- Агасфер
– это вечный жид, 1
- Епископ
Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти». 2
- Цитата
из Г Е Й Н Е: - Святый Боже! 3
- Демокрит
– вся жизнь в поисках, странствиях, борьбе, страданиях. 4
- Страхом
и плачем приготовляли себя к роковому смертному часу все
святые. 4
- П
О К А Я Н И Е. 5
- Первое
воскресение. 6
- ...
с того времени (грехопадения Адама) 6
- Иоанн
говорит: аще речем, яко греха не имамы, 7
- По
словам Плутарха (46-119), 8
- Сатана
был когда-то ангелом. 8
- Там
же. 8
- Ужели
сие сочтется за грех, коли я в пятницу ветчины поем. 9
- Когда
преподобного Серафима Саровского спрашивали, 10
- «Дзин,
пын, мей». 11
- (Мей
Л. А. , 1822-1862) 11
- Дьякон
Егор: Смолоду одержим стихотворной страстью, но конфужусь
людей просвещённых, понимая убожество своё. 11
- БЛАГОДАТЬЮ
наз. Божья сила, 13
- М.
Горький. «Жизнь Клима Самгина». 13
- (ЛГ,
авг2002). 14
- Монах
Дионисий Малый. 15
- (Бунин,
«Жизнь Арсеньевых»). 16
- Ты
не сошёл со креста, когда кричали Тебе, 17
- МОЛИТВА
ГОСПОДНЯ (по тексту синодальной Библии) 17
- П
С А Л О М 90 («Живый в помощи Вышняго») 17
- Айседора
Дункан. 17
- Максим
Горький. «Губин». 18
- Протоиерей
Александр Мень. Предисловие к «Исповеди» Толстого Льва
Николаевича. 18
- Протоиерей
Максим Козлов. 19
- Там
же. Игорь Золотусский. 19
- Там
же. Сергей Макаров. «Крестный путь». 19
Агасфер – это вечный жид,
символизирующий блуждание евреев по
миру (Г. П. Климов).
В средневековых легендах Агасфером
называли еврея, который подгонял Иисуса Христа, когда он
нёс крест на Голгофу. В наказание за это Агасфер был осужден
вечно бродить по всему миру, вплоть до второго пришествия
Христа.
Чего уж там стесняться в наше грешное
время. Ведь даже сам библейский царь Давид в молодости занимался
педерастией. Посмотрите в Библию, Вторая книга царств, 1:
26.
И поздно, слишком поздно я заметил,
что для обретения счастья вера необходимей познания (см.
Влад. Куприн).
Славу же святой она приобрела не столько
благодаря усердному и регулярному исполнению религиозных
обрядов, сколько своими добродетельными поступками, которые
она (Клара) не уставала совершать. Она не способна была испытывать
ненависть даже к негодяям, потому что не теряла надежды на
их исправление. Все Божии созданья были её друзьями... она
так любила всё живое, не желая даже видеть мышеловок.
(Ипполито Ньево «Исповедь итальянца»)
**** **** ****
Епископ Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти».
«Богу угодно, - отвечал Ангел, - чтоб
человеки наставлялись человеками». Они (демоны, падшие ангелы)ничего
не знают такого, что ещё не совершилось: один Бог знает все
события прежде совершения их.
Никто из нас не призывается к суду
за незнание будущего никто из получивших это знание не признаётся
блаженным, каждый даст ответ на суде в том, сохранил ли он
веру, исполнил ли в точности заповеди.
Если демоны придут к вам ночью, восхвалять
и называть вас блаженными, то не слушайте их, даже не глядите
на них, немедленно знаменайте себя и жилище ваше крестным
знамением, обращайтесь к молитве, и – увидите – они исчезнут.
Они робки, и чрезвычайно боятся знамения
крестного: потому что Спаситель крестом лишил их силы...
Если же кто, как человек, устрашится
явления благих Ангелов: то они немедленно отъемлют страх
этот своею благостию (вид святых ангелов – приятный и спокойный).
Если они (злые духи) увидят, что мы
испугались и вострепетали: то они соответственно нашему состоянию
испуга представляют привидения... Если они найдут нас радующимися
о Господе, размышляющими, что всё – в деснице Божией, что
демоны вполне немощны к христианам, что они ни в чём не имеют
ни малейшей власти; если они найдут душу ограждённою таким
оружием, то со стыдом отступают от нея (пример Иова). Но
Иуду увлёк в порабощение себе.
Когда представится видение, мужественно
спроси: «Кто ты и откудова?» Если то будет явление святых:
то они успокоят тебя, и страх твой обратят в радость. Если
же явление диавольское, то оно, встретив в душе твердость,
немедленно придёт в колебание: потому что вопрос: кто ты
и откуда? служит признаком неустрашимого отпора души.
Демон преобразился в светлого Ангела
– предстал с колесницею и конями огненными Симеону-столпнику:
«Услышь, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтоб
взять тебя на небо, как Илию: ты достоин такой чести за святость
жития твоего... » Симеон сказал в ответ, обратясь к Богу:
«Господи, меня ли грешнаго Ты хочешь
взять на небо?» И поднял ногу, чтоб вступить в колесницу,
а рукою сотворил на себе крестное знамение. И дьявол, и колесница
с конями мгновенно исчезли.
Не входить с ними в беседу, перекреститься,
закрыв глаза, молить Бога об изгнании их. Падшие духи ненавидят
род человеческий. Их удерживает десница Божия, а то они истребили
бы нас мгновенно.
Одному монаху явился диавол, преобразившись
в светлого Ангела, и сказал ему: Я – Гавриил, послан Богом
к тебе. «Но я не достоин видеть Ангела». Демон исчез.
А одному старцу дьявол говорит: Я
– Христос. Старец увидел его, зажал глаза и сказал: Я недостоин
видеть Христа, который Сам сказал: мнози придут во имя мое,
глаголюще, аз есть Христос: и многи прельстят.
А преподобный Елизар Анзорский прямо
плюнул ему в лицо: «Поди прочь, обольститель, с обольщениями
твоими». Потому что, говорит Елизар, я ощутил его сердцем
своим.
Падшие духи действуют на нас различными
помыслами, различными мечтаниями, различными прикосновениями.
По этой причине - совокуплять с молитвою и плач.
О том, как действует диавол на человека
чрез прикосновение, читаем в книге Иова: «Знай, брат, что
всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения,
не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь
наш приходит с тихостью; всё же вражеское бывает со смущением
и мятежём».
«Полезно быть всегда осторожным для
избежания опасных последствий. По легкомыслию не поддавайся
скоро внушениям духов, хотя бы то были Ангелы небесные, но
пребывай непоколебимым, подвергая всё самому тщательному
изследованию, и тогда, что усмотришь истинно-добрым, п р
и м и, а что окажется злым, то отвергни».
Преподобный авва Моисей Скитский просил
себе совета у юнаго монаха Захария, жившаго в скиту. Захария
пал к ногам старца и сказал ему: «Отец, меня ли ты вопрошаешь?»
Старец отвечал ему: «Поверь мне, сын мой, Захария, что я
видел сошествие Святаго Духа на тебя, и потому нахожу нужным
вопрошать тебя».
**** **** ****
Цитата из Г Е Й Н Е: - Святый Боже!
В этих глазах отражалось всё великолепие
земли, и над ним светилось всё небо. Глядя в эти глаза, я
мог бы умереть от блаженства и если бы я умер в тот миг,
душа моя устремилась бы прямо в её глаза. О, я не в силах
описать эти глаза!..
Мы с бурым таксом (лежали у ног её),
смотрели в глаза подруги и любовались её лицом, сияющим бледнорозовым
светом подобно месяцу среди тёмных туч, в ореоле чёрных кос
и кудрей. То были величавые греческие черты лица, смело закруглённые
губы, вокруг них играли скорбь, блаженство и детская резвость,
и когда она начинала говорить, речь лилась из прекрасных
уст, как тёплый и светлый цветочный дождь, и когда она начинала
говорить, слова вырывались как бы из глубины, почти со вздохами,
и всё же они с торопливым нетерпением следовали друг за другом,
- о, тогда вечерняя заря нисходила на мою душу, с игривым
звоном проносились в ней воспоминания детства, и яснее всех,
как звук колокольчика, звучал во мне голос маленькой В Е
Р О Н И К И.
... она тут же испытывала раскаяние,
брала пирожок, разламывала его пополам, одну часть давала
мне, другую – бурому таксу и, улыбаясь, говорила: «Оба вы
неверующие и не удостоитесь блаженства, нужно кормить вас
на этом свете пирожками, так как за райским столом вам не
приготовлено место»
А у меня были особые причины узнать
эти глаза – в этих глазах жила душа маленькой Вероники.
... И когда я увидел маленькую покойницу
на столе, среди свечей и цветов, я подумал сначала, что это
красивое восковое изображение какой-нибудь святой; но скоро
я узнал милые черты и спросил со смехом, почему маленькая
Вероника так спокойна, Урсула ответила: «Оттого, что она
умерла».
**** **** ****
Демокрит – вся жизнь в поисках, странствиях, борьбе, страданиях
– во всём мире ищет и не находит
истины и в конце концов, согласно легенде, ослепляет себя,
чтобы внешний мир не мешал главному делу – познанию самого
себя (внутреннее созерцание). 460-371 до н. э.
Эпикур стремится к высшей истине,
любит тихие беседы, мирные услады (жить для наслаждений),
умирая, просит положить его в тёплую усыпляющую ванну. Он
считал, что разумным для человека является не деятельность,
а покой.
Познание имеет целью освободить человека
от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью,
без чего невозможно счастье. Исследователь Демокрита, 341-270
до н. э.
**** **** ****
Страхом и плачем приготовляли себя к роковому смертному часу
все святые.
Умирал преподобный Агафон. Братия
сказали: - Неужели и ты, отец, боишься? Он ответил: «Я старался
по силе моей сохранять заповеди Божии, но я – человек и откуда
знаю, были ли угодны дела мои Богу?»
Разбойник (свирепый и жестокий) умилился,
пришёл к царю (который послал наперстный крест разбойнику)
и припал к ногам его, раскаиваясь в преступлениях своих...
Силою милосердия Твоего истреби мои
прегрешения...
Один из Ангелов, нашедши платок разбойника,
сказал другому: точно, этот платок наполнен его слезами.
Положим его в другую чашу, а с ним человеколюбие Божие, и
посмотрим, что будет?.. поистине победило человеколюбие Божие!
Взяв душу разбойника, они повели её с собою; мурины зарыдали
и бежали со стыдом.
**** **** ****
П О К А Я Н И Е
возможно только при точном, хотя бы
и простом знании православной христианской веры, чуждом всякой
ереси и зломудрия. Заимствовавшие свой образ мы слей о добродетелях
и правилах жизни из романов и других душевредных еретических
книг, не могут иметь истинного покаяния; многие смертные
грехи, ведущие в ад, признаются ими за ничтожныя, извинительные
погрешности, а лютые греховныя страсти – за легкия и приятныя
слабости; они не страшатся предаваться им пред самыми смертными
вратами. Неведение христианства – величайшее бедствие!
(Есть в этих записках и другие
взгляды и мнения по поводу покаяния и других религий –
моё прим).
Господь призывает человека к покаянию
и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю
минуту ещё отверсты двери милосердия Божия всякому... Последния
минуты жизни человека могут искупить всю жизнь его.
В Египте некая девица (Таисия), оставшись
сиротою, умыслила обратить дом свой в странно-приемницу для
скитских иноков. Наконец её имение истощилось. С нею познакомились
неблагонамеренные люди и отвратили её от добродетели.
Она обратилась к авве Иоанну Колову:
«Отец, есть ли для меня покаяние?» Он отвечал: «Есть».
- «Отведи меня, куда хочешь» и, встав,
пошла вслед за ним. Иоанн заметив, что она не распорядилась,
даже не сказала ни одного слова о доме своём, удивился.
... Иоанн повергся ниц на молитву,
и услышал глас: «Един час покаяия её принят после долговременного
покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения».
**** **** ****
Как разлучение души от тела есть смерть
тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души.
Телом же Адам прожил от того времени
(как съел яблоко от возбраненнаго древа) 930 лет.
**** **** ****
Грех, убивающий душу, тот грех, который
совершенно отлучает человека от Божественной благодати, и
соделывает его жертвою А Д А, если не уврачуется покаянием
действительным и сильным, способным восстановить нарушенное
соединение человека с Богом. Святый Апостол Пётр уврачевал
свой смертный грех –отречение от Христа, а святый пророк
Давид – свои два смертные греха: прелюбодеяние и убийство.
**** **** ****
Первое воскресение
совершается при посредстве двух таинств:
крещения и покаяния . Через святое крещение воскресает душа
от гроба неверия и нечестия, или от первородного греха и
собственных грехов, соделанных в нечестии; а через покаяние
уже верующая душа воскресает от смерти нанесенной ей смертными
грехами, или нерадивою любосластною жизнию, по крещении.
… последует воскресение второе, воскресение
тел. После него (усугубится?) блаженство праведников, блаженство
воскресших первым воскресением; (усугубится?) после него
смерть отверженных грешников, лишившихся перваго воскресения
**** **** ****
... с того времени (грехопадения Адама)
до спасительного страдания и животворной
смерти Христовой не пропустил (дьявол) ни одной души человеческой
в рай: и праведники и грешники нисходили во ад.
После воскресения и вознесения на
небо Христос сошёл воад, сокрушил его вереи и врата, освободил
его пленников.
Стеклись святые Пророки, и законодатель
Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Давид, и Исайя
(Соломон, Иезекиль и др. ), Креститель Иоанн, который вещает
и свидетельствует: «Ты ли еси грядый, или иного чаем?»(Мф,
Х I . 3).
Ужаснулись тёмные власти в ожесточении
и ослеплении своём, видя шествие Богочеловека. Искуплены
все праведные, которых поглотила смерть. А когда увидели
разбойника, восходящего за Христом в рай, тогда они с изумлением
познали силу искупления.
Но весьма многие, к несчастию, пожелали
остаться в плену и рабстве у сатаны, объявили себя открыто
врагами Спасителя и Его Божественного учения.
... и ожидает каждую христианскую
душу, при исшествии её из тела, нелицеприятный Суд Божий,
как сказал святой апостол Павел: «лежит человеком единою
умрети, потом же суд».
Суд совершается посредством Ангелов.
В течение земной жизни человека Святые Ангелы замечают все
его добрые дела, а падшие (злобные) – все его законопреступления.
Для истязания душ, проходящих воздушное
пространство, установлены тёмными властями отдельные судилища
и стражи, стерегущих восход души от земли к небу. Во время
шествия души от земли к небу, самые святые Ангелы не могут
помочь ей: Помогают ей единственно ея покаяние, ея добрые
дела, а более всего милостыня.
Если не покаемся в каком грехе здесь
по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских
мытарств.
Грешная душа не допускается подняться
в страну, превысшею воздуха: диавол имеет повод обвинить
её.
Некий инок, живший в общежитии аввы
Серида, где безмолвствовал в затворе великий угодник Божий,
старец Варсонофий, приближаясь к кончине своей, просил этого
святого старца, чтобы он спутешествовал ему на воздухе, в
том пути, которого он (умирающий инок) не ведал. Великий
Ворсонофий отвечал: «брат! предаю тебя Христу, благоволившему
умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да
уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным
восход души твоей».
Истязания мя, Пречистая, в час смертный,
исхити от бесов.
Никакие добрые дела не могут искупить
из ада душу, неочистившуюся до разлучения своего с телом
от смертного греха.
Сказано в Писании: «аще и весь закон
исполнит человек, согрешит же во едином, бысть всем повинен».
СТРАСТИ суть греховные навыки души,
обратившиеся от долгаго времени частого упражнения в грехе
как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство,
сладострастие, разсеянная жизнь, сопряжённая с забвением
Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние,
леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость
и т. п.
Каждый из этих страстей соделывает
его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе,
хотя бы человек не впадал в смертный грех.
**** **** ****
Иоанн говорит: аще речем, яко греха не имамы,
себе прельщаем, и истины нет в нас.
Как все – это известно всем – зачаты
от услаждения плоти: то без всякого сомнения князь мира сего
имел нечто своё в их делах, или в словах, или в помышлениях.
Иисус фарисеям: «Вы выказываете себя
праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что
высоко у людей то мерзость пред Богом».
... надо поддерживать слабых и памятовать
слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать,
нежели принимать».
**** **** ****
По словам Плутарха (46-119),
по улицам Александрии ходила женщина
с наполненным водою мехом в одной руке и горящим факелом
в другой и кричала встречным, что водою она загасит ад, а
факелом зажжёт рай, чтобы люди не избегали больше зла только
из страха наказания, и не творили добра в расчёте на награду.
Все наши поступки должны вытекать
из источника бескорыстной любви, всё равно, есть загробная
жизнь, или нет. (Гейне)
**** **** ****
Сатана был когда-то ангелом
и пребывал на небесах с другими ангелами
до тех пор, пока не стал склонять их к отрешению от Бога
и был поэтому низвергнут в преисподнюю.
Но, падая с неба, он всё ещё смотрел
вверх, на ангела, который обвинил его; чем глубже он падал,
тем ужаснее, всё ужаснее становился его взгляд. Ангел же,
встретив этот взгляд побледнел, и никогда уже краска не была
на его щеках. С тех пор он зовётся Ангелом смерти.
Даниил Гранин. «ЗУБР», роман. – В
последнее время Планк много раздумывал над могуществом веры.
Есть ли связь у науки с религией?.. Они не спорили, они рассуждали
над тем, что индивидуальное сознание человека находится за
пределами науки. А душа? Существует ли она? С годами человек
убеждается в этом, верит, что наделён ею. Как она появляется,
как быть с эволюцией души? – Конечно, эту штуку – жизнь –
начал господь бог, - с усмешкой сказал Зубр, - но потом он
занялся другими делами и всё пустил на самотёк.
Там же.
И то и другое – не случайность, а
качество натуры. Я знал научного сотрудника, у которого все
приборы ломались. У других работали, а у него горели и портились.
Причём нельзя сказать, что из-за его неуклюжести или неумения.
Ничего подобного. Он мог подкрадываться к прибору пряру прямо-таки
на цыпочках, включать его со всей осторожностью, и тем не
менее...
Другой невезучий как сядет в такси,
так авария, в купленной новенькой книге не хватит страниц,
в столовой ему достанется пюре с обгорелой спичкой. Спугнуть
невезучесть трудно, борьба с ней бессмыслена, как борьба
с отсутствием музыкального слуха.
Там же. – Смерть ужасна, когда ты
умираешь со стыдом за годы, прожитые в суете, в погоне за
славой, богатстством.
Нет удовлетворения, к моменту смерти
ничего не осталось, не за что ухватиться, всё рассыпается,
как пыль, не было добра, не было самопожертвования...
Там же. – Биологи до сих пор не удосуживались
сформулировать, что же такое прогрессивная эволюция. На вопрос:
«Кто прогрессивнее – чумная бацилла или человек?»-до сих
пор нет убедительного ответа.
Там же. На юбилее Зубра читали стихи
про то, что вначале было слово, которое они услыхали в М-ве:
Ведь человек и суетен, и грешен,
Не отличает в слепоте своей
Немногие существенные вещи
От многих несущественных вещей.
Чему вы только нас не обучали!
Но если всё до афоризма сжать,
То главное – и в счастье, и в печали
Существенное в жизни отличать.
Что касается Зубра, то ему эту силу
придавала вера. Он верил в справедливость, в превосходство
добра над злом, в абсолютность добра.
Независимость связана была и с родословной,
с предками, с правилами чести. Связь эту гениально уловил
и сформулировал Пушкин: Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Самостоянье, как объяснение величия,
как ощущение себя продолжателем знатного рода, обязанным
охранять его честь.
Там же. Это был не спор, а именно
разговор, не философов, а естественников, обсуждение на их
уровне проблемы, в частности проблемы души и её бессмертия.
Шла речь о том, что научная постановка проблемы души бессмыслена
. Существует или нет душа – научно рассмотреть нельзя. Это
дано каждому непосредственно, и тут другому ничего нельзя
доказать. Наука не может доказательно опровергнуть тезис
о бессмертии души. Но и религия также не может доказать свой
догмат о продолжении существования души после гибели тела.
**** **** ****
Ужели сие сочтется за грех, коли я в пятницу ветчины поем.
Вот ежели я голодом привожу себя
в уныние, естомак редькой набиваю, это подлинно грех, понеже
грешу против самой натуры... Невежество, сударь мой! – ворчал
Агей Данилыч.
Злодей, а ему хорошо, праведник, а
ему плохо (из древнееврейской литературы). Почему путь нечестивых
благоуспешен, и все вероломные благоденствуют, - спрашивает
Бога (Яхве) пророк Иеремия.
Почему сплошь и рядом невинный и праведный
бедствует и терпит страдания, а нечестивый злодей, наоборот,
проводит жизнь в радости и довольстве и умирает в мире и
почёте? Почему дородетель остаётся невознаграждённой, а зло
ненаказуемым, и почему вообще Бог допускает существование
зла на земле? - обэтом хорошо у В. Соловьёва.
Страдание необязательно является карой
за вину. БОГ может предопределить праведнику страдать ради
Его славы и во искупление чужих грехов, чтобы таким образом
открыть путь к спасению и для грешников.
Признак истинного благочестия – добровольное
страдание, самоуничижение, «чувство червя» (Второисайя, 41;
14, пс. 21: 7)
Иов готов даже допустить, что он,
может быть, совершил какой нибудь грех по неведению в юности,
но если даже так, наказание явно несоизмеримо с проступком.
Яхве отнесся к Иову с необъяснимой жестокостью. «... ты выискиваешь
грех мой... хотя знаешь, что я не виновен, и от руки твоей
никто не спасёт».
**** **** ****
Когда преподобного Серафима Саровского спрашивали,
зачем он носит на спине тяжёлую котомку,
набитую песком и каменьями, он кратко отвечал: «Томлю томящаго
мя». (Прохор Мошнин, сын купца из Курска: 1758-1833, 15.
01). Он говорил, что истинная же цель жизни нашей христианской
состоит в стяжании Духа Святаго Божьего.
«Близь Господь всем призывающим Его
во истине, и несть у Него зрения на лица, Отец бо любит Сына
и вся даёт в руце Его», лишь бы мы сами любили Его, Отца
нашего Небесного, истинно по-сыновьему.
Одного опасайтесь, чтобы не просить
у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Однако
взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды.
И во время всей беседы этой (с Мотовиловым),
с того самого времени, как лицо о. Серафима просветилось,
видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе
сказанное говорил он мне, находясь в одном и том же положении.
Исходившее же от него неизреченное блистание света видел
я сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить
присягою (у пустыньки, недалеко от р. Саровки, под открытым
небом. Морозец, снегопад. Мотовилов сидел на пне, а о. Серафим
стоял, глядя на небо). Прославление святых мощей (19. 07.
1903 года)- не знал: Мать моя родилась тогда, Мария.
Православная церковь воззвала: «Преподобне
отче Серафиме, моли Бога о нас».
О делах Божиих нельзя рассуждать по
насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет ведения тайн
Божиих. Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в
жизни сей так, как бы не существовал. При истинной любви
к Богу должен забыть всякую другую любовь (т. е. всё в мире
сем ненавидеть и презирать, как демон у Лермонтова?)
Излишнее попечение в делах житейских
свойственно человеку неверующему и малодушному.
Да збавится душа от козней дьявольских,
Да взойдёт она невредимою в Небеса.
**** **** ****
«Дзин, пын, мей».
- Послушай, дорогой читатель! Никогда
не привечай этих грязных тварей монахинь, ибо нутро у них
распутное. Это они отвергли обет воздержания, потеряли стыд
и совесть, погрязли в пороках.
Спуститься ль в ад, подняться к небесам
–
Любой себе готовит участь сам.
Излишества вечно приводят к разврату.
Где алчность и злоба не жди доброты.
За добром не гонись, в богачи не тянись,
Скромной долей доволен пребудь,
Вот и счастье найдёшь... И покой обретёшь,
И вздохнёт с облегчением грудь.
Судьба нам приносит горе тяжкое, множество
мук,
Но нет тяжелее смерти ближних иль
с ними разлук.
Семь раз по десять лет прожить нам
суждено,
К чему же день и ночь заботами терзаться,
Ты душу распахни, пей радости вино,
Зачем же унывать и смерти (со страхом)
дожидаться.
**** **** ****
Нет предела стремлению жадному...
Нет исхода труду безуспешному...
Нет конца и пути безотрадному...
Боже, милостив буди мне грешному
(Мей Л. А. , 1822-1862)
Дьякон Егор: Смолоду одержим стихотворной страстью, но конфужусь
людей просвещённых, понимая убожество своё.
- Ну, вот – сказал дьякон и начал
протяжно, раздумчиво, негромко:
Не спалося Господу Исусу
И пошёл Господь гулять по звёздам,
По небесной золотой дороге,
Со звезды на звёздочку ступая.
Провожали Господа Исуса
Николай, епископ Мирликийский,
Да Фома-апостол – только двое.
Думает Господь большие думы,
Смотрит вниз – внизу земля вертится,
Кубарем вертится чёрный шарик,
Чёрт его железной цепью хлещет.
Был я там, - сказал Христос печально,
А Фома-апостол усмехнулся
И напомнил: - чай мы все оттуда –
Поглядел Христос во тьму земную
И спросил угодника Николу: -
Кто это лежит там, у дороги,
Пьяный, что ли, сонный аль убитый?
- Нет, - ответил Николай угодник,
- Это просто Васька Калужанин
О хорошей жизни замечтался.
Тут Христос мечтателям мирволя,
Опустился голубем на землю.
Встал пред Васькой, спрашивает:
Я – Христос, узнал меня Василий?
Васька перед Богом на колени,
Умилился духом, чуть не плачет.
Господи!– бормочет, - вот так штука!
Мы тебя сегодня и неждали.
Что же не сказал ты мне заране?
Я бы сбил народ Тебе навстречу,
Мы встретили б тебя созвоном,
Всем бы нашим Жиздринским уездом!
–
Усмехнулся Иисус в бородку,
Говорит Он мужику любовно:
- Я ведь на короткий срок явился,
Чтоб узнать: Чего ты, Вася, хочешь?
Васька Калужанин рот разинул,
Обомлел от радости Василий
И потом, слюну глотая, шепчет:
Дай мне, Господи, целковый, /
- Знаешь, неразменный этот рублик,
Как его ни трать, а не истратишь,
Как ты не меняй – не разменяешь!
- Денег у меня с собою – нету,
Деньги у Фомы, у казначея,
Он теперь Иуду замещает...
Пьёт да ест Васяга, девок портит,
Молодым парням – гармони дарит,
Стариков за бороды таскает,
Сам орёт на всю калуцку землю:
- Мне плевать на вас, земные люди,
Я хочу – грешу, хочу спасаюсь!
Всё равно мне двери в рай открыты,
Мне Христос приятель закадышный!
- Ты, Христос, на нас не обижайся,
Мы тебя, Исус, не забываем,
Мы тебя и ненавидя – любим,
Мы тебе и ненавистью служим.
«Бога я очень люблю, - сказал дьякон,
- только у меня требония к нему строгие: не человек – жалеть
его не за что».
- А если его – нет?- Утверждающие
сие ошибаются.
Там, сейчас дьякон читал о Богородице,
дьяволе и слабом человеке Адаме. Хорошо! Умная бестия, дьякон.
И проговорил:
Не Христос, ни Авель нужен людям,
Людям нужен Прометей-Антихрист!
У него в стихах, Богоматерь, беседуя
с дьяволом, упрекает его: «Зачем ты предал меня слабому Адаму,
когда я была Евой,
- зачем? Ведь с тобой живя, я бы землю
ангелами заселила!»
Каково! Женщина создана глупо.
БЛАГОДАТЬЮ наз. Божья сила,
избавляющая человека от греха и соединяющая
его с Богом. У католиков благодать - единственное условие
спасения... православие полагает – для спасения нужны и усилия
самого человека. Благодать исходит только от ПАПЫ, поэтому
власть его над всей христианской церковью.
У католиков причастие только хлебом
(телом Христа) без его святейшей крови.
М. Горький. «Жизнь Клима Самгина».
- Душа сопричастна страстям плоти,
дух же бесстрастен, и цель его – очищение, одухотворение
души, ибо мир исполнен душ неодухотворённых (Я бы сказал,
их вообще мало в мире душ одухотворённых).
Преподобный Амвросий Оптинский: «Праведных
ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных – Сама Царица
Небесная».
Жить – не тужить, никого не осуждать,
никому не досаждать и всем – моё почтение!
Сказать себе: «Я буду поститься строго
по уставу»- всё равно, что сказать себе : «Я буду святым».
Святые отцы строго постились и всю страстную пятницу ни чего
не ели и не пили, но этот пост у них был сопряжён с глубочайшим
смирением, которого мы не имеем. Просто подражать святому
– эгоистическое подвижничество и оно не к добру.
Бог говорит, что Он не выйдет из свое
невидимости ради тех, кто «брата своего, которого видит,
ненавидит».
Некоторые уверяют, что «Бог у него
в душе», но эта никогда в молитве и не приглашала Господа
войти, а без просьбы входят только воры.
(ЛГ, авг2002).
Лариса Васильева. – Образы Семьи Небесной
утверждены церковью: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух.
Какая телесная или бестелесная Божественная
жизнь можетявиться в мирОздани Вселенной от Троицы, у которой
Отец без Матери, Дух без Души?
Тех, кто задумывается над несоответствиями,
безжизненностью и однобокостью официально провозглашённой
Троицы, не одобряют церковные иерархи христианских религий
в наших патриархальных обществах, но и они время от времени
спорят о Троице на своих соборах, интуитивно ощущая её неполноту.
... Жизнетворная Небесная Троица проста
и аналогична земной семейной парной троице:
Бог Отец–Бог Матерь (отец-мать).
Бог Сын-Бог Дочерь (сын-дочь).
Бог Дух-Бог Душа (дед-баба). Не вульгарное:
баба-женщина. Среди великих учёных мужей, а также среди литераторов,
особенно поэтов, случались и случаются прозорливцы с ощущением
двуобразности Божественного в Природе мирОздания, с предчувствием
парной Троицы.
В. В. Розанов, В. И. Вернадский, В.
С. Соловьёв, Д. Л. Андреев очень близко подходили к Двоебожию
Природы, но всякий раз переходили с мужской вертикали на
женскую вертикаль (вместо того чтобы скруглить обе), что
в итоге соответствовало пословице: «тех же щей пожиже влей».
Люди религии всегда находят выход
в прославлении Богородицы, опуская глаза перед Её непризнанием
Богом.
У Серафима Саровского было прозрение.
Он назвал Заступницу Деву Марию ещё и Спасительницей, уравняв
Её с Богом Сыном Спасителем, Иисусом Христом.
Греха своего не бойтесь, даже и осознав
его, лишь бы покаяние было, но условий с Богом не делайте.
(«Братья Карамазовы», Достоевский).
А о том, что всякий человек за всё
и за всех виноват, помимо своих грехов, о том вы совершенно
правильно рассудили, и удивительно, как вы вдруг в такой
полноте сию мысль обнять. И воистину верно, что когда люди
эту мысль поймут, то настанет для них царствие небесное уже
не в мечте, -а в самом деле. (таинственный посетитель будущего
о. Зосимы после дуэли)
В уединении оставаясь, молись... землю
целуй и неустанно, ненасытно люби. Кто любит людей, тот и
радость их любит. Чтобы человек под конец находил свои радости
лишь в подвигах прощения и милосердия, а не в радостях жестоких
(объядение, блуд, чванство, наверно и пьянство – от себя
добавлю). Тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред
Тобою представших». Ибо в каждый час тысячи людей покидают
жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом.
Ты знатен, ты богат, ты умён и талантлив
– и пусть, благослови тебя Бог. Чту тебя, но знаю, что и
я человек. Тем, что без зависти чту тебя, тем-то и достоинство
моё являю предтобой человеческое.
- О Sancta Мария, что я слышу: уже
не с тем. Но доколе это продолжится и как вам это не стыдно!»
Грешница отвечает, вся в покаянных слезах: «Это доставляет
ему такое удовольствие, а мне так мало труда (Достоевский
«Братья Карамазовы», на исповеди у патера).
... Но разве только ради собственного
самоутверждения встают на земле храмы и монастыри? Нести
людям дар благорасположения, своим примером, образом собственного
жития пробуждать в душах мирян устремлённость к добру – это
ли тоже не долг церкви? Или азарт первоначального накопления
побеждает все прочие, нематериальные побуждения не только
в гражданском обществе? Грустная мысль. - Мы Богу служим,
их грехи отмаливаем, а они, неблагодарные, понять того не
могут - игуменья. Даже деревенским мальчишкам запрещает удить
рыбу в монастырском пруду – собак наускивает, вызывает милицию...)
Угрызение совести, смягчение нравов.
Ну и кто же выиграл? Выиграли одни бессовестные, потому что
ж им за угрызение совести, когда и совести нет вовсе. Зато
пострадали люди порядочные, у которых ещё оставалась и совесть,
и честь. .. (Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Монах Дионисий Малый
предложил в VI веке н. э. летосчисление
от Рождества Христова. А раньше было от основания Рима. Правитель
Иудеи Ирод, при нём родился Христос, умер не позже четвёртого
года до н. э. Значит, Христос родился на 4-5 лет раньше.
Возникшая давно, в библейских временах,
Бросающая в жар сильней любой простуды,
«Сосудом дьявола» нарёк тебя монах,
На кухне бытия полно такой посуды...
Я чую, что в меня закон любви вменён,
И на его призыв так трудно отмолчаться.
Я верую в Завет, я признаю Канон,
Но, может быть, и в нём возможна опечатка?
(Вл. Костров)
Если сохраним храм, будем радоваться
здесь, на земле, а если погибнем, будем радоваться в церкви
небесной... (дьяк палестинского храма Роман. Именины 1 декабря.
Помоги, Господи, нам нести жизненный
крест и да будет во всём воля Твоя. Христос посреди нас!
Не лги, послушествуй старшим и носи
добродетель в сердценравоучение отца молодому Чичикову перед
его скупкой мёртвых душ. (Аферист из него получился тот ещё!).
**** **** ****
Чего стоил многократный показ по «России»
торжественного М. Горбачёва, который называл Папу «гуманистом
номер один» и намекал на свою почти папскую мировую роль
(«гуманиста номер два»?), о которой биограф Папы Д. Ваагель
писал: «Визит Гобачёва в Ватикан (1 декабря 1989 года) стал
актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы
развития человечества». И каждый зритель должен был уяснить,
какое великое счастье – бороться с коммунизмом до предательства
и уничтожения своей собственной страны!..
1001 ночь. Сказки Шехерезады. - Кто
облегчит огорчённому одну горесть из горестей мира, тому
облегчит Аллах сотню горестей.
Адам и Ева должны были в своём развитии
осуществить три благословения Бога:
- Достичь нравственного совершенства.
- Затем создать идеальную семью, на
основе которой возникли бы идеальное общество, нация, единая
мировая семья, утвердившая бы Царство Небесное на земле.
- И, наконец, владычествовать в любви
над всем миром творения (пребывать в гармонии с Природой,
мирОзданием).
Но им не хватило безоговорочной веры
в Слово Божие, они нарушили заповедь «не вкуси» плода райского
дерева.
**** **** ****
Если что-то не получается по независящим
от вас (причинам) обстоятельствам, значит, Господь приготовил
вам кое-что получше, - монах, духовник Олеси Николаевой,
писательницы. 1994.
Приди ты немощный,
Приди ты радостный,
Звонят ко всенощной,
Молитве благостной
(Бунин, «Жизнь Арсеньевых»).
Да и что такое скорбь? Страх смерти.
Одолей страх смерти, не будет и скорби никакой.
Жизнь – это нива, по которой проходит
каждый свою борозду.
Я прошёл свою жизнь, как канатоходец
в поисках равновесия . Куприн Александр Иванович.
Богоматерь, побывав с архангелом Михаилом
в аду, вымаливает у Бога остановку мук на всякий год от Великой
пятницы до Троицына дня, а грешники из ада тут же благодарят
Господа и вопиют к нему: «Прав Ты, Господи, что так судил».
Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить,
а в том, для чего жить.
Да ведь весь мир познания не стоит
тогда этих слёз ребёнока «к боженьке»... (девочку 5 лет запирали
в отхожее место. Мальчика 8 лет генерал в отставке затравил
собаками. Он был растерзан на глазах матери).
**** **** ****
Ты не сошёл со креста, когда кричали Тебе,
издеваясь и дразня Тебя: «Сойди со
креста и уверуем, что это Ты».
Ты не сошёл потому, что не захотел
поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной.
Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника
пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Они ниспровергнут
храмы и зальют землю кровью («Братья Карамазовы», Достоевский
Ф. М. ).
**** **** ****
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ (по тексту синодальной Библии)
Отче наш, сущий на небесах! да святится
имя Твое; да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и
на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо
Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.
П С А Л О М 90 («Живый в помощи Вышняго»)
Живущий под кровом Всевышнего под
сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «Прибежище мое
и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит
тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями своими осенит
тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение
– истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей
днём. Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к
тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими
и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь –
упование мое». Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не
приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех
путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень
ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь
льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне,
и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его;
Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». (В переводе
синодальной Библии).
**** **** ****
Айседора Дункан.
– Я верю, что наступит день, когда
мировой разум наконец восстанет против уродливых обрядов
церкви, создаст прекрасную последнюю церемонию для усопших
и примет в ней участие. Крематорий уже является большим шагом
вперёд от зловещего обычая предавать тела земле. Многие думают,
как и я, но, разумеется, мои стремления встретили осуждение
и злобу со стороны многих правоверных ханжей, которые считали,
что, желая попрощаться с любимыми мной существами в обстановке
гармонии, яркости, света и красоты, и, предавая их тела кремации,
вместо того, чтобы зарыть их в землю на съедение червям,
я проявляю себя бессердечной и ужасной женщиной.
Как долго придётся ждать, прежде чем
разум одержит верх в жизни, в любви, над смертью. Я приехала
в угрюмый склеп крематория и увидела перед собой гробы, которые
похоронили в себе золотистые головы, стиснутые ручонки, похожие
на цветы, быстрые ножки моих детей всё, что я любила...
Во мне назрело твёрдое намерение покончить
с жизнью. Разве могла бы я продолжать жить, потеряв детей?
И лишь слова девочек из моей школы, обступивших меня: «Айседора,
живи ради нас! Разве мы тоже не твои дети?- побудили меня
утешить скорбь других детей, которые оплакивали смерть Дердри
и Патрика. (Девочке лет 8, мальчику около 4-х. Машина скатилась
в Сену, в Париже. С ними и няня. Захлебнулись. 1913 год).
***
Максим Горький. «Губин».
– Нам с тобой, Яков Петрович, наэтом
свете жизнь нашу с честью окончить, а на том, Бог даст, приспособимся...
***
Протоиерей Александр Мень. Предисловие к «Исповеди» Толстого
Льва Николаевича.
Итак, без веры жить нельзя. Религиозная
вера ориентирована на высший Смысл бытия. Люди называют его
Богом. Он – основа и первопричина всего. Кажется, это и разуму
не противоречит... «И стоило мне на мгновенье признать это,
- удивлялся Толстой, - как тотчас жизнь поднималась во мне,
и я чувствовал и возожность, и радость бытия. Однако рационалистическая
закваска немедленно заявляла о себе. Разве не известно, что
вера «неразумна», что «неразумны и уродливы» её ответы на
вечные вопросы, что понятие о Боге – не более чем понятие?
И тогда всё вокруг снова умирало и вновь надвигался призрак
самоуничтожения. (Толстой уже 27-летним задумался о смысле
жизни и об уходе из жизни бесполезной-моё прим. ). Выход
был найден. Вера была принята как единственное решение. Толстой
желал, чтобы это было христианство. Но получилось нечто иное.
Своё, «самодельное»... В юности Толстой, почти за 20 лет
до кризиса, записал в дневнике (5 марта 1855 г. ):
«Разговор о божественном и вере навёл
меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я
чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание
НОВОЙ религии , соответствующей развитию человечества, религии
Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической,
не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на
земле».
Образованное общество в ХIХ веке в
России, утратив в значительной своей части связь с Церковью,
видело в литературе «учителя жизни». Гоголь и Белинский,
Писарев и Чернышевский стали для многих своего рода пророками.
Поэтому роль проповедника, которую Толстой-художник взял
на себя после произшедшего в нём переворота, вполне соответствовала
духу времени.
Протоиерей Максим Козлов.
- Необходимо помнить слова Максима
Исповедника , который говорил, что нет вещей, дурных по своей
природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. Не
нужно демонизировать никакие проявления материальной, технической
и даже духовной культуры – они есть своего рода инструмент.
Там же. Игорь Золотусский.
- Годы исканий во тьме, почти вслепую
(переход от журнальных статей к истории души одного из гениев),
привели в конце концов к простой формуле: «Полюбите нас чёрненькими,
а беленькими всякий полюбит»... От памяти о великих тенях,
которые, в отличие от тени отца Гамлета, звали не к оружию,
а к тому, к чему звал неистового пророка Иеремию Господь:
«извлеки драгоценное из ничтожного и будешь, как Мои уста».
Извлечь из ничтожного драгоценное
во сто крат трудней, чем проклясть ичтожжное и посмеяться
над ним. А Гоголь извлекал. Он научил меня ещё одной истине:
надо спросить себя: «А ты то хорош?», а уж потом, ища виновных,
оглядываться вокруг.
В Евангелии от Луки рассказ об искушениях,
которыми дьявол соблазнял Христа, заканчивается словами:
«И окончив всё искушение, диавол отшёл от Него до времени».
Это «до времение» поразило меня. Значит, для дьявола не всё
потеряно? Значит, он ещё и ещё раз попробует подступиться
к Христу, рассчитывая на какую-то Его слабость? Что же говорить
о нас смертных?
Но как бы ни выстоилось неизвестное
нам будущее, сколько б новых соблазнов ни представил новым
поколениям творцов дьявол, настанет минута, когда некоторые
из них ответят ему, как ответил Тот, кого он безуспешно пытался
купить : «Изыди сатана».
Там же. Сергей Макаров. «Крестный путь».
- Так, в ноябре 1939 года Сталин подписывает
указ, в котором весьма недвусмысленно сказано: «Указание
товарища Ульянова (Ленина) от 21 мая 1919 года... «О борьбе
с попами и религией»... отменить». А к концу осени 1941 года
в стране практически закрыты все антирелигиозные периодические
издания. 4 сент. 43-го года Сталин пригласил в свой кремлёвский
кабинет руководителей Русской православной церкви. Митрополит
Сергий, рассказывая о трудностях, какие испытывает Церковь,
в частности, сказал, что наиболее острой проблемой является
нехватка кадров священников. - Почему?- в упор спросил Сталин.
- Куда же они подевались?
Ответить, что их сгноили по сталинским
лагерям и не без его же ведома, было бы слишком рискованно.
Но митрополит, пастырь старый и опытный, не растерялся. -
Как «куда»?- ответил он с явным намёком на биографию Сталина.
- Церковь готовит священников, а они подаются в Маршалы Советского
Союза.
Тонкая усмешка шевельнула сталинские
усы. - Да, да... - сказал он довольный. - Как же... Я семинарист...
Если перед войной по стране оставалось
3732 действующих храма, то к концу войны их стало 14273.