ДОМАШНИЕ СТРАНИЦЫ СЕМЬИ ПЕРФИЛОВЫХ
Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
Главная
Музей Ленина в Ульяновске
В конец страницы
Директор Музея-мемориала В.И. Ленина Валерий А. Перфилов
Ленин - раскрученная марка 22.04.2003 12:22 | Известия.RU Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня в моду входит ретро - футболки с надписью "СССР", песни комсомольской юности, советские агитплакаты. Эти тенденции коснулись и главной достопримечательности Ульяновска - Ленинского мемориального центра. Конечно, о былой популярности, когда музей посещали миллионы туристов, остались одни воспоминания. Но и сегодня мемориал вождя зарабатывает столько же, сколько все остальные музеи города.

Купи себе немного истории

- А вам не приходило в голову, что Ленин - это бренд, который можно раскручивать и продавать? - заявила как-то одна музейная работница своим коллегам из Ленинского мемориала в Ульяновске. По ее мнению, факт рождения в городе Владимира Ульянова является его главным культурным ресурсом, той маркетинговой идеей, которая может привлечь сюда массу туристов, а музей-мемориал и есть то место, где можно "купить себе немножечко Ленина". Но есть ли перспективы у этой "торговой марки" в новом веке?

До перестройки Ленина раскручивать было не нужно - он и так с лихвой был раскручен советской пропагандой. Люди, змеившиеся в очереди на просмотр тела вождя в Мавзолее, приезжали и сюда, на его родину: посмотреть, откуда есть пошел человек, загнавший клячу истории. Потоки туристов были прямо-таки миллионные, включая зарубежных гостей. Одинаково аккуратных американских бабушек и дедушек в кроссовках и светлых шортах первым делом вели в Дом-музей, где долгое время жила семья Ульяновых, потом в гимназию, где учился Володя Ульянов, и, наконец, сюда, в мемориальный центр, в филиал Центрального музея Ленина (в 1991 году головной музей закрылся, и ульяновский филиал стал называться Историко-культурным центром, перейдя на областное финансирование). Самыми зрелищными экспонатами были скульптура "Булыжник - орудие пролетариата", макет подпольной типографии и посмертная маска Ильича.

Издержки популярности

С приходом гласности произошла переоценка ценностей: канонизацию со светлого образа вождя сняли, и оказалось, что Ленин был не такой уж добрый и простой, а вовсе даже - противоречивая личность. С одной стороны, развенчание созданных кумиров - благо. С другой стороны, выросло поколение детей, которые в лучшем случае не знают, кто такой Ленин, а в худшем - считают, что это игрок сборной России по футболу. Массовый спрос на вождя упал, упала и посещаемость музея в мемцентре, да и пароходы с американскими старушками больше не причаливают в речном порту.

- Мы несем издержки былого супервнимания к музею, мы теперь за это расплачиваемся, испытывая негативное отношение к себе, - говорит директор Музея-мемориала В.И. Ленина Валерий Перфилов. - Мы понимаем: чтобы музей был востребован, он должен меняться, отвечать на вызовы времени.

Спрос на Ленина хотя и упал, но не до нуля. Около 200 тысяч человек в год ленинский музей все-таки принимает, поэтому предложения закрыть его за ненадобностью или сократить до одного зала в краеведческом музее, а на освободившихся площадях разместить промышленную выставку-ярмарку, скорее всего, понимания у властей не найдут. Летом сюда идут группы иногородних туристов, зимой - в основном ульяновские школьники и студенты, которые посещают тематические выставки.

- Мы зарабатываем столько, сколько все остальные музеи Ульяновска, - говорит Валерий Перфилов, утверждая, что вклад Ленина в этот заработок так же велик, как и вклад коммерческих выставок. Неужели все-таки нашелся ответ на главный "вызов времени"?

Основная экспозиция, занимающая добрые две тысячи квадратных метров, подверглась определенной ревизии. Раньше она строилась вокруг темы "Ленин и партия", теперь она стремится показать Ленина в контексте эпохи, проводит связь с "советской цивилизацией" ХХ века и, что важно, на 70 процентов состоит из подлинников.

- Мы убрали пропагандистские материалы, копии, сосредоточились на показе жизни и деятельности Ленина как политика и общественного деятеля, - говорит Валерий Перфилов. - При этом Ленин не единственная фигура в экспозиции. Идет процесс переоценки и возвращения других личностей.

Вождь и великие

Действительно, понадобилась парочка путчей, чтобы выяснить, что накануне революции в России действовала не только партия большевиков, но и куча других партий со своими яркими лидерами; что нельзя говорить о Февральской революции 1917 года, не упоминая Распутина и царскую семью. Обнаружилось, что министр внутренних дел последнего царского правительства Александр Протопопов - это крупный симбирский промышленник и землевладелец. Вспомнили премьер-министра Временного правительства Александра Керенского, тоже великого симбирца, с его смешными деньгами "керенками".

Впрочем, как утверждают специалисты, экспозиция - вещь в значительной степени авторская. А если авторам уже много лет, если они всю жизнь здесь проработали и им трудно решиться на переоценку "светлого образа"? Поэтому Октябрьская революция и первые годы Советской власти представлены в Музее-мемориале традиционно, и карта с лампочками "триумфального шествия" - с запада на восток - все еще центральный экспонат. Красный террор и прочие мерзости революции либо затушеваны, либо не показаны вовсе, дабы не чернить светлый образ. Так что история в какой-то мере остается субъективной: для целевой аудитории, которая хочет здесь найти того Ильича - из детской сказки про доброго и мудрого вождя. "Стремимся приехать на родину В.И. Ленина, чтобы вновь и вновь ощутить величие идей этого поистине гениального человека", - пишут эти люди в книге отзывов.

Ульяновск или Обломовск?

- Пока у нас в обществе все заидеологизировано и заполитизировано, - говорит Перфилов. - Должно пройти время, тогда идеологическая накипь сойдет, и останется суть. А наша задача - связать историческое пространство, формировать самосознание людей так, чтобы они целостно воспринимали свою историю.

И все же насколько перспективен бренд "Ленин и компания"? Эксперт Совета Европы Роберт Палмер, который побывал в Ульяновске осенью 2001 года, не верит, что культурная политика любого города должна привязываться к отдельной личности или историческому событию. "Это может быть стимулом, одним из факторов целостной политики, но планировать развитие на основе единственного проекта или личности было бы слишком большим упрощением и ограничением", - говорит он.

Симбирский край, эта типичная обломовская провинция, оказался на удивление богат выдающимися личностями, каждая из которых могла бы стать тем самым брендом: отсюда вышли историк Карамзин, писатель Гончаров, поэт Языков и много еще кто. Директор Перфилов даже намерен разместить в фойе своего музея "Карту культурных ресурсов края" - чтобы гости города знали, что не Ильичем единым жива область. И хотя журналисты явно поспешили переименовать Ульяновск в Обломовск, Ленин - это все же только повод, но не причина сюда приехать. Ленин - не вся история, а историческая ниша. А история сама по себе и причина, и бренд.

Сергей ГОГИН, Ульяновск

Известия.RU
 
Извините. Идет подготовка страниц...
Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
На предыдущую страницу
На верх страницы
Добавить в избранное Добавить в избранное
Последнее изменение:
Сайт управляется системой uCoz