Ленин - раскрученная марка 22.04.2003 12:22 | Известия.RU Версия
для печати
Сегодня в моду входит ретро - футболки с надписью "СССР",
песни комсомольской юности, советские агитплакаты. Эти тенденции
коснулись и главной достопримечательности Ульяновска - Ленинского
мемориального центра. Конечно, о былой популярности, когда
музей посещали миллионы туристов, остались одни воспоминания.
Но и сегодня мемориал вождя зарабатывает столько же, сколько
все остальные музеи города.
Купи себе немного истории
- А вам не приходило в голову, что Ленин - это бренд, который можно раскручивать
и продавать? - заявила как-то одна музейная работница своим коллегам из Ленинского
мемориала в Ульяновске. По ее мнению, факт рождения в городе Владимира Ульянова
является его главным культурным ресурсом, той маркетинговой идеей, которая
может привлечь сюда массу туристов, а музей-мемориал и есть то место, где можно "купить
себе немножечко Ленина". Но есть ли перспективы у этой "торговой марки" в новом
веке?
До перестройки Ленина раскручивать было не нужно - он и так с лихвой был раскручен
советской пропагандой. Люди, змеившиеся в очереди на просмотр тела вождя в
Мавзолее, приезжали и сюда, на его родину: посмотреть, откуда есть пошел человек,
загнавший клячу истории. Потоки туристов были прямо-таки миллионные, включая
зарубежных гостей. Одинаково аккуратных американских бабушек и дедушек в кроссовках
и светлых шортах первым делом вели в Дом-музей, где долгое время жила семья
Ульяновых, потом в гимназию, где учился Володя Ульянов, и, наконец, сюда, в
мемориальный центр, в филиал Центрального музея Ленина (в 1991 году головной
музей закрылся, и ульяновский филиал стал называться Историко-культурным центром,
перейдя на областное финансирование). Самыми зрелищными экспонатами были скульптура "Булыжник
- орудие пролетариата", макет подпольной типографии и посмертная маска Ильича.
Издержки популярности
С приходом гласности произошла переоценка ценностей: канонизацию со светлого
образа вождя сняли, и оказалось, что Ленин был не такой уж добрый и простой,
а вовсе даже - противоречивая личность. С одной стороны, развенчание созданных
кумиров - благо. С другой стороны, выросло поколение детей, которые в лучшем
случае не знают, кто такой Ленин, а в худшем - считают, что это игрок сборной
России по футболу. Массовый спрос на вождя упал, упала и посещаемость музея
в мемцентре, да и пароходы с американскими старушками больше не причаливают
в речном порту.
- Мы несем издержки былого супервнимания к музею, мы теперь за это расплачиваемся,
испытывая негативное отношение к себе, - говорит директор Музея-мемориала В.И.
Ленина Валерий Перфилов. - Мы понимаем: чтобы музей был востребован, он должен
меняться, отвечать на вызовы времени.
Спрос на Ленина хотя и упал, но не до нуля. Около 200 тысяч человек в год ленинский
музей все-таки принимает, поэтому предложения закрыть его за ненадобностью
или сократить до одного зала в краеведческом музее, а на освободившихся площадях
разместить промышленную выставку-ярмарку, скорее всего, понимания у властей
не найдут. Летом сюда идут группы иногородних туристов, зимой - в основном
ульяновские школьники и студенты, которые посещают тематические выставки.
- Мы зарабатываем столько, сколько все остальные музеи Ульяновска, - говорит
Валерий Перфилов, утверждая, что вклад Ленина в этот заработок так же велик,
как и вклад коммерческих выставок. Неужели все-таки нашелся ответ на главный "вызов
времени"?
Основная экспозиция, занимающая добрые две тысячи квадратных метров, подверглась
определенной ревизии. Раньше она строилась вокруг темы "Ленин и партия", теперь
она стремится показать Ленина в контексте эпохи, проводит связь с "советской
цивилизацией" ХХ века и, что важно, на 70 процентов состоит из подлинников.
- Мы убрали пропагандистские материалы, копии, сосредоточились на показе жизни
и деятельности Ленина как политика и общественного деятеля, - говорит Валерий
Перфилов. - При этом Ленин не единственная фигура в экспозиции. Идет процесс
переоценки и возвращения других личностей.
Вождь и великие
Действительно, понадобилась парочка путчей, чтобы выяснить, что накануне революции
в России действовала не только партия большевиков, но и куча других партий
со своими яркими лидерами; что нельзя говорить о Февральской революции 1917
года, не упоминая Распутина и царскую семью. Обнаружилось, что министр внутренних
дел последнего царского правительства Александр Протопопов - это крупный симбирский
промышленник и землевладелец. Вспомнили премьер-министра Временного правительства
Александра Керенского, тоже великого симбирца, с его смешными деньгами "керенками".
Впрочем, как утверждают специалисты, экспозиция - вещь в значительной степени
авторская. А если авторам уже много лет, если они всю жизнь здесь проработали
и им трудно решиться на переоценку "светлого образа"? Поэтому Октябрьская революция
и первые годы Советской власти представлены в Музее-мемориале традиционно,
и карта с лампочками "триумфального шествия" - с запада на восток - все еще
центральный экспонат. Красный террор и прочие мерзости революции либо затушеваны,
либо не показаны вовсе, дабы не чернить светлый образ. Так что история в какой-то
мере остается субъективной: для целевой аудитории, которая хочет здесь найти
того Ильича - из детской сказки про доброго и мудрого вождя. "Стремимся приехать
на родину В.И. Ленина, чтобы вновь и вновь ощутить величие идей этого поистине
гениального человека", - пишут эти люди в книге отзывов.
Ульяновск или Обломовск?
- Пока у нас в обществе все заидеологизировано и заполитизировано, - говорит
Перфилов. - Должно пройти время, тогда идеологическая накипь сойдет, и останется
суть. А наша задача - связать историческое пространство, формировать самосознание
людей так, чтобы они целостно воспринимали свою историю.
И все же насколько перспективен бренд "Ленин и компания"? Эксперт Совета Европы
Роберт Палмер, который побывал в Ульяновске осенью 2001 года, не верит, что
культурная политика любого города должна привязываться к отдельной личности
или историческому событию. "Это может быть стимулом, одним из факторов целостной
политики, но планировать развитие на основе единственного проекта или личности
было бы слишком большим упрощением и ограничением", - говорит он.
Симбирский край, эта типичная обломовская провинция, оказался на удивление
богат выдающимися личностями, каждая из которых могла бы стать тем самым брендом:
отсюда вышли историк Карамзин, писатель Гончаров, поэт Языков и много еще кто.
Директор Перфилов даже намерен разместить в фойе своего музея "Карту культурных
ресурсов края" - чтобы гости города знали, что не Ильичем единым жива область.
И хотя журналисты явно поспешили переименовать Ульяновск в Обломовск, Ленин
- это все же только повод, но не причина сюда приехать. Ленин - не вся история,
а историческая ниша. А история сама по себе и причина, и бренд.
Сергей ГОГИН, Ульяновск
Известия.RU |