ДОМАШНИЕ СТРАНИЦЫ СЕМЬИ ПЕРФИЛОВЫХ
Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
Главная страница
В конец страницы
ВЫПИСКИ: Политика,соц.вопросы

 

ЛГ, фев. -1 марта 2005. N7-8.

Круглый стол «ЛГ». Делягин. «Угроза хаоса». - Беда в том, что государство не исполняет свои обязанности и отстаивает только интересы бизнеса, потому что только ОН ПЛАТИТ КРУПНЫЕ ВЗЯТКИ.

Поднявшаяся в обществе волна протеста отличается стихийностью, неорганизованностью и бесцельностью. Этот протест показывает, что Россия действительно ВЫМИРАЕТ. Это протест вымирающий, это АГОНИЯ, а не протест... Команда Путина не способна осознать угрозы и риски новой ситуации.

Ал-др Дугин. «Проклятие»... И общество, и государство, и социальная система, и люди, и отдельные группы, этнические, социальные, религиозные – одним словом, все мы находимся в состоянии ПРОКЛЯТИЯ.

Это состояние, когда ТЁМНАЯ СИЛА проникает в жизнь людей, в их души, в их сознание, разъедает их волю, искажает видение, наполняет существо тёмной липкой субстанцией хаоса.

Всё становится гротескным, искажённым, эксцентричным...

И это проклятие затрагивает всё: власть, общество, государство, культуру, быт. Некоторые тексты русских классиков –Гоголь, Достоевский, Сологуб, Платонов – рисуют нам такие картины и в прошлом. Но всякий раз – это лишь сгущение тёмных энергий перед очередной БУРЕЙ.

КОРРУПЦИЯ – это фундаментальное явление, это разложение.

В России происходит онтологическая коррупция, истощение, энтропия (рассеяние, превращение...) общественного и государственного бытия. Это сопровождается стремительной ИДИОТТИЗАЦИЕЙ людей, и не только простых, на которых мы часто сетуем но и интеллигенции. Люди на глазах становятся ПОЛОУМНЫМИ кто от хитрости, чтобы удобнее красть, кто на самом деле, ив конце концов уже не различишь, валяет ли человек дурака или взаправду. Одновременно происходит полная потеря воли.

Её заменяет отчаянная жадность (я бы сказал – всепоглощающая, дерзновенная жадность! Моё прим.), стремление ухватить урвать последнее, что плохо или не плохо лежит.

Власть не причина, но лишь составляющая часть более общего процесса, и её нельзя во всём винить; но это МЁРТВАЯ власть, власть мёртвых над мёртвыми... Говоря без обиняков, нынешняя российская власть ВРАЖДЕБНА ОБЩЕСТВУ, НАРОДУ. И это не пропагандистское заявление, а научная констатация, которую я за неимением времени не стану подробно аргументировать и разворачивать.

А разве социальная ситуация – единственный фактор риска? Как показывает наша история, когда наступает смута, неприятности начинают следовать сериями, а не поодиночке. Это могут быть техногенные катастрофы, стихийные бедствия, не говоря уж о террористических вылазках.

«Путинский средний класс» – это паразитический класс с точки зрения нормального взгляда на государство. Он паразитирует на мёртвом государственном теле наподобие жучков короедов. Он превращает разлагающееся тело некогда великого государства в дачи, евроремонты, иномарки, иногда в зарубежные счета. Это происходит повсеместно и уже много лет.

Там же. Ал-др Кочубей. «Антисанитарная зона». – Кроме того, в последние годы сильнейшие отравляющие вещества, одной АМПУЛЫ которых достаточно, чтобы отравить воду в водоёме средней величины.

Вот и получается, что незаконные владельцы общенародного природного достояния попросту плюют не только в нашу с вами питьевую воду с высоких крылечек своих «полуземноводных» теремов, но и в сторону властей... Не знаю как вам, а мне стыдно перед нашими далёкими предками за загаженный «новыми русичами» «священный Пояс Богородицы», за его беззащитность перед нахальством и наглостью наших современников.

В том же номере ЛГ. Борис Руденко.

«Не отнять, а вернуть». Так отчего же мы продолжаем скромничать? Почему тоже не желаем найти деньги на поддержку стариков и больных, медиков и педагогов, предпринимателей и фермеров, которые производят товар, растят зерно, снабжают нас пищей, а также, конечно же, милиционеров, которые будут их (и всех остальных) защищать от бандитов и взяточников.

Нет, ОТНИМАТЬ не надо. Уже один раз отняли, и ни к чему хорошему в исторической перспективе это не привело. Но вот ВЕРНУТЬ – надо обязательно. Без такого шага ни на что хорошее нам тоже надеяться нечего.

Непременно по закону. И по совести. (Приводит примеры Украины и Грузии, где Ющенко и Саакашвили взялись за это).

Там же. Ал-др Самоваров. – Но, понимая, что даже перечислив все рояли, отобранные у немцев, он не пробьёт уже не очень впечатлительную душу россиянина. Попов переходит к самому душераздирающему. В одном Берлине к врачам якобы обратились 100 тысяч немок по поводу изнасилования. Видать, Попов не читал того, что уже лет 17 пишут в наших журналах, газетах, в книгах. Уже нет не проплаканного места о страданиях этих немок... Это тот самый Гавриил Харитонович, который так тихо и умело управлял Москвой, что управляя ею до сих пор, то одной грязи в родной столице было бы уже столько, что доставала бы она до верхушки Спасской башни. «Я хотел бы, - пишет Попов, - спустя 60 лет услышать от лидеров новой России официальные извинения перед женщинами Европы за эти оргии (массовых насилий над ними – моё прим. ). Далее Самоваров пишет: «Бред? Вовсе нет. А за что ещё-то Путину извиняться перед мировыми лидерами? На Европу напали не мы. И даже поделили мир после войны не одни мы, а вместе с Англией и Америкой, и с их согласия. Остались немки.

Кто-то на Западе хочет этих извинений или Попов бежит впереди паровоза? Наверное, хотят. Но дело не в этом. Наш угадчик (Попов) посчитал, что дни Путина сочтены. И подал голос. Нынешний президент умудрился настроить против себя и часть пенсионеров, разочаровать многих сторонников из простых людей... Но их неприязнь к Путину – ничто по сравнению с ненавистью криминальных ребят, всех этих миллионеров. И наш Попов вроде бы не беден. Но он (Путин) ведь у них ничего не отнял - возразит читатель. Не отнял, но, видно, напугал.

Так ответь за это! Там же. Михаил Горшков, директор Института комплексных социологических исследований РАН (не чета многочисленным социологическим центрам, которые последнее время растут как грибы). – На какой бы вопрос вы сегодня не взялись уверенно ответить? – Что будет с нашей моралью. Как социолог не знаю даже за что и зацепиться. Самое неприятное, что ВСЕ РЕСПОНДЕНТЫ отмечают резкое ПАДЕНИЕ МОРАЛИ в обществе. Устои все разъехались, место моральных советских принципов остаётся пусто.

До 40 % молодёжи, по опросам, готово сегодня преступить черту ЗАКОНА и МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ для достижения своей цели. И в этом не стесняются признаться. Они готовы не бороться даже, а ДРАТЬСЯ за своё место под солнцем.

Там же. Алексей Подберёзкин. (Его называли даже серым кардиналом при Зюганове). - Почему в СССР долгое время дела шли очень хорошо? Да потому, что ЭЛИТА добровольно наложила на себя АСКЕЗУ. Разве у Брежнева или Суслова или у прочих членов Политбюро не хватило бы ума построить себе настоящие дворцы? Как показывает практика нашей жизни, на это ума хватает у всех. И, кстати, руководители некоторых социалистических стран жили именно так. Броз Тито или Чаушеску... Привилегии были, но какие?.. Можно получать продукты питания на 200 рублей в м-ц. А можно было установить правила, что для членов Политбюро унитазы из золота, а для прочей номенклатуры – из серебра... Я как-то встретил (в начале 90-х) на улице бывшего секретаря ЦК Зимянина. И он меня спросил, не знаю ли я, где яйца можно купить подешевле. Вот вам один из бывших властителей над половиной мира.

За что бы ни брались, какие бы реформы ни придумывали бы те, у кого есть высшая власть в стране, если у них не будет АСКЕЗЫ, понимания ВЫСШЕГО СМЫСЛА того, что они делают, у них никогда ничего не получится.

ЛГ, 2-8 марта 2005. Н9.

О необходимости соответствия моделей демократии особенностям конкретной страны – немецкий политолог Хенниг Пентцлин: Американский путь развития по либертаристской методике, взятой на вооружение неолиберальным правительством Гайдара в начале 90-х, не прижился в России. Более того, этот путь привел экономическую машину некогда мощного государства к краху, а страну к развалу, к обнищанию миллионов людей...

Причина банальна. Сознание россиян традиционно тесно увязано с государственным покровительством, русские, как и немцы, - это люди государственные, видят смысл жизни в служении государству и надеются от него получить отдачу.

Можно предположить, что предпринимающиеся в России меры по усилению вертикали власти, переход к назначению губернаторов с одобрения местных законодательных собраний как раз представляют собой попытку избавиться от «американизмов», не оправдавших себя в России...

У каждой страны свой собственный путь к демократии.

Там же. Алексей Варламов. «Слёзы в феврале». - А между тем едва ли были в истории России ХХ в. более важные дни, чем те, что случились 88 лет назад. (2 марта 1918 г).

По напряжению всё это похоже на трагедию царевича Дмитрия и на пушкинского «Бориса Годунова». Только у Пушкина народу сначала было всё равно, кого изберут царём, и женщина из простонародья луком натирала глаза, чтобы выдавить слёзы, а после – народ в ужасе безмолвствовал. 88 лет назад не было ни скорби, ни безмолвия, ни слёз, ни ужаса – Россия ликовала. В 1836 году Пушкин писал Чаадаеву, что не хотел бы иметь иную историю, чем ту, которая у нас была. Скажем ли мы сегодня то же самое так же легко и уверенно, как он?

Юрий Полухин. «Улица Грановского, 2». – Это что же, вроде тех домов-коммун, которые пытались строить в конце двадцатых годов - начале тридцатых? – Да нет же! Те дома от бедности нашей были. У кого-то не было хлеба, а у кого-то был, вот и объединялись люди, чтоб вместе пробедовать. Отсюда и планировка соответствующая, и всякие перегибы – подъём, гимнастика, ужин, сон – по звонку: зарегулированная насильственно жизнь.

Юрий Полухин. «Споры о Трубецком» (эссе-очерк). - Не люблю я стройности. Если замкнутая в себе система, - П. Очертил круг, - внутренне не противоречива, значит, она неверно построена. Не остаётся в ней места для новых фактов. А они наверняка придут. Касается ли дело атома, или человеческого мозга, или... судьбы князя Трубецкого.

... Но П. такого тона не принял, ответил серьёзно: - Не только к Пестелю. Занятия историей учёному, работающему в любой области, на мой взгляд, хороший тренинг для мысли, для выработки методологии. Да и просто по-человечески: надо же знать, откуда мы все пошли. Как без этого?..

... О том говорит и факт, известный, может быть, всем друзьям Рылеева, - он (Трубецкой) читал больному Михаилу Бестужеву свою «Исповедь Наливайки»:

Известно мне, погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На утеснителей народа -

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Бестужев: «Знаешь ли, какое предсказание написал ты самому себе и нам с тобою? Ты, как будто, хочешь указать на будущий свой жребий в этих стихах».

Рылеев: «Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своём назначении. Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости ПРИМЕРА для пробуждения спящих россиян...»... «Тактика революций заключается в одном слове: дерзай, и ежели это будет несчастливо, мы своей неудачей научим других».

... Булатов: «... Вчера с лишком два часа стоял я в двадцати шагах от вашего величества с заряженными пистолетами и с твёрдым намерением убить вас; но каждый раз, когда хватался за пистолет, сердце мне отказывало... » 11 января 1826 года он разбил себе голову о стену каземата Петропавловской крепости, которую должен был захватить. Агония его была ужасной: восемь дней он не принимал пищи. Его отвезли в госпиталь, где он вскоре скончался... Смерть Булатова СКРЫЛА от декабристов одно обстоятельство, которое, пожалуй, во многом предопределило неуспех восстания: накануне 14 декабря Булатов и Якубович, назначенные «временными помощниками» Трубецкого, тайно сговорились «действовать по своему плану» - вразрез с замыслом, разработанным на квартире Рылеева. Якубович - ни в крепости, ни в ссылке – не рассказал товарищам компрометирующие его детали случившегося. Вот потому-то нам через много лет стало известно больше, чем самим участникам давних событий: из следственного дела полковника Булатова, которое, к сожалению, до сих пор не опубликовано целиком, и из подробного письма Булатова, посланного из каземата Петропавловки великому князю Михаилу Павловичу (напечатано впервые в 1906 году).

... «черни» собралось вокруг площади «вдесятеро более солдат». Требовали оружия, кричали: «Мы вам весь Петербург в полчаса вверх дном перевернём... Вот теперь немцы всем заправляют и угнетают народ... Дали бы нам волю, то мы бы немцев переколотили».

Матвей Муравьёв: «Допустим даже, что легко будет пустить в дело секиру революции: но поручитесь ли Вы в том, что сумеете её остановить... »

Кюхельбекер: «Чернь же, когда приближалась к рядам, мы всячески старались удалить, опасаясь расстройства солдат и напрасного кровопролития».

Трубецкой: «Недолжен ли я напротив опасаться, что один раз войдя уже в толпу мятежников, и при случае сделался бы истинным исчадием Ада, каким-нибудь Робеспьером или Маратом.

- Мысль ужасная! которая ежеминутно приводит меня в содрогание».

... Затем и нужны были правдивые «пустяки» впереди, чтоб потом поверили, чтоб создать видимость документальной точности рассказа. Приём известный – говори в мелочах правду, чтоб не усомнились, когда соврёшь в большом.

***

ЛГ, 2-8 марта 2005. «Легенды и мифы новой Латвии».

Профессор Владлен Сироткин. – Зато эпизоды времён «повторной оккупации» Латвии в 1945-1990 годах подаются в книге(«История Латвии»)как 100-процентное сопротивление латышей любителям водки и частушек с Востока, затянувшееся на 45 лет из-за «предательства» Рузвельта-Черчилля в Ялте и Западав Хельсинки в 1975 году; в обоих случаях Сталину и Брежневу отдали Балтию якобы навечно.

Да и нефтяным и газовым корпорациям типа ЛУКОЙЛа надобы подключаться к русофонии в ближнем зарубежье. Тратятся же нефтяные корпорации Запада на пиар-акции в арабском мире, в Венесуэле и Нигерии, имеют своих лоббистов в парламентах и местных СМИ. Почему же наши нефтяные бароны уповают только на государство и его посольства в Балтии? Денег жалко? Но цены за транзит будут только расти. И тогда на вопрос: станет ли Латвия когда-нибудь для нас страной-партнёром? ответ будет однозначно положительным.

Там же. «Что родила гора? ». Лев Скворцов, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени Горького. - Во Франции, например, использование иноязычных заимствований (англицизмов, или, точнее, американизмов) в официальных сферах – в государственных документах и письмах, в публичных выступлениях (включая уроки школьных учителей и академические лекции в ВУЗах) регламентируется законом о языке, предусматривающим соответствующие – и немалые- штрафы за «иноязычия». Французская академия регулярно выпускает нормативные лингвистические словари, носящие законодательный характер; она же публикует периодически списки замен иностранных слов исконно французскими словами (или с использованием исконных французских морфем). МОРФЕМА – значимая часть слова.

***

ЛГ, МАРТ 2005. - И. Гамаюнов.

И в то же время руководитель судебного департамента Лебедев публично пытался это отрицать. К примеру, человека осуждают на 9 лет условно. По-моему это смехотворный приговор, но такие решения стали модой. Известно, что у нас существуют статьи о конфискации, но какие бы дела по коррупции ни были, конфискацию не применяют... всё приобретённое нечестным путём у них остаётся...

Там же. С. Миронов (Клуб-206). - То, что было написано в нашей экономической программе практических действий о госмонополии на производство этилового спирта, сейчас Гордеев, министр сельского хозяйства, берёт на вооружение. Речь идёт о двух вещах. 400 миллиардов рублей – таким может быть доход в госказну. И второе – разве можно мириться с тем что у нас 50 тысяч граждан в год умирают от фальсифицированной водки. Плюс 50 тысяч – от несчастных случаев, связанных с приёмом спиртного. Россиян в прошлом году стало меньше на 700 тысяч, так вот 100 тысяч из них погибли от водки (Очухался, гад ползучий! Где ж ты был раньше-то? Уж лет 20 идёт массовое отравление наших людей от нестерпимо вонючей отравы (назвать эту отраву водкой – кощунство и издевательство над здравым смыслом! ) Что, вам теперь только об этом стало известно? Вы же, гады ползучие, пьёте не эту заразу? А ту, которую любит вся наша планета! Которой и славится Россия во всём мире! Угробили за эти годы не менее ПЯТИ миллионов человек – не меньше! ! !

Там же. «Если бы президентом был я... »

Ни в коем бы случае не допустил бы проведения шоковой терапии и воровской приватизации – реализации чужой модели, кем-то задуманной для уничтожения России как великой страны. Идея «большого хапка» вытеснила из сознания правящей элиты не только идею развития, но и ответственность перед народом, совесть, человечность. Это первопричина едва ли не всех нынешних бед.

Философ Иван Ильин ещё задолго до краха коммунизма, развала СССР и нынешних бед России писал, что если во власти доминируют «злые глупцы», честолюбцы, властолюбцы и стяжатели, это означает, что такому народу в данную эпоху отбор лучших не удаётся, что весь режим несостоятелен, что честность и талант не имеют дороги в жизни и это грозит неминуемыми социальными потрясениями.

Сделал бы всё возможное, чтобы электронные СМИ прекратили разлагать общественную мораль, калечить молодёжь. Бандиты как герои нашей жизни, деньги как мерило всего и вся, вседозволенность опустошают души неустойчивых людей, особенно подростков, пробуждают у них низменные инстинкты, взращивают жестокость, способствуют появлению «НЕЛЮДЕЙ».

(Моё прим. - Вот у нас над нами безостановочно качают воду, промывают жемчуг или алмазы?.. и никакого от них житья нам, пожилым людям. О какой совести говорить? Конечно, это самые настоящие нелюди. Воруют (миллионы уже! )воду, за счёт нас же, пенсионеров, оплачиваемую, воруют электроэнергию, с помощью которой крутятся барабаны... тайно ввозят и вывозят эти «камушки», наверняка не платят налоги, что тоже является обворовыванием нас, пенсионеров... ) Последнее. Многие законы будто специально созданы, чтобы коррупционерам, казнокрадам, ворам, жуликам, бандитам и вандалам «жилось весело, вольготно на Руси». Подобного рода безобразиям надо положить конец.

... Когда слышу, что... вывоз капитала законом не запретишь то у меня возникает вопрос: зачем нам такая прорва беспомощных, но дорогостоящих чиновников, которые действуют по принципу «ЛУЧШИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ СО ЗЛОМ – УСТУПИТЬ ЕМУ»? Там же. Валентин Буров. - Весьма впечатляющими оказались и событиями на Украине, где именно молодые люди до предела раскалили ситуацию. Стало быть, «Наши» призваны выполнить роль своеобразной «таможни», противодействующей экспорту оранжевой революции. («Наши» вместо движения «Идущие вместе») Результат «эксперимента» непредсказуемы. Раз «Наши» намерены всерьёз бороться со своими противниками (НБП), то вряд ли это будет схваткой интеллектов. Следовательно, движение рискует усилить и без того напряжённое состояние общества. Может случиться и по-другому. «Наши» за короткий срок завоюют авторитет и станут основой НОВОЙ ПАРТИИ, которая в будущем получит всенародную поддержку. Третий вариант, в отличие от второго, наиболее вероятен: движение своими действиями дискредитирует власть и последует печальному примеру «Идущих вместе».

Можно точно предсказать лишь то, что «Наши» будут застрахованы от конфликтов с властью. И грозит им участь молодых национал-большевиков: уже получивших тюремный срок и тех, кто находится в его ожидании... (это те, которые заблокировались в общественной приёмной президента 14 декабря).

ЛГ, МАРТ, 2005. Сергей Юрский, нар. артист России.

«Надо опомниться». - А каким же образом нам всем сегодня опомниться, Сергей Юрьевич? – Надо внушить людям, что, кроме слова «свобода», есть слово «культура». Формулировок много, я принял одну, которая для меня важнейшая: культура есть самоограничение. Дикарь всё может себе позволить, окультуренный – не всё. Есть еще более высокая вещь – ВЕРА. Религия говорит: это твоё, а это - ни в коем случае. Это можно, но не сейчас, а этого нельзя никогда. Если всё это отвергнуть, то останется одна свобода. Но без РЕЛИГИИ и без КУЛЬТУРЫ – свобода варварская. Это, по-моему, абсолютная формула.

ЛГ, МАРТ, 2005. «Перестройка. Двадцать лет спустя».

Станислав Кондрашов, «Сколько проглотите? ». - Вашингтон. 3 июня 1990 года. Саммит Горбачёв – Буш. Я мучился все четыре дня горбачёвского визита: задавать или не задавать свой вопрос в Белом доме, на весь мир. И решился: была не была. Небыло вопроса важнее. Он был не о дипломатии на высшем уровне, а о пугающей развилке отечественной истории. Решился. Цитирую по стенограмме: «Михаил Сергеевич, ваши отношения с президентом Бушем работают, и перестройка хорошо обеспечена из вне. Но даже здесь нас всех волнуют внутренние вопросы, положение дома. Потому хотел бы воспользоваться случаем и спросить, как, по вашему мнению, будут складываться ваши отношения с Ельциным. Предложите ли вы друг другу, так сказать, пальмовую ветвь мира? » Сел. Поймал на себе недоуменно-гневный взгляд Раисы Максимовны. Склонившись, ей что-то говорил Шеварднадзе.

«Нью-Йорк таймс» назвала мой вопрос «самым показательным для Горбачёва моментом на пресс-конференции», «пригоршнем холодной воды от некогда предсказуемой советской прессы».

Горбачёв был задет, но не уклонился от ответа, внешне даже не обиделся. Цитирую по официальной стенограмме: «М. С. Горбачёв: Думаю, вы не лучшее место выбрали для выяснения наших внутренних проблем. Но «се ля ви» (Оживление)» Дальше он сказал, что на съезде Верховного Совета РСФСР была тупиковая ситуация» и Ельцин победил лишь в третьем туре, «получив всего лишь несколько голосов сверх нужного количества», что «Ельцин «по фундаментальным вопросам изменил позицию», но непонятно, последует ли сейчас, когда занял он пост, возврат к тому, чем Ельцин занимался в последние годы» - к «деконструктивной, в значительной мере разрушительной» работе.

Конец горбачёвского ответа: «Я всегда говорю: жизнь поставит всё на свои места... Очень скоро будет ясно, какие цели преследует Ельцин».

Из Москвы привёз свежий анекдот. Приходит человек: «Хочу вступить в КПСС. К кому обратиться? » Ответ: «К психиатру».

... в декабре 1993 года, накануне первых выборов в Госдуму, после того, как Ельцин, уступая нажиму подавляющего большинства на съезде Народных демократов, пожертвовал безжалостным теоретиком-экспериментатором Гайдаром и назначил премьером практика Черномырдина. Перед выборами в Госдуму Гайдар создал и возглавил блок «Выбор России», но рядовой избиратель, разумеется, не забыл его шокотерапии и «Выбор России» не стал выбором россиян, оглушительно провалившись.

Январь 1995-го. Шёл десятый год первой встречи Горбачёва с Рейганом, когда я снова попал в Женеву – в другую эпоху, с первым российским министром иностранных дел Козыревым.

Где теперь тот нахальный американский телеоператор, который, впервые увидев нового советского лидера, спросил: «Господин Горбачёв, Громыко говорил, что у вас обаятельная улыбка, но стальные зубы»? Горбачёв не подтвердил слова Громыко, и потом выяснилось, какой это был у него фатальный недостаток – отсутствие стальных зубов. Как, например, у таких разных автократов, как де Голь и Дэн Сяопин.

Там же. Раиса Дегтярёва, дочь раскулаченного крестьянина, Санкт-Петербург. - Когда в апреле 85-го генсеком КПСС стал Горбачёв, страну охватила эйфория, за многие годы впервые руководитель нашего государства говорил «без бумажки». Но чем больше он говорил, тем меньше было понятно, а чего он хочет. Мой коллега сказал: «Если он ясно и открыто скажет ЧТО ХОЧЕТ, народ, наверное, ужаснётся». Так и вышло.

Там же и о том же. «Результаты убийственны»... Правительство положило под сукно федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в котором регламентировался порядок их пересчёта в действующие цены. Видимо опять же, чтобы не вызвать «неуправляемую» инфляцию. (Как и валютно-долларовый запас от экспорта нефти)

Там же. Владимир Максимов в беседе с Игорем Михайловым. Но ведь во многом то, что называют советской социалистической системой, было ещё и «русской цивилизацией», как говорил английский историк Арнольд Тойнби. Лучше всех сказал Ал-др Зиновьев: «Метили в коммунизм, а попали в Россию».

Нельзя забывать, что Запад всегда относился к России с подозрением, а порой и откровенно враждебно. К сожалению, в конце ХХ века в России нашлись люди, которые под диктовку Запада начали просто разрушение под видом реформ.

... Нечто похожее происходит в лагере или на фронте. Первый день для человека ужасен, ему невыносимо и страшно, но на второй, третий день он постепенно свыкается с происходящим свыкается с бесчеловечной жизнью. В России сегодня зло стало каждодневной, бытовой реальностью («банализация зла»).

... А ежедневными блюстителями такой социально-политической гигиены в обществе должны быть журналисты и средства массовой информации. Хотя в нынешних условиях появилась финансовая зависимость изданий и журналистов, а она закрепощает похлеще политической цензуры. К тому же у чиновников появилась устойчивая привычка не обращать внимания на критику.

... Кто такой интеллигент я, к примеру, понял, когда познакомился с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Он был одинаково вежлив с вахтёрами, профессорами, офицерами КГБ... Со всеми он был доброжелателен и любезен. Для настоящего интеллигента все люди равны, какое бы социальное положение они ни занимали.

... Мне уже седьмой десяток, и я не настолько богат, чтобы выкупать законно-приадлежащую мне квартиру. Те же, кто считает, что мне здесь, во Франции, легко жить, пусть приедут и поживут. Что же касается моих отношений с Родиной, я рассматриваю своё пребывание в Париже как чисто физическую оторванность от неё. Я не знаю французского языка, пишу и печатаюсь только на русском...

Там же. - Геологам нравилась присказка: «Без географии ты где». Пожалуй, верно будет также сказать: «С дорогами ты везде».

ЛГ, март-апр. 2005. Андрей Столяров, С.-Петербург.

Существует такое понятие, как обобщённые мировые ресурсы. Это то, что человечество имеет в наличном распоряжении. Так вот, США, где живёт ок. 300 млн. чел., потребляют сейчас 40% мирового ресурса. Европа, где чуть более 350 млн. , - почти столько же. Но ещё Канада, Япония, несколько азиатских «драконов». На долю остального мира приходится процентов 10. Куда тут втиснуться? России, чтобы жить по западным нормам, необходимо 20%. Кто нам их уступит? Существует техника безопасности на производстве. Тот набор элементарных правил, который помогает работнику избежать гибели или травмы. Такую же технику безопасности нужно иметь и в обществе – например, при работе с высокими социальными потенциалами.

Не надо ждать, пока действительно полыхнёт. Не надо гадать: грянет или не грянет. Громоотвод ставят раньше, чем в дом ударит молния.

Только так можно будет направить энергию социального термояда в позитивное русло.

Салтыков Щедрин сказал про людскую пассивность: «У нас все воруют и при этом, хохоча, поговаривают: «Когда же всё это закончится? ».

Из беседы с Вл. Лукиным, уполномоченным поправам человека. Он считает, что «несправедливость, проявленная по отношению к одному человеку, - угроза для всех».

Там же. Вопрос Вадиму Туманову: «Если бы удалось поговорить с глазу на глаз с президентом, чтобы ты ему сказал? »- Я бы напомнил ему о зарытых пока и невостребованных российских богатствах – разведанных и переданных правительству месторождениях, оцениваемых в 30 трлн. долларов по 50 наименованиям минерального сырья. Это просчитано, а не взято с потолка, и если начать толково обращаться с этим кладом, то весь бы мир на нас работал без зазывания...

- Ты думаешь, он бы тебя понял? – Надеюсь. Я не утверждаю, что Дэн Сяопин позаимствовал нашу модель и с 1979 года начал применять в Китае, но работать они стали именно так и совершили не ложный «Маоистский скачок» в развитии страны а реальный, изумивший весь мир.

Мы же начали всё ломать и ничего параллельно не строить.

- Гайдар, говорите? Но он был вашим чуть ли не главным защитником при Горбачеве? - Да, когда был заведующим отделом в журнале «Коммунист».

Но, став во главе правительства, он сделал ставку на спекулятивный бизнес, а не на высокопроизводительный труд, в который, вероятно, не верил.

Там же. «Время перемен», Е. Липатова. Беседовала с историком В. Каменевым. История говорит: не приведи Господь жить во времена перемен. Но если уж нам так повезло, надо хотя бы попытаться понять, куда «влечёт нас рок событий».

... Впрочем, «научное сообщество» не может всё же запретить нам попробовать воскресить старую добрую философию и обратиться, в частности, к гипотезе Карла Ясперса об «осевом времени», которое периодически приходится переживать человечеству... взгляды на всемирную историю в противовес господствующей сегодня евроцентристской модели мира.

Достаточно вспомнить «Постижение истории» Арнольда Тойнби и «евразийскую» концепцию истории Л. Н. Гумилёва. Формируется и совершенно новый естественно-научный взгляд на всемирную историю... но впервые развёрнутую критику дал математик, астроном и лингвист Николай Морозов в начале ХХ века в своём капитальном труде «Христос»... Сегодня группа учёных-математиков «поверяет числом» хронологию истории Древнего мира.

Поэтому философа так удручает быстрый рост усреднённости неразмышляющего населения, даже без борьбы, самим фактом своей массовости, подавляющего духовное. Он пророчествует, что прогресс может объединить людей только «в сфере рассудочного мышления». Поэтому, надо всегда, считает он, отдавать себе отчет, что в обозримом будущем люди могут вести рациональную дискуссию, но могут и уничтожить друг друга одинаковым оружием, созданным их техникой...

Там же. Михаил Шемякин. «У нас талантов немерено» - Недавно заставил себя прочесть нашумевший скандальный роман Сорокина «Голубое сало». Довольно неприятное чувство осталось после прочтения. Ну зачем так изголяться над Анной Ахматовой? Хотя его роман «Лёд» мне очень понравился.

Там же. Наконец-то на самом высоком уровне, в Совете Федерации, министр вн. дел Р. Нургалиев сказал сидящим в зале законодателям, что исключение ими из УК статьи о конфискации имущества, нажитого преступным путём, помогло преступному миру не просто окрепнуть, а прийти к власти.

В телевизионной полемике юриста Барщевского и депутата Хинштейна последний заметил, что только 17 проц. крупных чиновников, пойманных на взятках и воровстве, получают наказания, связанные с лишением свободы.

Барщевский тогда воскликнул: «Вам мало, что в тюрьмах сидят уже миллионы?! » Наверное, глядя на его одухотворённое лицо, многие домохозяйки в тот момент заплакали.

Не помню, что ответил Хинштейн, а я подумал, может, и немало, может, не те сидят, а уж эти-то 83 процента сидеть просто обязаны.

**** **** ****

И.А. Ильин. – От безгранной природы, от экстенсивной религиозности, от низкой духовной культуры, от ига татар, от семейного и политического подавления, от затянувшегося крепостного строя, от телесного наказания – русский человек имеет слабое, повреждённое чувство собственного духовного достоинства, - корень его гражданственности немощен и хил: он умеет хвастаться и тщеславиться, но не умеет уважать себя и блюсти своё достоинство: Это значит, что он не чувствует своей силы в добре и не доверяет сам себе; и потому он так часто является то слабым в добре, то сильным во зле.

Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всёуглубляющее и крепнущее правосознание.

Правоспособность и дееспособность не фиктивны тогда, когда за ними действительно живёт и их собою наполняет чувство-способность, воле-способность и мысле-способность. И притом, не просто способность чувствовать, желать и думать вообще, что-нибудь, всё равно что (например, радоваться полученной взятке, желать незаслуженного почёта, обдумывать предвыборную ситуацию).

Настоящий, нефиктивный субъект права способен чувствовать, желать и мыслить предметную цель права и гос-ва...

Но ведь нельзя же заставить людей предметно чувствовать, желать и думать; нельзя даже узнать о каждом, как именно он на самом деле чувствует, желает и думает. Заставить любить и желать нельзя; но воспитывать волю, но взращивать любовь, но образовывать мысль можно и должно. Быть нефиктивным субъектом права значит быть духовно зрелою личностью – вот первооснова правосознания, вот аксиома философии права, длительное пренебрежение к которой таит в себе возмездие.

Такой субъект права есть живой центр самоуправления; он способен верно управлять своею жизнью и только через это и благодаря этому он способен верно строить, а не разрушать общественное и политическое самоуправление. Повинуясь закону, он не только не нарушает этим свою свободу, но строит и утверждает её: потому что он повинуется по свободному убеждению.

- проблема автономного субъекта и гетерономно значащего закона; - проблема классовой борьбы и государственной солидарности; проблема справедливого неравенства и управляющей несправедливости.

Это значит, что все эмигрировавшие, посколько они стремились унести ноги и выйти из борьбы, - предавали Россию большевикам. И нередко это были, - к отвращению грядущих поколений, - прямые или главные виновники совершившегося крушения.

Но это значит также, что оставшиеся, посколько они обывательствовали, хотели только «притулиться» или приспособиться к обстоятельствам, - выдавали Россию большевикам. Но последние были рано или поздно обречены на испытание, выбор и решение, им неизбежно было стать перед лицом смерти или утвердить свою духовную свободу, или предаться страху и покориться.

Иван Александрович Ильин. - В России поднялись злодей, люди невиданного ещё на земле душевного склада, одержимые, свирепые, бесстыдные.

... и вдруг я понял, что не смею укрываться за буквою закона, с тем, чтобы возложить ответственность на Творца. Ибо заповеди даны не рабам, трепещущим перед буквою, а свободным, разумеющим дух и смысл. Свободные же призваны видеть события, самостоятельно распознавать добро и зло, выбирать, решать и брать на себя ответственность. Да, любовь есть высшая из заповедей. Но возможно ли из любви к злодею предать ему слабого на растерзание? От любви к кощунственному безбожнику предать ему святыни на поругание? Душу ли только отдам? Нет, но и душу души моей – нежность сердца, прямоту нелукавой воли, детскую чистоту безгневности...

Всей русской культуре, всем русским людям, всей земле суждено стать лицом к лицу с революционной одержимостью, с хулой безбожника, с нападением разбойника, с бесстыдством помешанного, с покушением убийцы. Все пришлось взглянуть и долго смотреть в глаза сатаны, искушающего последними соблазнами и пугающего последними страхами.

Мы помним языческие гонения на христиан, мы помним гонения инквизиции, мы помним французскую революцию; и, вспоминая эти чёрные страницы истории, мы с содроганием видим, что их чернота всемерно превзойдена. Те события были местными, и когда не охватывали сразу и надолго одну шестую часть земли.

О, мы, прожившие в России пять революционных лет, знаем, что это не только слова и что слова для этой муки ещё не найдены на человеческом языке.

Побеждает тот, кто соглашается потерять всё своё для того, чтобы спасти что-то Божие. Неужели христианину надо ещё доказывать, что крестный путь, принимаемый во имя Божие, всегда ведёт к победе?.. А о Петре ведайте: ему жизнь не дорога... (Пётр I).

Если бы никто не принял на свои плечи судьбу распадающегоя Отечества? Думали вы об этом? Что означало бы тогда слово Россия? Чем явилось бы наше прошлое? Самовырождением саморазвращением, самопогребением великого народа. Что сказали бы нашим детям? Что мы были рабами, бесхарактерными и безвольными холопами... Что мы завещаем им о нас памяти не хранить и забыть наши могилы...

Что ответили бы Тому, Кто одним бичом погнал кощунственных торговцев и менял из храма? Кто же был на самом деле в духовном дворянстве? Посадский староста Кузьма Минин Сухорук? «Мужик» Иван Сусанин? Когда царь Михаил Федорович пожаловал Минину думное дворянство, то он просто констатировал его достоинство и честь.

Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его – оскудение религиозности, т. е. целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле.

Как тяжело утратить Родину... И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда... да, ибо я, может быть, умру в изгнании.

Как если бы я ослеп, или - некий голос грозно сказал бы мне «больше не будет радостей в твоей жизни; в томлении увянешь ты, всем чужой и никому не нужный»...

Пять лет прожил я в Москве при большевиках: я видел их работу и изучил их приёмы и систему, я участвовал в борьбе с ними и многое испытал на себе. Свидетельствую: это растлители души и духа, безбожные, бесстыдные, жадные, лживые и жестокие властолюбцы.

... Да избавит Господь от них нашу Родину! Да оградит Он от этого позора и от этой муки остальное человечество! . .

Силён тот, кто не боится одиночества; но одиночество посилам лишь тому, кто может молиться. Молитва даёт власть над самим собою, а в этом первая основа настоящего характера.

Белому борцу подобает молиться так: «... не надо мне ни заслуг, ни власти, ни чести, но только помоги нам, Господи, спасти нашу Россию! » Наш девиз: «Служу России, отвечаю Богу».

Если, например, в стране есть тёмные люди, ничего не знающие о том, что существует вообще право и что каждый из них имеет свой правовой «статус», то есть определённый круг правовых полномочий, обязанностей и запретностей, то каждый из них всё-таки сохраняет его со всеми его последствиями.

Задача права в том, чтобы создать в душе человека мотивы для ЛУЧШЕГО ПОВЕДЕНИЯ. Подлинное религиозное верование, устраняющее посредников между личною душою и Божеством - свобода искания и обретения. Каждый человек совершает свой путь и осуществляет свою судьбу в глубоком и неизбывном одиночестве. Об одиночестве см. и выше на стр.).

Индивидуальная душевная жизнь протекает в замкнутой изолированности и недоступности для чужой души, в своеобразных «потёмках» для другого. Никто не испытывает «моих» состояний, как «свои собственные» и непосредственно ему доступные, никто – кроме меня самого; никто никого не может «впустить» в свою душу; никто и с кем не может иметь «Общих» переживаний , но лишь «похожие»; никто не может сделать за другого волевых или умственных усилий или «одолжить» другому свой опыт и своё настроение.

Человеку стоит жить на свете только для того, чтобы быть духом и служить Духу Божию: вне этого жизнь его бесцельна и унизительна (по-Маяковскому: «Жизнь прекрасна и удивительна! »).

Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма, но разве лишь инстинкт группового и национального самосохранения.

И вот, любить свою родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо только он знает, что такое дух, а без этого нельзя любить воистину своё Отечество... такой народ, строго говоря, совсем не ведёт политической жизни, ибо политическая жизнь есть разновидность духовного творчества.

... во всяком государстве и при всяком строе власть должна принадлежать лучшим людям. По своей цели и по своему существу государство аристократично: вот аксиома, непоколебимая со времён Конфуция, Гераклита и Аристотеля. Далее, самая цель государства показывает, что власть фактически не может и не должна осуществляться всем народом сообща или в одинаковой степени.

Христианин, читая молитву Господню, пребывает в ней сердцем и волею: «Отче наш... », возносит себя к Богу.

Духовное самоутверждение может почти не удаться или совсем не удаться человеку, , а может завершиться в глубокой старости.

Человек вообще стоит выше животного настолько, насколькодух стоит выше инстинкта самосохранения.

Живая религия всегда была самым могучим и верным источником достойного правосознания, и история человечества не раз показывала, как народ, забывший Бога, разрушал своё государство.

Чувство собственного духовного достоинства исключает вообще все кривые пути жизни. Так, прежде всего, оно не мирится с ложью... Ибо без уважения к себе не может быть веры в свои силы, а без веры в свои силы не может быть настоящего духовно-творческого полёта и расцвета.

Военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; но это уже не воспитание души, а её нравственное умерщвление и духовное извращение. Воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей родины и государства (своего).

Человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, посколько его уважают другие, - в сущности говоря, не уважают себя: его духовное самочувствие зависит от чужих, вторичных впечатлений. На самом же деле его снедает тщеславие и жажда внешнего успеха. И если этот успех и популярность изменяют ему, то он перестаёт чувствовать своё духовное достоинство и сникает от этого.

Человек, уважающий себя за свои чисто внешние свойства (сила, красота, богатство) – уважает не себя. Ещё плачевнее состояние того человека, который совсем не умеет уважать себя и привык к этому настолько, что совсем не испытывает своего духовного достоинства. Заменяет волю упрямством, уважение к себе – самолюбием, чувство собственного достоинства – тщеславием. Тот, кто пытается утвердить свою силу помимо добра, превращает свою жизнь в смесь цинизма и лицемерия.

Человек, лишённый чувства собственного достоинства, может сохранять обличие человека только под давлением чужой силы и личной выгоды. Такой человек не блюдёт своего достоинства ни перед высшими (с ними он вкрадчив, угодлив и раболепен). С низшими он презрителен, груб и деспотичен, вымещает на них все обиды.

Господство над рабом унижает и развращает самого господина. Лесть и пресмыкательство принимается за уважение. Люди ищут авторитета...

Муссолини удалось сначала создать новую авторитарную власть, не только не разрешившую бесчестия, но, напротив, воздвигшую идеал новой, фашистской чести. Тоталитарное государство даже в своей несуровой разновидности (итальянский фашизм) не склонно придавать чувству личного духовного достоинства особое значение.

Его религиозность исходит то из чувства личного ничтожества, и тогда питается страхами и суевериями, то из чувства соблазнительной вседозволенности, и тогда исповедует святость греха, то из чувства немощи духа, и тогда исповедует греховность плоти.

Гражданину необходимо иметь самостоятельные убеждения по вопросам политики: он должен понимать сущность государства и власти, он должен понимать духовную природу и назначение политики, и, главное, он должен иметь сознательную и зрелую волю к объективной цели права и государства. Вне этого гр-н не способен ни к личному, ни к политическому самоуправлению, и если он всё-таки именуется гражданином, то являет собою нечто, не соответствуещее этому званию. Звание дееспособного гражданина предполагает в человеке умственную и волевую - духовную зрелость. Подавленная, угнетённая личность, «причастная разуму лишь настолько, чтобы понимать чужую волю, но не настолько, чтобы иметь свои убеждения и решения» (Аристотель) – не способна к устроению жизни - ни своей, ни семейной, ни общинной, ни государственной.

Напрасно стоики и аскеты пытались построить жизнь вне прав личной свободы... не говоря уже о том, что самый отказ от осуществления этих прав и от борьбы за них есть уже осуществление внешней свободы духа, хотя и негативного.

Свобода совести священна, но она мертва и безразлична для того, кто живёт без веры и убеждений. Свобода слова есть драгоценное средство для оформления духа, но как предоставить её человеку, способного произносить лишь хулу и оскорбление? Свобода печати не есть право распространения лжи и клеветы; свобода собраний не есть право погрома; свобода собственности не есть право грабежа и воровства...

Духовная зрелость народа неизбежно примет форму политической свободы; тогда как преждевременно захваченная или несвоевременно дарованная свобода может оказаться напрасными гибельным даром.

Гражданин, лишённый автономного правосознания, не способный к самообладанию, ни к самодеятельности, ни к самоуправлению. Он может блюсти порядок и верность праву только под давлением чужой воли.

Пассивный человек привык себя чувствовать свободным от политического бремени и ответственности; он возлагает свои надежды на власть, рассчитывает на неё и в лучшем случае умеет лишь связно высказать свои претензии. Зато бездеятельное критиканство доставляет ему настоящее удовлетворение; в сущности говоря, он всем и всегда недоволен и втайне убеждён, что он сам сумел бы сделать всё несравненно лучше; поэтому он с наслаждением отвергает и поносит, возносясь в пустом воображении и не видя своей духовной немощи Такой человек является не гражданином, а подданным, носящим в душе своей уклад ленивого холопа. И бывает так, что умеющие говорить в политике только самоуверенное «нет» и бессмысленное «долой», но не способные произносить ответственное «да» и творческое «да будет».

Но столь же естественно и власти уважать подчинённого ей гражданина, усматривая в нём автономный духовный центр правоспособного субъекта. Власть всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан.

Истинная полнота уважения всегда сопровождается полнотою доверия; именно этим люди руководствуются в дружбе, в избрании духовника и в обращении к Богу.

Доверяющий признаёт, что доверяемый не только один раз, и может быть, случайно определил себя «к добру», но что он способен к этому постоянно, что этот выбор и это решение свойственны ему по существу и устойчиво, ибо таково его основное воленаправление. К истинно доброму человеку все обращаются с лёгким, быстрым, радостным доверием.

Контрагент не доверяющий своему контрагенту, творит, в сущности говоря, нелепое дело, и только острота жизненной потребности приводит его к этому риску. В основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное уважение и доверие друг к другу.

В борьбе за существование люди ищут уже не правовой победы, основанной на взаимном признании, а беспринципной и хищной «победы во что бы то ни стало».

Право есть необходимая форма духовного бытия человека, а религиозное бытие есть бытие духовное; поэтому вне права не может быть и религии. Но право само по себе и особенно естественное право д. б. признано каждым верующим.

Отвержение земной жизни свидетельствует, с одной стороны, о содержательной скудости религиозного откровения, не раскрывшую его самую основную тайну бытия – тайну присутствия Божией силы в чувственной земной стихии, с другой стороны, о творческой безжизненности религиозного акта, упускающего основное призвание всякой религии – призвание преобразить земную жизнь силою Божественного откровения.

В борьбе за существование люди ищут уже не правовой победы, основанной на взаимном признании, а беспринципной и хищной «победы во что бы то ни стало».

Право есть необходимая форма духовного бытия человека, а религиозное бытие есть бытие духовное; поэтому вне права не может быть и религии. Но право само по себе и особенно Правосознание есть тот благородный источник, в котором порождаются и бесправная сила и бессильное право. Право становится благородною силою, а сила становится силою правоты Только зрелое правосознание (но не всеобщее принуждение) может искоренить в жизни ВЗЯТКУ, классовую политику, убийство, дезертирство...

Бунин Иван Алексеевич. - Пока я жив, - мои родители, близкие родные, Маша (любимая сестра), милые спутники детства как бы существуют в моей памяти. Но не станет меня, -и они совсем уйдут из бытия.

Семья эмигрировала из С. -Петербурга во Францию в 1920 г.

Мать – возвыш. души человек: «Ваня у меня особенный, одарённый мальчик». Ещё подростком перевёл с английского «Гайавату» Айвенго, за что получил пушкинскую премию...

Миссия русской эмиграции (речь Бунина в Париже 16. 02. 24) Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее. Он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и всё-таки мир уже настолько сошёл с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своём кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык; в черепе этого нового Навуходоносора нашли зелёную жижу вместо мозга.

Большевики, лютые враги народников, все свои революционные планы и надежды поставившие не на деревню, не на крестьянство, а на подонки пролетариата, на кабацкую голь, на босяков, на всех тех, кого Ленин пленил полным разрешением «грабить награбленное».

Он (Кропоткин, князь, анархист, покушавшийся на Ал-дра II)оказался почему-то в добрых отношениях из приближённых Ленина, с Бонч-Бруевичем, и вот у него и состоялось в Кремле это свидание. Совершенно непонятно, как мог Кропоткин быть в «добрых отношениях» с этим редким даже среди большевиков негодяем (в революцию он вернулся из Лондона в Россию. Сначала ему дали хорошую квартиру в б. господском доме, потом большевики переселили его в квартиру обычную, а позже отправили в Дмитров, где он доживал в трущобе, в голоде, холоде... Всё добивался ордера на валенки. Умирая, работал над трактатом о человеческой этике).

Капитализм, в котором вырастал Джо, давал пример за примером быстрого преуспевания. Вулворт изобрёл новую систему торговли: «У меня в магазине ничего не будет стоить дороже двадцати центов! » История американских фирм – это история остроумных идей, технологических открытий.

Они рассматривали не препарат, а нечто чудовищное – вещество, откуда выходила ложь и ненависть, первоисточник зла.

Мозг гения всех народов и времён, обожествлённое вместилище мудрости.

Перед ними должно было открыться нечто исключительное, на самом же деле, судя по состоянию сосудов, у нег уже давно была потеряна ориентация – кто друг, кто враг, что хорошо, что дурно. Нарушенное питание мозга, неадекватная реакция, мания. Всё было обманом. Над огромной страной, всеми её народами последние годы властвовал неполноценный, больной человек.

Сам Кирюша зарабатывал тем, что писал бесконечные портреты членов Политбюро и дописался до того, что на иллюстрациях к Толстому у него получались те же физиономии. - Представляете, смотрю – Каренин у меня почему-то получается морда, а это Кириленко! Ужас! Николай Доризо, март 2002.

Всё государство разъедает ложь, Ложь заверений, клятв и обещаний.

Всё государство разъедает ложь: Сенсаций ложь и ложь разоблачений, И только то, что живешь, Не ложь. И далее: Свобода слова, ты даёшь свободу на любую ложь.

**** **** ****

Мы должны осознать, что та степень распада, которое демонстрирует наше общество сегодня, представляет гражданскую войну. Эти войны всегда рождаются из атмосферы всеобщей ненависти и разобщённости» (Диалог с Чеховым Ю. в «ЛГ»16. 04. 2002).

Грозились построить правовое государство, но вся страна стала жить по «понятиям». Для чего не воровать, если некому унять.

Генералы никогда не дезертируют со своих постов.

***** ***** *****

ЛГ, апр. 2005. Спор-клуб. «Хорошие мозги» и «Чистые руки»

Сейчас же ведь народ сбит с толку лжецами и ворами, облапошены жадными и ненасытными «наперсточниками». Мы все находимся в системном кризисе. Мы хотим сохраниться, но не знаем как. Мы хотим помочь друг другу, но боимся очередного обмана. Мы завалены ложью. И автор, человек власти «умывает руки».

Да и много ли истинных интеллигентов на Руси осталось? Кто-то из них продал душу дьяволу (жёлтому), другие пошли на сотрудничество с нынешним режимом, забыв о природной миссии интеллигенции – всегда оппонировать власти; третьи вынуждены как-то защищать свою профессию от полного разрушения.

Остаётся только надеяться, что когда-то (когда?) придёт (придёт ли... ?!) и черёд интеллигентов. И тогда, возможно, Россия «вспрянет ото сна... » Стремление исключительно к денежному благополучию, насаждаемое в течение последних 15 лет, разобщило людей, сделав их конкурентами в борьбе за выживание. С лозунгом «Человек человеку – волк» никакое объединение невозможно.

Сегодня у власти мы имеем бывшую номенклатуру, полюбившую жить, как арабские шейхи. При этом они твердят о воспитании патриотизма и пичкают народ нелепым старым гимном, звучащим издёвкой над людьми старшего поколения и сбивающим столку молодых...

А вот те, кого в хорошем настроении именуют народом, ну, никак не разумеют, что жить с каждым годом становится всё лучше и веселее, и почему-то торопятся до срока покинуть этот «прекрасный» мир.

Утром мажу бутерброд –

Сразу мысль, а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льётся в рот!

Там же. Галина Трухманова, учитель с 24-летним педагогическим стажем. – Вы моего мальчика невзлюбили, - заявила мне расфранченная мамочка, которая своего ребёнка сдаёт в школу как чемодан в камеру хранения. Бесполезно объяснять, что учёба – тяжёлый труд. Мальчика в школу возит на иномарке наёмный шофёр, он от родителей получает всё, что душа ни пожелает, а тут какая-то училка в старой юбке права качает.

**** **** ****

ЛГ. апр. N15. Наше телевидение больно. Кажется, неизлечимо.

Могло бы стать светочем разума и благородства, а стало царством тьмы и цинизма. (Анат. Друзенко)

Там же. - Вмешательство государства! Страшно подумать, сколько протеста оно вызовет, едва будет ощутимо. Ведь тогда предстоит, чего доброго, думать над содержанием телепрограмм и отсеивать зёрна от шелухи и грязи...

**** **** ****

Черчилль сказал, что капитализм – это неравное распределение блаженства, а социализм – равное распределение блаженства, - тьфу! - убожества. Аппаратный сговор в Кремле Черчилль называл схваткой бульдогов под ковром.

От сего пролива (то есть от Берингова пролива) простирается ещё владение Российское по островам, на Восточном океане лежащим, Алеутским и Курильским. («Пространное землеописание Российского Государства» – учебник географии, издан в 1787 году по высочайшему повелению Екатерины II)

**** **** ****

Сейчас у нас такое время настало что нужно быстренько куш урвать, да когти рвать. (ЛГ. дек. 1991).

Меня охватывает горе и отчаяние, наступает какая-то депрессия, при, повторяю, субъективном моём благополучии. Я страшно разочарован... Время пришло такое – обогащаться, единственный идеологический постулат (Эльдар Рязанов).

Он же: Демократы шли к власти и получили её в значительной степени на отрицании всякого рода привилегий. В этом их страшный моральный ущерб... Старая истина – каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. А наш народ один из самых тёмных в мире. И амбициозные, некультурные его избранники – плоть от плоти этого народа... А вот что произойдёт в ближайшем будущем, не знаю. Чувствую только, что движение вперёд пойдёт мучительно, с отклонениями в сторону и, что вполне вероятно, откатами назад. Надо быть готовыми и к тому, что недобитые коммунистические силы могут спровоцировать людей на что-нибудь более серьёзное, чем митинги и забастовки... Как раз на жизнь свобода запоздала. (Ну и свобода? ! Хуже бесправного рабства! – это уж я говорю лет 13-14 спустя).

**** **** ****

ЛГ. апр. 2005. Сергей Кургинян.

– Пред нами расхристанная воющая в ужасе страна, растерзанная, страшно неблагополучная и больная. Она отчего воёт-то? Оттого, что её подталкивают к бездне, нашептывают ей кровавые заклинания. Она и вожделеет нашептываемого, и боится, помня что почём.

**** **** ****

Эдип не знал, что сожительствует со своей матерью, но несмотря на это (что не знал), не почувствовал себя неповинным, когда узнал истину. Он не смог вынести зрелища этой беды, порождённой его неведением, выколол себе глаза и ушёл из Фив. (Коммунисты, защищая свою внутреннюю чистоту, били себя в грудь – не знали, мол, ... )

ЛГ, апр 2005. Андрей Смирнов.

На вопрос: «Что будет с Россией? » ответил: «Россия – это целый мир, где присутствуют не только полярные климатические зоны, но и разные характеры, языки, люди. Всё равно она придёт на путь демократии и либерализма, иначе просто захлебнётся в собственных неурядицах.

Если я ещё надеялся в ельцинские времена, что доживу до той поры, когда Россия войдёт в число полноправных членов цивилизованного сообщества, то теперь рассчитывать на это трудновато. Может быть, мои дети увидят...

Там же. А. Джигарханян. - Я вообще телевидение не смотрю, потому что это большая вредность для ума, для сердца, для духовного развития... Если в ХХ-ХХI веках у человечества есть проблемы с психикой, то одна из причин этого - телевидение.

А.А. Сокуров говорит: «Телевидение в России гораздо опаснее любой наркомании. Если не начать немедленно бороться за культуру, произойдёт окончательная дегуманизация российского общества».

Максим Козлов, протоиерей: «... Смотрите, но не становитесь рабами телевидения. Здесь трезвой мерой был бы отказ от телевизора на время постов. Хотя бы в Великий пост и на каждой неделе – в среду и пятницу. Он же: «Причём здесь важно помнить слова А. Ф. Лосева о культуре как о системе запретов. Чтобы русский язык был литературным, чтобы дискуссия шла без перехода на личности и навешивания ярлыков, если обращение к истории, то компетентное, а не по Фоменко и Носовскому, если видеоряд, то корректный».

Там же. Культура против терроризма. Парламентские слушания Иосиф Кобзон. - По самым разным оценкам, в нашей стране насчитывается от 2 до 5 миллионов беспризорников, тысячи и тысячи юных бомжей. Их будущее в самой богатой стране мира тюрьма, гибель в притоне или от наркотиков. Но ещё страшнее- стать зомбированными послушниками террористов. Наше общее жестокое обращение к будущему поколению, к детям, из судеб которых сложится судьба России через 10-15 лет, есть крайне опасный и тревожный показатель духовно-нравственного состояния общества.

Сейчас в стране тысячи детских домов. А сколько у нас министров, руководителей служб и агентств, сенаторов, депутатов, известных артистов, учёных, банкиров, крупных предпринимателей? Думаю, на порядок больше! Если каждый из них возьмёт шефство только над одним детским домом, одной больницей или сельской школой, то уверен: у нас не останется ни одного бесхозного детского учреждения! (Кобзон шефствует над Яснополянским детским домом).

Хочу особо подчеркнуть, в обществе явно недооценивается опасность, который несёт в себе этот вид пошлости для духовно-нравственного состояния общества, особенно юных граждан, урон, который ежедневно несёт наша культура. Уверен, необходимо поставить этому правовой заслон. В этой связи высказано предложение об учреждении авторитетной этико-эстетической цензуры, об определении её правового статуса.

Сергей Глазьев, депутат ГД. - Государство своей социально-экономической политикой уже практически в трети российских семей порождает зло в виде бедности и беспросветной нищеты. Затем путём насилия борется с последствиями этого зла, усугубляя его, расширяя и так далее до бесконечности.

В итоге, что мы получим в ближайшей перспективе? На одного работающего человека у нас уже будет, наверное, один человек, который сидит, один человек, который служит в милиции и один безработный. (Да ещё один в охране офисов предпринимателей – моё замечание). Вот к какой профессиональной структуре мы идём!

Там же. Лев Аннинский. - Какой Запад? Американский? Так они политкорректностью заклинают грозящие бунты. Хорошо греть руки на чужих пожарах: в Киеве оранжевый, в Грузии розовый. А если у самих полыхнёт?.. Пока силы есть, пусть наводят порядок, где могут и как могут, но учить нас жить? Извините. Так о Европе же речь! Вот где вчерашние враги в общее содружество объединились! И живут мирно.

Мирно? Это пока турки в Германии, арабы во Франции, индусы в Британии местного самоуправления не требуют и соглашаются безропотно делать ту грязную работу, которой гнушаются белые. Да и белые – не агнцы. И сколько их благоденствие продлится, знает только Бог (чуть не сказал: аллах). То есть природа человеческая. Которую, как сказал Фазиль Искандер, изменить нельзя, а только – умиротворить. Хорошо бы на «подольше».

Раз уж о западных европейцах речь, то все пока ещё помнят: когда «мировой пожар в крови» дошёл до России, мир вывернуло от нашего безумия. Так пусть вспомнят, сколько веков летели к нам искры от пожаров, которыми обменивались в Европе предки нынешних миротворцев.

Что делать нам при такой наследственности? Читать Евангелие... С вариантами. «Кто не с нами, тот против нас»? Это прямая дорога в ад. Есть другой вариант: «Кто не против нас, тот с нами». Это – не дорога в ад, но, может быть, спасение от ада.

Там же. А. Ципко. - Нельзя быть русским патриотом, говорить о непреходящих ценностях русского мира, русской православной цивилизации и одновременно поклоняться мощам фанатика Ленина, ненавидевшего всё, что связано с православной Россией, который физически истреблял православное духовенство, всё, на чём столетиями стояла Русь. Нельзя восхищаться сыновней преданностью русского крестьянина матушке-земле и восхищаться душегубом Сталиным, который извёл русское, украинское, казахское крестьянство не просто как класс, а как породу людей. (Не совсем всё это правильно. Моя мать, крестьянка, перед смертью обступившим её нам, детям, к моему удивлению, призналась, что колхозы – это хорошо. А рассказывала она нам перед этим о том, как раньше крестьяне по одиночке пахали и сеяли, убирали с поля хлеб. Везли на телегах малолетних, везли съестные припасы на несколько дней, квас, не гнушались и самогонкой... Идиллия – да и только! Ан, нет – колхозная общность всё-таки лучше, чем единоличное, в разнобой с соседом, ведение крестьянского хозяйства... А война, да такая длительная, вообще показала на что была способна колхозная спайка деревни! Чтобы могли сделать порознь в условиях оставшегося в деревне тягла, сельхозинвентаря и рабочей силы в лице женщин, стариков и недозревших до мужицкой работы сопляков-мальчишек? А как дружно, сообща работали в поле и на току малолетние девчонки?!.)

Там же. Сергей Александров. – Я и раньше полагал, что национал-большевиков наши средства массовой информации «демонизируют», выставляют этакими троглодитами, варварами, злобными дикарями и даже «фашистами». Теперь же убедился, что журналисты телевидения и некоторых газет намеренно искажают правду о лимоновцах. Наверное, в их партии, как и в любой другой, есть разные люди, в том числе и невежественные, в том числе и с не самыми положительными наклонностями, но те, с кем я разговаривал, на мой взгляд – искренние патриоты, желающие своему народу и своей стране только добра.

Там же. Алексей Кива. - Перед лицом этой тягостной ситуации мэр Юрий Лужков говорит, что ему хотелось бы, чтобы его книгу «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя» прочитали и задумались. «Чтобы наконец-то наша власть, высшая власть в государстве, встревожилась ситуацией и начала принимать меры. Я убеждён, что если эти меры не принять, то мы снова, по Чаадаеву, будем преподносить уроки всему миру, как нельзя жить».

Как сказал бы классик, всё это «играет на руку застою и всяческой азиатчине». Тогда уж лучше сразу пойти по стопам Туркменбаши.

**** **** ****

Там же. Алексей Пушков. «Распутища». Вопрос ему: «Что происходит с российской элитой? Какой ей выбор ближе? » Ельцин был носителем первой тенденции. Даже если он приезжал на переговоры с жёсткой позицией, ему никогда не хватало духу её отстоять. Клинтон его всегда переигрывал. К тому же Ельцин обычно хотел эту жёсткую позицию повыгодней продать. Личность он мелкая, ему всегда был важен прежде всего он сам. («Не в бровь, а в глаз! » - молодец Алексей! - моё прим) Я недавно был на крупной конференции по СНГ в Берлине.

Там просто безобразно вела себя зам. руководителя комитета по международным делам грузинского парламента. Понимаю, она12 лет провела в США и для неё они – идеал. Но тогда пусть США продают Грузии газ и электричество. Посмотрим, сколько продержится Саакашвили, если Россия прекратит поставку ресурсов. Через три дня его не будет в президентском дворце, через четыре – не будет парламента. И народ расправится стой элитой, которая завела его в тупик.

... Пора определиться с выбором. Но путь примыкания к США для нас невозможен. Первое, что от нас потребует Америка –отпустить Чечню и Северный Кавказ. Это вызовет последствия в центре России – Татарстане и Башкирии, в нашем мусульманском поясе. Американцы понимают, что это опасно, но уж очень хочется ослабить Россию. И в Киргизии опасно затевать перемены, вдруг исламисты придут – но уж хочется своего человека поставить! Говорят, с Америкой нельзя вступать в конфликт. Можно! ... Но если мы станем сателлитом США, соблазн развалить Россию там возобладает. Посмотрите на раскол Югославии – 400 тысяч погибших и 1,5 миллиона беженцев! Кто способствовал распаду Югославии? США и Европа. Они, что ж, не знали, что это будет кроваво? ! Догадывались. Но помогали. (В общем, как и всегда, суки рваные переделывают мир на свой глазок и не будет этому конца и края! - моё прим. ).

И вот самый коварный вопрос Алексею: «Кажется, люди во власти и бизнесе мало обеспокоены судьбой страны. И уже даже умеренные политологи говорят: «революции» России не избежать... » – В России всегда всё решалось в центре. Регионы пойдут, и в регионах силы появятся и интеллигенция воспрянет, и студенчество воодушевится, если в Москве возобладает ясное понимание, что мы можем существовать только как сильное государство. Чтобы не допустить социального взрыва, нужно события контролировать. Люди могут выйти на улицы без всякой политической программы, даже без лидеров. Но революцию делают романтики, а её плодами пользуются негодяи. А их у нас предостаточно.

... Очень многое зависит от Кремля, от президента. Колоссальную ответственность несёт Путин, раз народ ему поверил и его поддерживает (массированная поддержка для власти очень важна, без неё вообще ничего нельзя сделать). Путин до сего времени остаётся Президентом Надежд, хотя их остаётся всё меньше. Если он станет президентом несбывшихся надежд - он рухнет. Но с ним может рухнуть и надежда на сильную и процветающую Россию. Беседовал Владимир Поляков.

Там же. Кирилл Мурашёв. «Запланированное бедствие». Именно этим может обернуться реформа ЖКХ. – Где тут вообще экономические решения просматриваются? Нигде. То, что у нас провернули в 91-м, больше всего похоже на делёж общака после смерти авторитета. Экономического здравого смысла не больше, чем в отправке научной кафедры на сбор картофеля.

... Вот, например, во многих арабских странах издревле ценным редким ресурсом является вода. В Китае – древесина...

В России дефицит тепла. Большая часть территории находится в зоне вечной мерзлоты. Да и в средней полосе температура регулярно опускается ниже нуля в течение более чем полугода. Почти всё земледелие является «рисковым». Никто тут не виноват, кроме тех наших предков, которые выбрали для себя и своих потомков такой край. Называется же в китайском языке Россия словом, означающим «голодная земля».

... Для России холод - такое же объективное бедствие, как землетрясения для Японии и террористы для Израиля. Соответственно и методы спасения от российского бедствия должны быть аналогичными – нерыночными. Не берут же с японцев, после цунами спасенных, рыночную цену их спасения. Также как с раненых израильтян деньги за их лечение.

К тому же не надо забывать, что через нашу систему ЖКХ проходят большие энергии и объёмы, чем через систему ЖКХ, например, Франции. Климат уж такой. Требовать от нашего ЖКХ таких же успехов, которых добились французы, всё равно что требовать от вездехода, едущего по тайге, скорости спортивного «пежо», едущего по автобану.

**** **** ****

Даниил Гранин. Роман «Картина». – Законы российские свирепы. Единственное, что умеряет их неукоснительность и безотложность – это неисполнение!


Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
На предыдущую страницу
На верх страницы
Добавить в избранное Добавить в избранное
Последнее изменение:
Сайт управляется системой uCoz