чера все дороги Польши вели к небольшому городку Едвабне, который едва выдержал небывалый наплыв тысяч людей и нескольких сотен журналистов со всего света. Неожиданное внимание к этому населенному пункту в 150 километрах к северо-востоку от Варшавы объяснялось трагической годовщиной: 60-летием со дня гибели более полутора тысяч польских евреев, заживо сожженных в овине. А увидевшие недавно свет подробности этого преступления придали горькому юбилею чрезвычайный характер.
До недавнего времени мало кому приходило в голову сомневаться в том, что жуткий погром совершен гитлеровцами, оккупировавшими к тому времени Польшу. Об этом свидетельствовали по крайней мере официальные источники. После войны, правда, прошел процесс, на котором были осуждены несколько участников расправы, и уже тогда появлялись малотиражные публикации, отличавшиеся от общепринятой и удобной версии. Бурю же в общественном сознании вызвала появившаяся в прошлом году книга американского политолога Яна Томаша Гросса «Соседи», в которой он, основываясь на документах и свидетельских показаниях, возлагал вину за совершенное в Едвабне преступление на местных поляков. Оказалось, что доказательства этому были и раньше, но они тщательно скрывались властями как ПНР, так и новой Польши. Только исследование Гросса вызвало дискуссию, в которую включилась практически вся страна. Мнения, как и следовало ожидать, разделились. Одни сразу заговорили о покаянии, другие били себя в грудь, объявляя об очередном заговоре против Польши. Твердую линию занял президент Александр Квасьневский, заявивший, что к польско-еврейскому примирению могут привести только правда и признание вины.
Профессор Гросс указывает, что учиненный в Едвабне погром не единственный пример антисемитизма в Польше. Последний из оставшихся в живых участников восстания в варшавском гетто Марек Эдельман заметил на одном из обсуждений книги «Соседи»: «Убийство в Едвабне не первое и не единичное. Это не началось в 1941 году. В Польше после вторжения Германии была атмосфера, способствующая убийству евреев». Эти слова подтверждаются тем, что, как теперь выясняется, массовые погромы еврейского населения проходили и в других близлежащих в Едвабне деревнях.
Всякого рода неприятные инциденты то и дело напоминают о том, что дух антисемитизма витает и в сегодняшней Польше. Даже в самый канун траурных торжеств в Едвабне полиции в соседней Ломже пришлось пресекать распространение листовок с призывами принять участие в антиеврейской акции. Она была запланирована как раз на 10 июля перед отелем, в котором должны были разместиться участники юбилейных мероприятий. До скандала дошло в минувшее воскресенье и в столице, где на выставке «Варшава -- город многих культур» 33-летний мужчина совершил акт вандализма в зале, посвященном еврейской культуре. Стражам порядка нарушитель гордо объяснил свой поступок тем, что «является антисемитом». Торжества в Едвабне бойкотировал Европейский конгресс евреев, выражая тем самым протест против надписи на новом памятнике жертвам, который, по мнению его членов, неоднозначно определяет ответственность поляков за кровную бойню.
Тем не менее все эти «издержки» не могли помешать торжественным мероприятиям, на которых президент Александр Квасьневский попросил прощение «от своего имени и имени тех поляков, совесть которых взволнована тем преступлением».