“Поле нашей битвы” интервью с великим художником Михаилом Андреевичем Савицким
овсем недавно великому художнику Михаилу Андреевичу Савицкому, который живет и работает в Минске, исполнилось восемьдесят лет. Но никогда еще, пожалуй, за столь долгую жизнь в его словах не звучало так много боли и горечи за наше общее Отечество, как сейчас.
Где-то далеко-далеко, как сказка, остались крестьянское детство и юность на родной Витебщине. Но самый большой и глубокий след оставила в памяти война. Бои за Севастополь, контузия, плен. Побывал в трех лагерях смерти - Бухенвальде, Миттельбау-Доре, Дахау. Бежал и снова попадал за колючую проволоку. Пережив все лихолетья, выпавшие на его долю, он никогда не исходил злобой, а из-под его кисти не истекали краски желчи. Чувство совести и справедливости у него всегда на первом плане. Он стал Мастером и остался Человеком...
Многие, не зная боли его сердца, завидуют славе живописца. Как же, элита, народный художник, академик нескольких академий...
Но каждый раз, бывая в мастерской, я встречал его в одном и том же свитере под горло, в неизменных, подшитых кожей валенках, чтобы не замерзли больные ноги, когда он буквально сутками простаивает у мольберта. В мастерской художника холодно и даже сыро не только зимой, но и весной, и осенью, когда перестают или еще не начинают топить. И он предупреждает об этом посетителей перед тем, как те хотят снять пальто или куртку.
Его мастерская ровно заполнена картинами и книгами. Философ-энциклопедист по натуре, Михаил Андреевич много читает. Он знает библейскую мифологию, историю многих государств и своего народа.
— Я бы иначе не смог писать, - признается Савицкий. — Ведь у художника совсем другое мышление, чем, скажем, у того же физика, химика или агронома. Оно у него - образное, философское, привязанное ко времени. Если я пишу человека, то должен знать, в какую эпоху он жил, было в стране процветание или царил упадок. Надо учесть тысячи различных факторов, только тогда картина будет соответствовать тому духу времени, в котором творит или о котором хочет поведать художник.
Главное для него теперь - будущее славянской цивилизации, триединого православного народа России, Белоруссии, Украины. А оно невозможно без высокообразованной, патриотически воспитанной смены. И надо успеть подготовить ее, пока не поздно. Ибо ситуация в мире теперь такова, что при нынешнем общем демографическом взрыве населения планеты славянские народы на землях бывшего Союза могут буквально исчезнуть. Только одна Россия ежегодно теряет более миллиона своих граждан, а беспризорных детей на ее просторах, по разным источникам, от трех до четырех миллионов. Это больше, чем в гражданскую или Великую Отечественную войну. Не лучшая жизнь и в остальных республиках. Так за что же воевал старый солдат Михаил Савицкий, во имя чего, создавая сотни полотен, отображал на них судьбу своего народа, его стремление к добру и правде? А в результате оказался у разбитого корыта. И боль его уже не о себе и не за свои картины, а за всех нас, за наше будущее. Эта боль и сейчас не дает покоя и жжет душу за попранное Отечество, за единство славянских народов, их веру.
Об этом и многом другом продолжение беседы с Михаилом Савицким, художником и гражданином.
Михаил Андреевич, в прошлый раз у нас был разговор о правде, добре и справедливости. Тема, прямо скажем, неисчерпаемая. Ушедшее столетие вы охарактеризовали как "век убитой правды". И даже написали картину — "Убитая правда". Над чем трудитесь сейчас, какие мысли не дают вам покоя?
— Я начинаю работу на, казалось бы, далекую от нас тему из греческой мифологии - "Гермес и Пандора".
— Чего это вас туда потянуло? В "старые, добрые времена" спросили бы: разве нет своих, более насущных тем?..
— А более насущной на сегодняшний день нет. Кто такой Гермес, знаете? Да, один из тех богов, которые жили на Олимпе. Он мог украсть, обмануть, провести кого угодно. Это ему разрешалось. У евреев он бог торговли. Так вот, Зевс за то, что люди украли огонь, решил их наказать и для этого использовал Гермеса. Но как? Взяли ящик, собрали все зло и всю нечисть, какую только могли, и заперли туда. А для того, чтобы все это попало по назначению, создали Пандору. Геракл вылепил, Зевс вдохнул в нее жизнь, Венера дала ей красоту, а Гермес преподнес "подарок". А открыла его Пандора...
— И все это поползло...
— На все человечество. И до сих пор народы маются. Ящик у меня круглый, как бы весь земной шар... Эта картина в работе. И, наверное, надолго. Я вам первому о ней сказал.
А вот эта могла бы быть уже и готовой, но пока я не стал ее заканчивать. Это "Усекновение главы Иоанна Крестителя". Когда христианство начало проявлять свою истинность, царь Ирод приблизил его к себе и частенько пользовался советами святого. Но Иоанна Крестителя невзлюбила Иродиада, жена брата царя. По легенде на день рождения Ирода плясала ее дочь Саломия. И так понравилась царю, что тот сказал: "Проси, что хочешь". Иродиада шепнула дочери - "проси голову Иоанна Крестителя"...
Но это, повторяю, библейская легенда. На самом деле иудеи стали бояться христианства. Поэтому, не долго думая, решили обезглавить Иоанна Крестителя. С тех пор за политическое, другое инакомыслие рубят головы, что и для нашего времени очень современно. А тогда вели борьбу между собой евреи иудеи и евреи христиане. Тех, истинных евреев христиан, почти не осталось. Их места заняли хазары, которые приняли иудейскую веру и называют себя истинными евреями. Но исповедуют при этом талмуд.
Поразительно, что мы живем триста лет по крайней мере рядом с ними и не знаем, кто они на самом деле такие. А надо бы знать! Потому что у них по талмуду, этому своду их законов, во главе всего ненависть к христианам. Если хочешь получить полное очищение грехов перед Яхве, то обязан в течение жизни убить хотя бы одного гоя.
— Так что же это за религия такая? Ведь это же человеконенавистничество!..
— Совершенно верно. У них по талмуду только еврей человек, любой другой - скотина. И то неполноценная, где-то восьмая по счету среди животных... А в сноске сказано - разве считается воровством то, что кто-то взял что-то у лошади? То есть у скотины. Это не считается воровством. А вот если еврей донес на еврея и того осудили, то доносчик обязан взять на себя содержание семьи пострадавшего. Вот почему ни один еврей не донесет на другого. Есть даже катехизис для русских евреев. В нем написано, что пусть русские не тешатся своими богатствами. Все, что они имеют, мол, принадлежит евреям. В свое время евреи его заберут. Все это у русских пока во временном пользовании...
— Я вижу, это для Вас больной вопрос. Что ж, выговаривайтесь до конца. Вижу, что все равно тут вас не остановишь...
— А меня и останавливать не надо. Люди должны знать, что происходит. Короче говоря, вся мировая политика имеет в своей основе войну между иудаизмом и христианством. Сейчас самое большое обострение этой войны. Так называемая однополюсная политика - это политика еврейского "превосходства". В тех же США все ключевые позиции власти находятся в руках евреев. Буш ничего не может поделать, он выполняет их волю. Иначе его не станет даже быстрее, чем Кеннеди.
Сейчас все решает капитал, а он в их руках. И потому задача перед всеми евреями - пополнение их всемогущего кошелька. Любыми способами и во всех странах мира — только бы он не оскудевал. Они способны использовать в своих целях даже страны НАТО, подкуп отдельных политиков и тайные масонские структуры, с помощью которых опять же был разрушен Советский Союз. Они уже готовы занять все ключевые посты во многих национальных правительствах, и делается это все тем же "всемогущим еврейским кошельком". Это тоже разрешается их законами, если приносит им выгоду. Я читал статью некоего Дацевича, это профессор, талмудист из Израиля. Он прямо заявляет, что цель евреев - это мировое господство. Что абсолютное большинство капитала находится в их руках, и теперь остается только перейти к управлению миром. И что они это скоро сделают.
Видя, как разворачиваются события, сомневаться уже не приходится. Вся эта "дуга кризиса", от Сербии до Афганистана и Пакистана, только ради того, чтобы столкнуть лбами мусульман и православных, при этом умело используя США и страны НАТО. И все под прикрытием прав человека. Смотрите, как лихо разделались с православной Сербией, ее святынями. А после 11 сентября, после взрывов в Нью-Йорке небоскребов Всемирного торгового центра объявлен настоящий "вселенский крестовый поход против мирового терроризма". Под прицелом тех же США, где сионисты заправляют всей политикой, оказались целые страны, в том числе Иран, Ирак, Пакистан, Северная Корея и даже Россия, которую также при случае готовы подвергнуть атомной бомбардировке.
Но самое интересное, что пишет этот талмудист Дацевич, это то, что когда евреи придут к власти, то "с удовольствием воткнут золотой меч в брюхо эдомитянина". Вам что-нибудь это говорит?
— Пока нет. Это что, те народы, которые не исповедуют иудаизм?
— Вижу, вы такой же темный в этих вопросах, как и абсолютное большинство нашего населения. Рассказывать долго, поэтому буду краток. Опять же по легенде, в древнем Израиле жил один богатый, трудолюбивый и очень набожный человек. Был он слепой. И было у него два сына. Иаков, который смотрел за домом, и Исав - скотовод, пастух. После смерти отца по закону первородства все состояние должен был унаследовать старший сын — Исав. Но он все время был в поле, со скотом и не придавал этому значения. Однажды голодный и усталый Исав забежал домой и обратился к Иакову - "дай поесть". А тот - "уступи мне свое первородство". "Зачем оно тебе?" - спрашивает Исав. "А я тебя кормить буду", — отвечает Иаков. Исав махнул рукой, поел и в поле. А Иаков взял старые, пропахшие скотом одежды брата, одел их и к отцу. И говорит тому голосом Исава: "Стар ты, благослови на первородство, а то вдруг что случится, и ты не успеешь этого сделать..."
Отец пощупал руками одежды сына, да и голос вроде бы не вызвал особых подозрений, и дал свое согласие на передачу наследства. С тех пор, по талмуду, все потомки Исава должны служить потомкам обманщика Иакова. Но многие из колена Исава не согласны с этим. Вот потому-то наследники Иакова и говорят, что когда мы придем к мировому господству, то с удовольствием "воткнем золотой меч в брюхо эдомитянина", т.е. потомкам Исава. Потому что те не согласны с той политикой, которую проводят потомки Иакова...
— Просто не верится... Вам, великому художнику, приходится заниматься всем этим...
— Люди должны знать, что происходит в современном мире, тогда они меньше будут поддаваться на провокации. Чем, например, вызвана на всех каналах телевидения эта оголтелая пропаганда еврейского превосходства? Какими заслугами? Что, этот одесский шутник Жванецкий и в самом деле величайший писатель? Так почему же тогда молчите о Валентине Распутине, действительно великом писателе России? Почему ни слова не говорите о Василии Белове, других настоящих русских писателях?.. А Бродского вообще вознесли выше Пушкина. Что это, дураки все?
Или Шагала сделали величайшим белорусским художником, когда у него нет ни одной настоящей работы. В Белоруссии, кроме вреда, он ничего не сделал...
— Так почему же тогда в Витебске устраивают ежегодные Международные пленэры, посвященные Шагалу?
— Вот именно, "устраивают". Одно время после революции Шагал был губернским чиновником от культуры. Он "сел верхом" на институт, где директором была некая Ефремова, и дал указание выдавать студенческие билеты разным спекулянтам, укрывающимся от работы и призыва в армию. А это был в основном контингент торговцев и спекулянтов. По этому поводу была создана специальная комиссия, которая подтвердила данные факты. Шагала уволили. Но устроили преподавателем рисунка в детском доме, в одном из бывших дворянских поместий. Там он осмотрелся и видит - какая шикарная, старинная именная мебель. Однажды, пока директор детского дома был на ВДНХ в Москве, Шагал загнал эту мебель. Директор приехал и ахнул. Тут же возбудили уголовное дело. Шагал купил билет и укатил в Париж, благо было на что. С тех пор он ни разу не появлялся. Вот такой Шагал-"самоучка"...
— Величайший художник Белоруссии?
— Да. И это надо же, что в наши дни витебские власти назвали свой город "землей Шагала". Слушайте, во-первых, он родился в Лиозно, а потом уже его родители переехали в Витебск. Позже, уже в наши дни, нашли какой-то дом и назвали "шагаловским". Теперь на пленэрах, о которых вы говорите, собирается определенная публика и, увлекая в этот шабаш наших людей, устраивает свой "праздник Шагала". На крышу затаскивают коз, а на шестиугольной платформе "пиликают на скрипочке". Все, как у "великого мастера". А вы посмотрите, что у этого "мастера" есть? Несколько неудачных рисунков и картин местечкового уровня. Так это иллюстрация их еврейского быта. Если они его считают гениальным, пусть считают. Я что, буду им возражать? Боже упаси! Но зачем приписывать его нам, когда он никогда таковым не был?
Я сам белорус. Вырос в крестьянской семье, работал с отцом до самого ухода в армию. Родина моя на Витебщине. Но сейчас я туда не езжу. Все опоганили... Теперь там "земля Шагала". Развлекаются витебчане... Устроили этот "Славянский базар", где примадонной опять-таки выступает Алла Пугачева. Нашим платят в десять раз меньше, и то белорусскими "зайчиками", а ей 130 тысяч долларов...
— Но ведь вы же не будете оспаривать того, что перенес этот народ во время войны? Что евреев травили в газовых камерах и сжигали в крематориях? Причем утверждают, что их шесть миллионов погибших...
— В войну погибло много людей, и не только одних евреев. Погиб каждый четвертый белорус, а на Витебщине так каждый третий, а в отдельных районах и каждый второй. Что же касается "шести миллионов", то здесь не все так гладко, как нам преподносят. Равно как и разговоры о газовых камерах, которых там вообще не было, а были обыкновенные печи крематориев, где в первую очередь сжигали тела умерших от заразных болезней, в том числе тифозных. Я сам был узником трех фашистских лагерей: Дахау, Миттельбау-Дора, Бухенвальда. Так вот, за все время войны там можно было уничтожить ну... полмиллиона человек, причем разных национальностей. Почему же тогда поставили четыре миллиона только евреев, а сейчас оставили цифру и того меньше - всего один миллион. Что-то не вяжется у них здесь с арифметикой, зато Германия на протяжении почти 60 лет стала "дойной коровой" для так называемых "жертв холокоста". А десятки, сотни уничтоженных белорусских, украинских, русских деревень, это что, не холокост?
Поэтому нечего делить эту войну на "своих" и "чужих", равно как и ее ветеранов по национальному признаку. Все воевали с фашизмом, но наибольший вклад в его разгром внесли славянские народы. И этот факт никто не сможет опровергнуть.
Но не прошло и двадцати лет с той страшной бойни, как вся наша "интеллигенция", особенно евреи, заговорили: "Нам бы, нашей культуре хоть чуть-чуть того гнилого Запада". А что разве эту "культуру" еще в смутные времена нам не демонстрировала Польша вместе с Лжедмитрием, затем Наполеон в 1812 году, Гитлер в 1941-м... Теперь опять вся "просвещенная" Европа к нам лезет. Весь мир во главе с США пошел на ту же Россию, развалив с помощью предателей Советский Союз. Как зверье, рвут страну по-живому.
— Кто сколько ухватит, столько и рвет...
— Урвут всю Россию, не сомневайтесь. Потому что геноцид русского народа уже идет. До полутора миллиона человек в год теряет страна. Скажите, до чего же русские стали дешевы!.. Полтора миллиона в год, и ни звука! А еврейского человечка, обыкновенного вора уличат, хотя бы тех же Березовского или Гусинского, какой скандал, какой "верхал" поднимут. Вся эта мировая телевизионная паутина ходуном ходит, слюной брызжет...
Я только обозначил тему. Возможно, кто-то из художников после меня займется темой геноцида русского народа. Хотя бы на протяжении ХХ века и вот этих, последних лет. О том, что был и есть этот геноцид, я написал картину "Ночь. Убийство Есенина", взяв в свидетели самого поэта. Троцкий, выступая на одном из съездов Советов, прямо говорил, что до этого у нас была возможность уничтожать десятками, а сейчас и сотнями тысяч наших потенциальных врагов. Вот так...
Белорусская "передовая" интеллигенция теперь вся "эвропейская". И вся она сейчас хочет из "азиатчины" попасть в "Эвропу". Видно, напрочь забыли, какую культуру несли нам на штыках в прошлом и какую несут сейчас на волнах теле- и радиоэфира, на страницах газетной и книжной продукции наши "доброжелатели". Как разлагают народ, и особенно молодежь, рекламой, сексуальной разнузданностью, наркотиками, псевдомузыкой, в том числе и с помощью религиозных сект. Как подавляют духовно, грабят экономически, переманивая научную элиту и буквально выметая подчистую все современные разработки. А Бжезинский уже давно поделил Россию на отдельные государства и даже издал в связи с этим специальную карту, на которой не нашлось места ни Белоруссии, ни Украине. Их "поглотила" объединенная Европа. Вот только в качестве кого мы там будем? В качестве рабов и безотказных поставщиков славянских наложниц в их "просвещенные" бордели, а освободившиеся от ненужного населения территории будут использовать для охоты, туризма на лоне "дикой природы", оставив только некоторое количество "дикарей", "варваров" для обслуживания "золотого миллиарда". Вот для чего им нужно "переделывать" наши умы и души.
— А что вы скажете о нашем будущем, о связи Белоруссии и России?
— Я с тревогой смотрю в будущее.
— Почему?
— Всякий человек, в том числе и вы, корреспондент, живете будущим. Люди думают, что купить, построить, посеять и т. д. Воспоминания о прошлом могут быть, но все живут будущим.
Государство, как и человек, - сложный механизм. И оно, если является подлинно таковым, тоже живет будущим. Абсолютно будущим. Кто продвигает государство в своем развитии? Сменяемые поколения. Те, которые сегодня за партой, завтра будут управлять своим государством. Значит, для государства в первую очередь нужны хорошие кадры с хорошим потенциалом. Должна быть огромная забота государства о будущих поколениях, особенно такого, как Белоруссия. У которого почти нет никаких природных ресурсов и где единый ресурс - это человек.
Поэтому, как только объявили о независимости, надо было сразу обратить внимание на своих деток. Формировать у них наши взгляды, интересы. Делать белоруса для Белоруссии. Такого человека, который нужен нашему государству. Для этого надо было заняться школой. Да, мы имели хорошую школу, которая давала самый большой в мире объем научных знаний, но не формировала человека духовно богатым, воспитанного на христианских, православных традициях, поскольку мы в абсолютном своем большинстве христиане.
Я с этим предложением ходил когда-то еще к Машерову. Он долго сопротивлялся, говорил, что московское политбюро его уберет с треском, если он коснется школ. Он очень серьезно относился к этому. Правда, месяца за два до своей гибели он принял мое предложение. Пять часов, пункт за пунктом я обосновывал ему свою точку зрения, доказывал, а он уточнял, задавал вопросы, делал свои предложения. И согласился, сказал, что сделает. Но после Машерова все распалось.
Скажу так. Я не знаю, какая школа нужна сейчас армянам. Но я знаю, какая нужна белорусам. И я знаю, почему под предлогом "реформирования" разрушают то лучшее, что у нас было и еще во многом пока сохранилось. Добили и сельскую школу. А ведь она давала до девяноста процентов требуемых национальных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Это что, случайно все уничтожалось? Думаю, что нет, равно как и само село...
За годы всеобщего развала Сорос вместе с Шушкевичем способствовали тому, что из Белоруссии уехали свыше пяти тысяч лучших научных сотрудников. Буквально опустошили институты, лаборатории. А в самой России 250 тысяч ученых уехали на Запад, в те же США. А сколько из остальных бывших республик? И все они сейчас работают на чужую экономику, на ее новейшие технологии и т. д.
— Вам восемьдесят лет. О чем больше всего болит душа, глядя на всю эту неустроенность и развал?
— Вот поэтому и болит душа, что никак опомниться не можем, что идем на поводу у "козлов", как стадо на убой, не помня ни традиций, ни славы отцов. Я что? Я свое уже, можно сказать, прожил. А вот будущее Белоруссии — за школой. И я знаю, какой она должна быть...
— Какой?
— Когда-то три японских художника еще до войны приехали в Советский Союз, и их поразила Программа единой трудовой школы. А как она была составлена? Собрались лучшие ученые страны, лучшие художники, педагоги и создали программу. Написана, как поэма. Все на своем месте: тут и образование, и воспитание, и духовная часть. Ни единой, как говорится, фальшивой нотки. И это единство поразило японцев. Они взяли из нее все лучшее, на их взгляд, что может пригодиться для Японии, кое-что еще дополнительно собрали по Европе и обкатали применительно к своим условиям. Правда, императорская Япония не дала тогда ходу их подвижничеству. Зато после войны, через созданный Союз учителей они внедрили эту программу сначала в отдельных школах как эксперимент, а затем и по всей стране. И они получили "нужного себе японца". Просто и ясно. Теперь это одна из лидирующих стран в мире. Комментарии, как видите, излишни. Эту программу - воспитания человека будущего времени, где бы гармонично "соседствовали" образование и духовность, я и предлагал Машерову, с чем он в конце концов согласился. Но все теперь, как вы видите, пошло прахом. Теперь другие, зарубежные ценности воспринимаются куда больше. Воспринимается все, что ниже пояса, что развращает и оскотинивает человека.
— И где же выход?
— Вернуться к своим истокам, взять там самое лучшее и на духовных традициях предков решать наши проблемы. Давно надо бы понять, что идет борьба за выживание, и надо думать о своем народе, его будущем. О своих национальных интересах в первую очередь.
У меня есть картина "Иов". По библейскому сюжету, это когда Бог, желая до конца испытать веру человека, отнял у него все, что было: богатства, семью... Затем, видя, что, несмотря ни на что, Иов продолжает верить, Бог вернул ему все. Нам нашего никто не вернет. Не для того брали, чтобы отдавать.
На юбилейную выставку я дал всего 26 работ. Из чернобыльского цикла почему-то не взяли ни одной картины. Стоят в мастерской мертвым грузом.
— И много их у вас написано?
— Девять. Потом десятую добавил. Они у меня в альбоме есть, изданы. "Запретная зона", "Крест надежды" — это когда люди уходят, а окна и двери крест-накрест забивают. Но вернуться сюда, как после войны, нельзя. Радиация. Хотя эвакуация, как в ту войну.
А это "Мадонна Чернобыльская". Всякая мать переживает за своих детей так же, как и Матерь Божия за своего Сына. Или вот эта картина - "Ностальгия". Паренек из больничного окошка смотрит на мир. Ему, хватившему радиации, болеть всю жизнь. А там, за окном, "зона" за колючей проволокой. И недоступная теперь "малая Родина", его солнце, его луна. И только ангел-хранитель удерживает подростка от того, чтобы он не побежал туда. Или вот картина "Покинутые". Людей по какой-то причине не смогли отселить, и они одни в зоне остались умирать. Самая же из безысходных работ - "Плач по земле". Кормилица-земля стала убийцей...
И всех таких работ, повторяю, десять. Всех людей из "зоны" объединила одна страшная беда. И в то же время у каждого из них еще и своя беда... А вы говорите, какая боль? Общая она у нас и на Большой, и на Малой, и на Белой Руси. Вот так-то...
Михаил Андреевич не захотел дальше говорить ни о своем творчестве, ни о других проблемах. Его юбилейная выставка, более чем скромная, состоялась в Национальном художественном музее. Уже вечером, перед самым закрытием, я побывал в нем, где среди 26 работ было и четыре новых на нашу, сельскую тематику. Не было освещения, и многие работы еще стояли на полу, прислоненные к стенам. Среди них - одиннадцать портретов бывших президентов Национальной академии наук, цвет белорусской науки и ее гордости. У каждого из них своя нелегкая, но благородная стезя. Рядом полотно, на котором Иисус Христос в красном одеянии и золотом ореоле на фоне темного круга, как у мишени, и рядом черный крест; Мадонна с младенцем, и за ее спиной темный круг, как мишень. А вот и "наша тематика". Огромная картина "Поле". Сошлись в яростной рукопашной в спелой ржи славяне с фашистской силой темною и ни шагу назад, потому что своя земля, свое поле Куликово того, 1941 года... А вот и новое полотно. Уже в наши дни крестьяне с вилами вышли за околицу, три мужика. Над ними - грозовое небо. И вилы - как штыки, отсвечивают синевой, а за спиной - родное поле и родные хаты...
По дороге домой я думал о Художнике и Человеке Михаиле Савицком. При всех неурядицах и перипетиях нынешней жизни, неустройстве общества возникала гордость, что на нашей Белой Руси живет великий Мастер, чье имя еще при советской власти за границей было занесено в каталог великих художников мира. Что его картины находятся в Третьяковской галерее в Москве. Что к 2000-летию христианства он удостоен высшей международной награды Русской Православной Церкви - ордена Андрея Первозванного. В канун юбилея президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил ему грамоту с благодарностью. Как сказано в официальном сообщении, "такой высокой оценки он удостоен за многолетнюю плодотворную деятельность в изобразительном искусстве и в связи с 80-летием со дня рождения"...