Реестре учтен переход права собственности к АО на объект незавершенного строительства площадью 22 тыс. кв. м по адресу: Москва, Старокалужское ш., д.1.
Согласно акту приемки-передачи части здания по адресу: Москва, Старокалужское ш., д. 1, подписанному со стороны АО 12 января 1995 г. и со стороны Фонда 22 февраля 1995 г., Фонду переданы помещения общей площадью 792 кв. м на пятом этаже. Документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, в Фонде на момент проверки не было.
Документов о передаче Фонду помещений общей площадью 792 кв. м на четвертом этаже на момент проверки в Фонде также не было.
Между Фондом и АКБ "ПТБ" 10 марта 1995 г. был заключен договор на предоставление права преимущественной покупки АКБ "ПТБ" помещений четвертого и пятого этажей по адресу: Москва, Старокалужское ш., д. 1, которые должны были бы стать собственностью Фонда. Фонд по этому договору предоставлял АКБ "ПТБ" право преимущественной покупки 1584 кв. м по рыночной цене, но не менее 1600 долларов США за 1 кв. м.
По просьбе АО 9 декабря 1995 г. было принято решение о расторжении договоров о совместной деятельности, в соответствии с которым АО должно было предоставить Фонду в собственность равноценные по площадям помещения, или вернуть Фонду его затраты, связанные с исполнением указанных договоров. До предоставления Фонду площадей, пригодных для нормальной деятельности, АО гарантировало пребывание Фонда на занимаемых им площадях в строящемся здании. Фонд согласно выставленным счетам к оплате услуг занимал помещения в строящемся здании. В представленных к проверке документах, пописанных Фондом и АО, нет расчета стоимости компенсируемых Фондом эксплуатационных и коммунальных услуг. Документов, подтверждающих вступление в права владения собственностью, которая должна была быть передана Фонду по договору о совместной деятельности, также нет.
Денежные средства, ранее перечисленные Фондом, по устным объяснениям председателя правления Фонда В. А. Князева, были возвращены АО Фонду. На момент проверки документы, подтверждающие возврат средств, в Фонде отсутствовали.
Таким образом, Фонд фактически профинансировал строительство части здания с целью последующей продажи помещений АКБ "ПТБ". При этом Фонд понес убытки в связи с неэффективным размещением денежных средств и не получением причитающихся ему помещений расчетно в сумме 2,6 млн. долларов США (3,99 млн. нем. марок).
С сентября 1997 г. Фонд стал располагаться в соответствии с договорами, заключенными с ОАО "Легпроминвест", в здании по адресу: Москва, Столовый пер., д. 6. На момент проверки Фонд занимает по указанному адресу 1019,9 кв. м без права сдачи части неиспользуемых помещений в субаренду.
Следует отметить, что в 1999 году Фонду было предоставлено право сдачи предоставленных помещений полностью или частично в субаренду. Согласно проверенным договорам в 1999 году Фондом в субаренду переданы площади в размере 676 кв. м с уплатой 238 долларов США в год за 1 кв. м., за что Фонд должен был получить расчетно 3,6 млн. рублей; фактически получено 2,1 млн. рублей.
Для организации работы по выплате компенсации в регионах Российской Федерации Фонд имеет своих региональных представителей. Фондом разработано Положение о региональном представителе, но представленный к проверке документ не оформлен в надлежащем порядке (отсутствуют данные о его утверждении).
На момент проверки в регионах Российской Федерации действует 8 представителей, из них 2 представителя осуществляют свою деятельность на основе срочного трудового договора, заключаемого ими с Фондом (по Брянской и Орловской областям). Остальные 6 человек (представители по г. С.-Петербургу и Ленинградской области, Новгородской, Смоленской, Ростовской, Калужской области, Краснодарскому краю) состоят в штате Фонда. За исключением представителя по г. С.-Петербургу и Ленинградской области региональные представители для осуществления своей деятельности безвозмездно используют служебные площади территориальных органов социальной защиты. В г. С.-Петербурге представитель Фонда занимает служебные помещения площадью 30,2 кв. м, арендуемые Фондом у АКБ "Форбанк-СПб". Плату за аренду указанного помещения из расчета 0,1 доллара США за 1 кв. м Фонд осуществляет путем взаимозачета с АКБ "Форбанк-СПб" получаемых от банка процентов за размещение денежных средств на депозитных счетах.
Проверкой установлено, что документы об исполнении бюджета Фонда за 1994-1998 годы, а также сметы расходов за указанные годы не оформлены в должном порядке: отсутствуют номера и даты протоколов решений наблюдательного совета Фонда, подписи председателя наблюдательного совета. Представленные на утверждение наблюдательного совета данные об исполнении смет расходов Фонда не совпадают с данными бухгалтерских отчетов. Отчет по смете расходов за 1999 год и смета расходов на 2000 год наблюдательным советом Фонда рассмотрены и утверждены только 9 июня 2000 года.
Расходы на содержание аппарата Фонда на счет 96 "Целевые финансирование и поступления" не относились, а учитывались на счете 26 "Общехозяйственные расходы"; списание расходов производилось за счет полученной прибыли и учитывалось по дебету счета 80 "Прибыли и убытки".
Необходимо отметить несоблюдение Фондом сметно-штатной дисциплины. Так, выплата заработной платы производились числу сотрудников, не соответствующему утвержденному штатному расписанию: штатное расписание на 1994 год было утверждено в количестве 34 человек, а заработная плата выплачена в августе 38 сотрудникам, в сентябре - 52, в октябре - 47, в ноябре -77, в декабре - 84 сотрудникам. При этом изменения в сметы расходов не вносились, смета расходов вновь не утверждалась. Выплата заработной платы производилась за счет других статей сметы.
В нарушение уставных требований штатные расписания Фонда на 1998 и 1999 годы утверждены не наблюдательным советом, а председателем правления. На момент проверки штатное расписание на 2000 год отсутствовало, поэтому численность работающих в Фонде представилось возможным определить только по табельной ведомости учета рабочего времени, в которой числилось 47 штатных сотрудников и 20 человек, работающих по трудовым соглашениям или договорам подряда. Следует отметить неаккуратное ведение табеля учета рабочего времени. Выборочная проверка табелей учета рабочего времени за 1996 и 1997 годы показала наличие подчисток и исправлений.
Многие положения Устава Фонда не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 118-120, 296) и Федерального закона "О некоммерческих организациях" (статья 9). Из-за несоответствия уставных положений действующему законодательству Московская регистрационная палата отказала Фонду в государственной регистрации (письмо от 29 мая 1997 г. № 65367).
Фондом разработан проект нового устава, который 4 июля 1998 г. был обсужден на заседании наблюдательного совета Фонда и письмом от 25 марта 1999 г. № 3-88 направлен в Правительство Российской Федерации и до настоящего времени не утвержден.
Свою деятельность Фонд осуществляет в сотрудничестве с общественными организациями из числа лиц, пострадавших от нацистских преследований. Это требование соблюдалось при назначении Правительством Российской Федерации первого состава наблюдательного совета Фонда. В составе действующего на момент проверки наблюдательного совета (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 140) из 13 членов остался только один представитель от указанных общественных организаций; количество представителей от Минтруда России увеличилось до 4 человек, в числе которых был и прежний председатель наблюдательного совета - заместитель Министра К. Э. Лайкам.
Проверкой установлено, что в ряде случаев наблюдательный совет Фонда ненадлежащим образом выполнял свои функции. Так, основным документом, регулирующим выплаты компенсаций бывшим узникам фашизма, является утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 г. № 899 Положение об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям. Положением (пункт 8) заявителям на получение компенсации предоставлено право подтверждать факт пребывания в местах принудительного содержания и его продолжительность свидетельскими показаниями, полученными в установленном порядке. В нарушение указанного Положения наблюдательный совет принимает решение от 31 мая 1999 г. о прекращении начисления компенсаций претендентам, у которых факт нацистских преследований подтвержден свидетельскими показаниями.
Решением наблюдательного совета от 6 марта 2000 г. в нарушение пункта 10 Устава проведение проверки целевого использования Фондом средств, выделенных Федеративной Республикой Германией на компенсационные выплаты, поручено не независимым аудиторам, а Управлению ведомственного контроля Минтруда России.
В нарушение Устава Фонда (пункт 10) ряд полномочий наблюдательного совета осуществляет правление Фонда или его председатель, не имея надлежаще оформленного поручения от наблюдательного совета. Так, вместо наблюдательного совета правление Фонда утверждает планы работ и сметы расходов Фонда (от 29 декабря 1999 г., от 31 августа 1999 г. и т.д.); председатель правления уполномочивает гражданина А. Г. Зусьмана, принятого в Фонд на работу по срочному трудовому договору от 1 июля 1998 г. № 75 на 1 месяц, представлять Фонд в качестве члена правления Фонда на Еврейском международном конгрессе (приказ о командировке от 1 июля 1998 г. № 87). В таком же порядке оформлена для участия в работе "круглого стола" в Бонне командировка А. А. Урбана, работавшего в Фонде по срочному трудовому договору от 12 октября 1998 г. в качестве исполняющего обязанности советника по информатизации и германским вопросам Фонда (приказ от 30 октября 1998 г. №113-а).
Организация работы по приему и оформлению документов, определяющих право на компенсацию, их направление в Фонд возлагались на органы социальной защиты населения Российской Федерации. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 г. № 899 Минсоцзащиты России утвердило приказом от 5 августа 1994 г. № 143 Методические указания органам социальной защиты по подготовке документов на выплату компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям.
На рассмотрение экспертной комиссии Фонда поступают заявления как от местных органов социальной защиты населения, так и непосредственно от претендентов на получение компенсации.
Работа экспертной комиссии осуществляется в соответствии с Положением об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 г. № 899, и на основании Положения об экспертной комиссии, утвержденного правлением Фонда 21 июня 1994 года.
В целях выработки единых параметров в экспертной работе с документами членами экспертной комиссии разработано и правлением Фонда 26 апреля 1996 г. утверждено Методическое пособие по экспертизе документов, представляемых гражданами, пострадавшими от нацистских преследований в годы Второй мировой войны, которое в ходе работы комиссии дополняется и в настоящее время утверждена уже 6-ая редакция этого пособия.
Наиболее сложным звеном в работе экспертной комиссии является оценка "других мест принудительного содержания и принудительного труда" и дел, по которым факт и сроки принудительного содержания установлены свидетельскими показаниями.
Наряду с порядком оформления свидетельских показаний по установлению факта нахождения в местах принудительного содержания и его продолжительности, изложенным в Методических указаниях Минсоцзащиты России (приказ от 5 августа 1994 г. № 143), статьями 245-251 Гражданского процессуального кодекса РСФСР гражданам предоставлено право обращения в суд об установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке особого производства. При этом следует отметить, что по разъяснению заместителя Председателя Верховного суда Российской Федерации В.М.Жуйкова от 4 июля 1996 г. № 3105-1/общ "установленный судом юридический факт применения нацистских репрессий не дает заявителю права на выплату компенсаций по нормам, регулируемым деятельность Фонда взаимопонимания и примирения, такое решение суда само по себе не может порождать для этого гражданина указанных юридических последствий". Таким образом, установленный судом юридический факт подлежит оценке экспертной комиссии Фонда в совокупности с другими материалами по делу.
Согласно пунктам 12 и 13 Устава экспертная комиссия Фонда определяет круг лиц, которым должна выплачиваться компенсация и ее сумма, а отказы в выплате и жалобы на размер выплат рассматриваются кассационной комиссией, решение которой является окончательным.
Между тем суды общей юрисдикции в своих решениях, например, Хамовнический межмуниципальный суд ЦАО г. Москвы (судьи И. А. Водолазская и В. Б. Кудрявцев) в порядке искового производства рассмотрел ряд дел (№№ 2-2302/99, 2-2594/99 и др.), по иску претендентов на выплату компенсаций к Фонду либо не указывают конкретное место принудительного содержания заявителя, либо указывают лагеря, которых не существовало, либо устанавливают право на получение компенсации заявителям и, более того, лицам, не относящимся к категориям, предусмотренным Положением об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям.
Своими решениями суды, в связи с отказом Фонда произвести выплаты заявителям, обязывают Фонд возместить истцам материальный и моральный ущерб. Таким образом, суды необоснованно с нарушением действующего законодательства, регулирующего право на получение и порядок выплаты компенсаций, практически присвоили себе функции Фонда, созданного на основе межправительственного соглашения и уставные положения которого согласованы с германской стороной.
Анализ состояния ведомственной нормативной базы Фонда показал несоответствие ее отдельных норм уставным требованиям. Например, согласно пункту 10 Устава назначение и отзыв членов кассационной комиссии входит в полномочия наблюдательного совета. Однако Положением о кассационной комиссии (пункт 9), утвержденным правлением Фонда 30 июля 1997 г., предусматривается, что члены кассационной комиссии назначаются председателем правления по согласованию с наблюдательным советом.
Должностные инструкции на сотрудников в Фонде отсутствуют, работники со своими должностными обязанностями не ознакомлены. В Фонде практически половина численности работающих оформлена по срочным трудовым договорам, систематически пролонгируемым, в которых вместо конкретизации обязанностей имеется ссылка об исполнении определенных должностей: советника, заместителя председателя, специалиста-эксперта и др.
Обязанности между заместителями председателя правления Фонда распределены приказами от 1 июня 1996 г. № 55, от 4 февраля 1997 г. № 17 и от 19 марта 1999 г. № 24. Изменения и дополнения в последний приказ не вносились, несмотря на фактические неоднократные изменения в штатном расписании относительно заместителей председателя правления. Следует отметить, что на момент проверки председатель правления имел четырех заместителей вместо трех, как это предусмотрено Уставом Фонда (пункт 11).
В соответствии с действующим законодательством ежегодно перед составлением годового отчета Фондом проводились инвентаризации.
Также в Фонде ежегодно проводились аудиторские проверки: за 1994 финансовый год - фирмой ТОО "Баланс ЛТД", за 1995 год - ЗАО "Аудиторская компания "МООР Стивенс Баланс", за 1996, 1997, 1998, и 1999 годы - ЗАО "Дига". Решением наблюдательного совета от 9 июня 2000 г. проведение аудиторской проверки деятельности Фонда будет поручено фирме "Кредо".
Аудиторским проверкам подвергались бухгалтерские документы и другая финансовая отчетность Фонда. Следует отметить, что Фондом приказов по результатам аудиторских проверок не издавалось, план мероприятий по устранению выявленных недостатков не составлялся.
В 1999 году аудиторской фирмой "B&B" была проведена проверка порядка отражения операций на 96 счете "Целевые финансирование и поступления" за период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1995 г. В акте проверки отмечено, что остаток средств на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" по состоянию на 1 января 1995 г. должен был составить 601,36 млн. рублей, а фактически по данным баланса он составил 577,77 млн. рублей, что на 23,59 млн. рублей меньше за счет списания в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" средств в момент их перечисления в банки для выплат.
Аналогичные факты установлены и в 1995 году.
За 1996-1999 годы и истекший период 2000 г. проверка выплат жертвам нацистских преследований аудиторскими фирмами не производилась. Самостоятельно и по собственной инициативе Фонд отчеты банков о произведенных выплатах компенсаций не анализировал.
Выводы
Фонд в проверяемом периоде получил денежные средства в виде целевых поступлений из ФРГ в сумме 400 млн. немецких марок, а также от Швейцарского Фонда в сумме 549,3 тыс. долларов США.
Кроме того, на счета Фонда поступили в виде благотворительных взносов отечественных предпринимателей и физических лиц 68,3 тыс. рублей.
Фондом по состоянию на 30 мая 2000 г. рассмотрено 375408 дел, из них по 320436 делам принято решение о назначении и сумме выплат, по 14 делам ведется работа (поиск документов), по 22960 делам в выплате отказано, а 31998 дел подлежат рассмотрению. Фонд в качестве основной компенсации произвел выплаты 305415 претендентам. Дополнительные выплаты в размере 30% от основной суммы назначенной или уже выплаченной компенсации произведены 223566 претендентам. До настоящего времени более 31 тысячи заявлений претендентов на выплату Фондом не рассмотрены и дополнительные (30%) выплаты еще не выплачены более 68 тыс. человек.
Фондом израсходовано средств целевого финансирования порядка 375 млн. нем. марок. Однако эта сумма весьма условна, поскольку в 1994-1998 годах Фондом производилось списание в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" перечисленных в банки средств на выплаты компенсаций, а по кредиту этого счета учитывались возвраты сумм не выплаченной компенсации. Кроме того, в дебет указанного счета относились отрицательные курсовые разницы, а в кредит - положительные курсовые разницы.
Фондом оказывалась материальная помощь особо нуждающимся бывшим узникам нацизма по их личным заявлениям или ходатайству местных органов социальной защиты населения: по состоянию на 1 марта 2000 г. сумма материальной помощи составила 130,1 тыс. рублей. Также Фонд оказывал материальную помощь в виде пособия на погребение родственникам умерших жертв нацизма (4,6 тыс. человек).
Из полученных от Швейцарского Фонда 549,3 тыс. долларов США для выплат гуманитарной помощи бывшим узникам Холокоста/Шоа предназначено 523 тыс. долларов США, 26,3 тыс. долларов - оплата услуг АКБ "ПТБ", осуществляющего выплаты. По состоянию на 31 мая 2000 г. гуманитарная помощь выплачена 1,3 тыс. претендентов.
В результате отсутствия контроля со стороны Правительства Российской Федерации за ходом выплат и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, а также пассивной позиции наблюдательного совета Фонда и недальновидной политики председателя правления Фонда Фондом допущено неэффективное расходование средств, предназначенных на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований. При этом прямые потери Фонда составили около 80 млн. нем. марок (расчетно).
В проверяемом периоде Фондом были заключены договоры с коммерческими банками: "Тверьуниверсалбанк", "Росдомбанк", "Юнибест", "Форбанк-СПб", "Внешторбанк", "Кредитпромбанк", "Проминвестбанк", "Промторгбанк", "Агропромстройбанк", "Росбанк", "Российский социальный коммерческий банк", "Московский банк реконструкции и развития", которые производили компенсационные выплаты по месту жительства претендентов по их желанию в немецких марках либо в отечественной валюте.
Перечень уполномоченных Фондом банков определялся на без конкурсной основе и не утверждался ни наблюдательным советом, ни правлением Фонда. В Фонде отсутствуют итоговые по годам данные о суммах выплаченных компенсаций в рублях и валюте в разрезе банков. Порядок отчетности перед Фондом за выданные банками суммы компенсаций не разрабатывался. По мере выдачи компенсаций в Фонд представлялись только расходные ордера. Это привело к тому, что в проверяемом периоде в Фонде отсутствовует полная информация о фактически выплаченных суммах.
Порядок ведения договорной работы Фондом не разработан. Заключаемые договоры не визируются финансовой и юридической службами Фонда, в основном все вопросы заключения договоров и условия их исполнения принимаются единолично председателем правления Фонда. Единая (сквозная) регистрация хозяйственных договоров в Фонде не ведется, часть договоров находится в бухгалтерии, часть непосредственно у председателя правления, ряда договоров в Фонде на момент проверки не было.
Суды общей юрисдикции, вынося решения по искам претендентов на выплату компенсаций к Фонду, в нарушение действующего законодательства, регулирующего право на получение и порядок выплаты компенсаций, практически присвоили функции созданного на основе межправительственного соглашения Фонда, обязывая Фонд возместить истцам материальный и моральный ущерб в связи с отказом Фонда произвести выплаты заявителям.
Предложения
Направить Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах проверки в Фонде взаимопонимания и примирения целевого использования средств, выделенных Российской Федерации Федеративной Республикой Германией на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований.
Направить Правительству Российской Федерации письмо с предложением рассмотреть отчет о результатах проверки в Фонде взаимопонимания и примирения целевого использования средств, выделенных Российской Федерации Федеративной Республикой Германией на выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований, решить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, назначаемых Правительством Российской Федерации (бывших председателей наблюдательного совета - заместителей Министра труда и социального развития Российской Федерации и председателя правления Фонда), допустивших неэффективное расходование средств, предназначенных для выплаты компенсаций, установить действенный контроль за ходом выплат и принять меры по устранению выявленных проверкой Счетной палаты Российской Федерации недостатков и нарушений, допущенных Фондом при выплате компенсаций лицам, пострадавшим от нацистских преследований, а также в финансово-хозяйственной деятельности.
Направить Верховному Суду Российской Федерации письмо с предложением рассмотреть сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение.
Направить Фонду взаимопонимания и примирения письмо с предложением устранить недостатки и нарушения, выявленные проверкой Счетной палаты Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты Российской ФедерацииЮ. М. ВОРОНИН