Кичаны - Северная Карелия - Мурманская обл. - 23 июля - 6 августа 2009 года - живописные скалы и сосны, белые ночи и безкрайние просторы озёр, сельги, лабы, вараки, кристальной чистоты вода, бакланцы, салмы, корги, луды, пахты и острова.
Нитка маршрута: Москва - ст. Чупа - причал 66град. 25,472 N 32град. 22,774 Е оз. Верхняя Пажма - оз. Нотозеро ( Нольгуба - Коккогуба - острова Частые - Моша - губа Такка - устье руч. Лисий) - руч. Лисий - оз. Лисье - губа Лисья оз. Верхние Кичаны - оз. Средние Кичаны - оз. Нижние Кичаны - вдп. Кичаны - оз. Лопское - протока Тюлле - оз. Нотозеро ( губа Широкая - Коккогуба - Нольгуба) - причал 66град. 25,472сек. N 32град. 22,774 Е оз. Верхняя Пажма - ст. Чупа - Москва
Цель путешествия: Четвёртое знакомство с Северной и приполярной Карелией в малодоступных местах в районе озер Кичаны.
Вход и выход с маршрута: Для успешной доставки на место старта и отъезда группы с конечной точки маршрута есть адреса и реквизиты хороших людей в Амбарном, Лоухах, Чупе, Энгозере. Только нельзя пользоваться услугами одного "кидалы" из Амбарного. Его можно узнать по нахрапистости и видимым невооруженным глазом - невежестве. Его имя - Тиханович Сергей Брониславович.
Картографические материалы: - 4 карты на общегеографической и топографической основе маштаба 1:50000, называемые в народе генштабовскими 500-метровками. При наличии таких карт, компаса и начального опыта, можно проложить самый оптимальный путь. Электронные карты полученные с помощью программы Google Earth ( все карты доступны для скачивания) позволят скорректировать новообразования (заросшие проходы между островами или наоборот, новые острова и проходы, и т.п.) со времен генштабовских 500-метровок.
Состав и снаряжение: 16 человек + собака. Байдарки - "Таймень - 3 " - 3 шт. "Вуокса - 2" - 1 шт. "Нева - 3" - 1 шт. А так же один 2-хместный легендарный "Салют". Общий вес снаряжения и продуктов питания ~ 900 кг., что составило 56 кг. на человека (доплата 10 кг. на каждого за ж/д проезд "туда").
Железнодорожные участки
Длина, км
Краткое описание
Москва - ст. Чупа
ст. Чупа - Москва
И Т О Г О
~3350
Автомобильные участки
Длина, км
Краткое описание
Туда
ст. Чупа - причал 66град. 25,472 N 32град. 22,774 Е оз. Верхняя Пажма (стапель)
~50
На 2-х УАЗиках с одним прицепом (16 человек + собака) ~ 2 час.
25 км. по асфальту (10 км. до трассы Москва-Мурманск, 15 км. по трассе) до левого поворота на Нольозеро.
Далее 12 км. по грунтово-каменистой лесовозной дороге сносного качества до лесопункта Нольозеро. Во времена повальной рубки леса, однополосную дорогу снабдили регулярными "отстойниками" - косыми съездами с дороги, метров по 15. Для того чтобы лесовозы могли достаточно легко разойтись, пропуская встречный транспорт. Отстойники располагаются через каждые ~250 м. попеременно, то с одной, то с другой стороны.
Далее 5 км. до моста через р. Нольозёрка - дорога уже хуже, но ещё проходима для легковушек.
Следующие 5 км. по той же лесовозной дороге, до новой вырубки с правым поворотом к оз. Верх. Пажма. Дорога уже "лесовозного" качества - доступна начиная только с УАЗов и далее, в сторону вездеходов. Местами дорога в воде, под которой постоянно натыкаешься на крупные невидимые булыганы и стволы деревьев (для любителей экстрима - можно и внедорожник попробовать поломать :-).
Последние 3 км. - это от поворота новой вырубки до причала. Метров за 200 перед причалом, в лесу на возвышенности, для рыбачьих туров и прочего люда, курортно и пляжно отдыхающего, построены добротные срубы, плюс ещё один на берегу (баня). Но нам туда не надо и даром.
Обратно
Причал 66град. 25,472 N 32град. 22,774 Е оз. Верхняя Пажма (антистапель) - ст. Чупа
~50
На том же транспорте, в том же составе, ~ за то же время. Описание см. выше.
И Т О Г О
~100
Водные участки
Длина, км
Перепад высот
Краткое описание
Место стапеля
- оз. Верняя Пажма причал
66град. 25,472 N 32град. 22,774 Е
- самый ЮЗ остров островов Частые -
2-я стоянка
12,4
0
37,2 м. над уровнем моря. Хорошее, обдуваемое место для стапеля в самой Ю части Ю залива в серединной части озера. Солнечно. Ветер умеренный. Купание. Место уже хорошо обитаемое. Помимо капитальных срубов, на поляне и рядом, расположены несколько теплушек с печками. Арендаторы территории разрешают делать костёр только в небольшом отдалении по берегу. Горячий завтрак. ( далее, весь поход согласно раскладке с 3-хразовым питанием по утвержденному меню, плюс заначки для переходов на каждый экипаж, из расчёта 300 руб. в день :-). здесь имеется добротный причал с навесом. Он предназначен для людей из заезжих рыбацких туров. Так что щук и окуней можно таскать прямо с него. До ближайшей удобной стоянки ~ 3 км. Расположена она на круглом острове посередине пролива выводящего в Нотозеро. На ЮЗ встаёт массив горы Иванова (343,6м). В дальнейшем - Иван пупырь. Да и любые другие подобные возвышенности, а тем более они все ниже Иван пупыря, мы называли пупыриками. Стоянки есть, как правило, на всех островах. При приближении к Частым островам, на ЮЗ, правее Иван пупыря появляется Ирин пупырь.
От сюда и до захода в устье Лисьего залива слева по ходу, сначала на Ю, а далее на ЮВ, на протяжении нескольких километров, вас всегда будут сопровождать эти красивые пупырики. Для получения самых популярных видов Нотозера проходим правее архипелага островов Частые и делаем горячий обед на западной оконечности самого большого острова. Солнечно. Ветер умеренный. Купание. Делаем ещё один короткий переход до стоянки.
2-я стоянка - Самый ЮЗ остров островов Частые - мыс ЮЗ полуострова устья Лисьего залива - 3-я стоянка
14
0
37,2 м. над ур. моря. Завтрак. Солнечно. Ветер умеренный. Купание. Варианты прохождения можно выбирать на любой вкус. Всё зависит от уровня подготовки судов, экипажей и погоды. Наиболее безопасные - это переходы, минующие большие водные пространства, с разгулявшимися на ветрах большими волнами. Как правило, это проходы между островами. Так что необходимо всегда соблюдать меры безопасности - спас жилеты на всех, в байдах ёмкости непотопляемости, сигнальные свистки, страховочные обвязки, компактность группы байд при движении и пр.. Наиболее живописный путь - по центру Нотозера. Здесь самые наилучшие виды окрестностей. По всему кругу горизонта - вдохновенные панорамы величественного озера, разнообразных его берегов и причудливых островов! Единственный в этом районе поселок Моша - он постепенно восстанавливается. Так сказать - уголок цивилизации на просторах Нотозера. Отстраиваются дома, их чуть более десятка. Есть большая печь-коптильня, дом-гостинница. Моторки
иногда
снуют туда-сюда, доставляя людей и их разнообразную поклажу.
На дальнейшем пути к Лисьему ручью, жаждущим новых приключений путешественникам, открываются новые горизонты и синие дали просторов Нотозера. На СЗ - впечатляющая панорама с Лисьем пупырём, на З - манящие в свои лабиринты россыпи архипелага Листяных островов. В губе Такка делаем горячий обед на северной оконечности острова Лайд. Солнечно. Ветер умеренный. Купание. При дальнейшем движении, при приближении к Лисей губе, замечен небольшоу ручеёк, сливающийся маленьким водопадиком на каменистом северном берегу озера, в месте с минимальным расстоянием до узкого восточного залива оз. Лисье. А на генштабовской 500-метровке обнаружено несоответствие нынешней гидрографии устья Лисьего залива. Там нет ЮВ острова в устье,
образующего два выхода из залива
и одного небольшого островка, ~ 200 м. восточнее от него. Стоянку организовали на мысу ЮЗ полуострова устья Лисьего залива, где напротив него, в озере,
недалеко от берега,
на выступающих камнях находится триангуляционная пирамида с отметкой 37,5 м. Благодаря крепкому восточному ветру, набирающему силу на просторах Нотозера, на этом мысу наблюдаем красивый прибой с весёлыми волнами. Везде щука и окунь, немного грибов и черники.
3-я стоянка - Мыс ЮЗ полуострова устья Лисьего залива - ЮЗ залив оз. Лисье - 4-я стоянка
2,1
14,7
37,2 м. над уровнем моря.Прекрасная погода для трудоёмких обносов. Ветер умеренный, облачность, но тепло. По Лисьему заливу длиной ~ 830 м. доходим до места где вытекает сам ручей. 1-ый обнос, 30 м. Тропа обноса по правому берегу ручья. Есть место для перекуса и отдыха с обычным костровищем. Тут же остатки разрушенной плотины. Такие короткие обносы проходятся легко и незаметно, даже с большим количества груза. Далее ~350 м. плёса шириной от 2-х до 5-ти метров ( ручьём назвать эту часть нельзя), с одним узким, в ширину байды, проходом. Течение в узком месте слабое. 39,7 м. над уровнем моря. 2-ой обнос, ~170 м. Тропа обноса по правому берегу. Основной груз проносим полностью до тихой воды, а байды с "мелочёвкой" (возможны разные варианты) обносим только ~ 60 м., потому-что есть тропка вправо на ручей, сразу за разрушенной плотиной. А далее делаем лёгкую проводку байд до тихой воды ~110 м. Опять узкий плёс, (не ручей) ~420 м. В середине плёса есть правое г-образное ответвление. 44,2 м. над уровнем моря. 3-ий обнос, ~200 м. Тропа обноса идет по левому берегу. Рядом с тропой развалины дома (безызвестных строителей плотин и вальщиков леса), каркас из тонких жердей, типа парник, а напротив остатки плотины бывшего лесосплава. Далее тропа выходит снова к ручью, но продолжается уже на правом берегу. Далее есть два варианта. С малым количеством груза можно продолжить обнос перейдя по диагонали через ручей на правый берег и далее по тропе, пересекая очередную разрушенную плотину, до озера ~80 м. С большим количеством груза и при наличии большой воды, рекомендуется загрузить байды в этом месте, пройти по плёсу ~50 м. и сделать последнюю на этом участке проводку до озера ~50 м. Проводку гружёных байд необходимо делать вдвоём (быстрое течение на коротком участке). Но здесь нас ждёт удобная стоянка в конце тропы обноса на берегу Лисьего озера. Костровище удачно расположено под стенкой большого валуна. Пасмурно, но тепло. Кратковременные небольшие теплые дожди. Горячий обед. Отдых. Дальнейший путь откладываем на завтра. Ужин. Везде щука и окунь, немного грибов и черники.
51,9 м. над уровнем моря. Прекрасная погода для трудоёмких обносов. Ветер тихий, тепло, облачность. Далее 600 м. севернее, на ЮЗ мысу озера есть более «правильная» стоянка. 4-хлетний опыт хождения по дебрям Северной Карелии установил главное правило для стоянок – обязательно хорошо обдуваемое место! По озеру, от ЮЗ мыса через 1,5 км. в северном направлении (во второй половине этого отрезка слева по борту остров), поворачиваем на лево в очень (черпаем веслами за илистое дно) мелководный залив до устья ручья - 300 м., вытекающего из небольшого болотца. 4-ый обнос, 450 м. Тропа начинается на "мягком" болоте, но сразу же выходит на тропу обноса по правому берегу ручья, - каменистой вараки, поросшей лесом. Следует отметить, что ручей имеется только на генштабовских картах. На самом деле сегодня это уже заболоченное место, поросшее лесом.
Вслед за обносом, в качестве награды, ещё 1,4 км. живописного плёса! 1-ый волок, 200 м.
Наконец-то, первый, настоящий волок. Прекрасная каменистая тропа до Кичан, среди ягеля по живописным каменным плитам с молодыми сосёнками! Тропа выводит на великолепный каменистый берег с двумя небольшими узкими заливчиками, которые расположены по бокам выступающего мыса. Есть обустроенное костровище и места для палаток.
Горячий обед. Отдых. Переменная облачность. Утки и кулички. Впереди открываются просторы Верхних Кичан. На горизонте расположены массивы пупырика Компавары и других многих безымянных возвышений. Все пупырики в лесах, так что полярная тайга приобретает необыкновенный вид лесного моря с лесистыми островами. По воде до полярного круга - 1,5 км.
Ещё 3 км. до 5-ой стоянки слева по ходу на заметном каменистом возвышении не доходя 100 м. до первого Ю залива, имеющего в своём устье узкий остров, вытянувшийся с С на Ю почти на 400 м. На этой стоянке, почти у воды, нами сложена каменка (легкого пара, путешественники). Везде щука и окунь, немного грибов и черники.
53,7 м. над уровнем моря. Дальнейшее прохождение по озеру не представляет каких-либо затруднений. Для успешного ориентирования на этом озере присутствует всё необходимое – возвышенности и острова, заливы и мысы, ручьи и даже развалины изб былых лесорубов. А малые и легкодоступные расстояния между ними превратят подобное путешествие в увлекательную заполярную экскурсию с незабываемым отдыхом в дали от душной цивилизации. Здесь стоит посетить как можно больше понравившихся мест и останавливаться для ловли рыбы, сбора ягод, да и просто – для отдыха. Единственным условием получения вышеперечисленных благ Лисьей кругосветки, является наличие достаточного запаса походных дней с хорошей погодой. И вот тогда, при достаточном навыке ловли и заготовки рыбы, (также относится к ягодам и грибам) вы будете одарены крупными щуками (8-10 кг), жирными усатыми налимами, благородными хариусами, шустрой в крапинку форелью, золотистыми язями, серебристыми сигами и несравненной красавицей палией. Итак, для быстрого прохождения в оз. Средние Кичаны, от места 5-ой стоянки, необходимо обогнуть слева направо 8-ми километровый полуостров, разделяющий две нижних части буквы Z озера от верхней её части, сначала в направлении СЗ ~ 1,7 км, потом на С ~ 1,5 км., далее на В ~ 2,7 км. Пройти между островами в направлении СВВ ~2 км. до узкого мыса, ориентиром служит 108 м. возвышение прямо по курсу. Заходим в восточный залив верхний части буквы Z озера и ~ 2 км. левой дуги выводят нас к порогу ~ 100 м.– слив в среднее озеро. Здесь на выбор – либо проходим, либо проводим. Кому, как позволяют условия. Но, выходя с верхнего озера, как правило, не с пустыми руками – проводим для безопасного сохранения груза. Ещё ~ 1 км. до стоянок, либо на острове (отличная), либо напротив, как на Ю берегу (отличная), так и на С (весьма захламлённая). На островной стоянке нами была построена очередная каменка (легкого пара путешественники). ... Но ничто здесь уже не сравниться со спокойствием и чистотой, природными красотами и богатсвом Верхних Кичан. Наша задача выполнена, пора торопиться домой, впереди ещё три дня до места с антистапелем.
51,9 м. над уровнем моря. Следующие 3км. на В до полуразрушенной плотины бывшего поселка лесорубов Кичаны. Проводим через правые ворота. За плотиной небольшой порожек ~ 40м. Через 600м., а потом через 300м., тоже небольшие порожки ~ 40м. Далее 850м. в направлении ВВЮ и поворачивая на Ю проходим 350м. Других проходов, которые изображены на генштабовских картах здесь уже нет, они все заросли. Двигаться необходимо только самым южным проливом. Следующие 3,7км. минуя через 300м. небольшой круглый островок в направлении ВВЮ да места начала обноса последних порогов с водопадом Кичаны. В нашем случае основной груз был обнесен ~700 м.в два челночных перехода. Байды же были проведены сначала до порога ~400м., потом обнос порога ~25м. со следующей проводкой ~275м. до места с грузом. Поскольку место сильно захламлено, была выбрана стоянка на известном острове со смоленскими качелями ~280м. .
37,2 м. над ур. моря. По оз. Лопское, минуем слева по борту отсровок с могилами уже безызвестных лесорубов (надписи уже почти истлели и не читаются) ~1 км., до протоки Тюлле ~2 км. Войдя в протоку пересекаем полярный круг с раздачей полярных 50 гр., следуем до её окончания ~ 5 км. В направлении на ЮВ, оставляя слева по ходу поочередно - проливы в Нерпозеро и губу Варака, двигаемся до восточных берегов Нотозера ~ 3 км. Далее в Ю направлении, оставляя справа по борту остров Петро, а слева остров Коровий до губы Широкая ~ 3,7 км. Пересекаем губу и останавливаемся на западной оконечности самого южного острова между губой Коккагуба и губой Нольгуба ~ 3,3 км.
8-я стоянка - губа Коккогуба - оз. Верняя Пажма причал 66град. 25,472 N 32град. 22,774 Е-
Место антистапеля
4,5
0
37,2 м. над ур. моря.Последние 4,5 км. уже повторяют пройденные в самом начале похода только в обратном направлении. Погода по-прежнему хороша, солнечно! Все байдарки просушены и собраны вместе со всем снаряжением. По расписанию пришёл автотранспорт и в 23.00 выехали на ст. Чупа.
И Т О Г О
82,2
+16,5
- 16,5
Карты на общегеографической и топографической основе мастаба 1:50000